на главную
(495) 638-55-96
с 11-00 до 19-00 пн-пт


История и культура Непала

авиабилеты | визы | фото

До XV века на территории нынешнего Непала находились многочисленные мелкие княжества. Некоторые из них по площади были не больше, чем какое-нибудь помещичье хозяйство в дореволюционной России. Княжества объединялись в своеобразные федерации, в двух самых крупных из них- Банеи и Чаубиси-было соответственно 22 и 24 княжества. В XV веке федерации распались. В большинстве княжеств форма правления представляла собой восточные деспотии, а в некоторых походила на республиканскую: государственные вопросы решал в них совет, куда входили представители влиятельных родов и выборный раджа. На главных площадях столицы, Дарбарах, до настоящего времени сохранились каменные возвышения, где совет собирался.

В наиболее развитых непальских княжествах, так же как и в Индии, общество делилось по канонам индуизма на касты брахманов, чхетри (кшатрии), вайшья и шудра. К брахманам относились священнослужители, к чхетри - военные во главе с раджей, к вайшья - крестьяне, торговцы, чиновники, некоторые группы ремесленников, к шудра - уборщики, прислуга и ремесленники. Кроме того, было немало людей, оставшихся вне каст. К ним относились, например, рабы. Рабами обычно становились крестьяне, которые не могли уплатить арендной платы за землю помещику. Помещики в Непале сдают ее небольшими участками в аренду крестьянам за очень высокую плату. Она составляет больше половины урожая.

Монархическая форма правления появилась на территории нынешнего Непала в V - VI веках нашей эры, когда произошло усиление власти отдельных влиятельных родов в княжествах.

Большую долину населяли невары, исповедовавшие буддизм. Здесь, много веков правила династия Малла. В древних книгах говорится, что сначала Малла правили в княжестве Гандаки и постоянно воевали с обитателями Большой долины. Видимо, не безуспешно, так как в начале XIII века Большая долина стала единым крупным княжеством, управляемым династией Малла. Первым раджей долины был Ари Малла Дева, род которого, согласно преданию, шел от раджпутов из Кушинагара (Индия). Его правление продолжалось с 1207 по 1216 год.

В начальный период многовекового правления династии Малла процветали культура и искусство. К этому времени (середина XIII века) относится и деятельность талантливого неварского архитектора Арнико. Непальцы считают его создателем храмов типа пагоды и называют этот стиль непальским. Говорят, что именно из Непала этот архитектурный стиль распространился по многим странам Востока: Китаю, Японии и другим. Известно, что китайский император, прослышав о красоте непальских храмов-пагод, через раджу Малла пригласил Арнико в Китай для строительства храмов. И Арнико построил в Китае много храмов-пагод, долго жил там, женился, там и скончался.

В Большой долине стиль храмов-пагод, не имея соперников, расцвел, подобно гармоничному цветку. Раз найденная форма построек с их характерными элементами, да и техника строительства, сохранилась и дошла до наших дней неизменной.

В середине XV века долиной управлял раджа Якша Малла. К старости он разделил свои владения между тремя сыновьями, и с тех пор в долине стало три княжества: Патан, Катманду и Бхадгаон с городами-столицами того же названия. Еще одни город на краю долины - Киртипур, расположенный на горе и прикрывающий вход в долину с запада, принадлежал княжеству Катманду, как и форт Нувакот, находящийся в 80 километрах от Катманду, в горах над долиной реки Трисули.

Историки называют периодом экономического и культурного расцвета долины Катманду также время правления раджи Пратап Маллы (1641 - 1647). Он известен как высокообразованный и культурный правитель, знавший несколько языков, в том числе английский. Он сочинял стихи во славу богов и богинь и высекал их на камне в храмах. Слава о его учености и талантах распространилась так широко, что к нему приезжали учиться из далеких княжеств Индии. Пратап отличался и военной доблестью, что помогало поддерживать мир в долине. Патан и Бхадгаон подчинялись ему. Важнейшие пункты на главном торговом пути из Индии в Тибет через перевалы Кути и Керонг контролировались им. Страна торговала с Индией, Тибетом и Кашмиром.

Летописцы отмечают большую религиозность Пратап Маллы, подробно описывают его пожертвования храмам. Во время церемонии туладан, например, он пожертвовал храму Пашупатинатх сто лошадей, а золота, серебра и драгоценностей общим весом, равным его собственному весу.

В настоящее время о радже Пратап Малле напоминает большой бассейн Рани Покхари в Катманду, севернее площади Тундикхел. Вода в этот бассейн, говорит легенда, была принесена из всех святых мест Непала. Посредине бассейна стоит, отражаясь в зеркальной глади, xpам бога Вишну, построенный и честь рано умершего любимого сына раджи. С каменных слонов на южной стороне на бассейн смотрят Пратап Малла и его рани.

Последним раджей династии Малла был Джайя Пракаш Малла (1736-1768). Летописи сохранили не очень лестные воспоминания о нем как о правителе и человеке, но они противоречивы, и лучше мы перескажем читателю их основное содержание.

Джайя Пракаш Малла был смелым и требовательным правителем, а это не всем приходилось по вкусу, тем более что он был высокомерен, раздражителен, а временами подозрителен и мстителен. Из-за этих качеств он нажил себе много врагов и среди приближенных, и в соседних княжествах, и даже в своей семье, В течение всех тридцати двух лет своего правления Джайя Пракаш жил в атмосфере недоверия, бунтов и интриг, почти не имея поддержки. В окружении придворных Джайя чувствовал противодействие себе с первых дней вступления на трон. А тут еще брат, Нерендра Пракаш Малла, с помощью противников Джайи захватил несколько населенных пунктов на северо-западе долины и объявил себя независимым раджей. Пришлось усмирять мятежников. Нерендра бежал в Бхадгаон и вскоре умер, а его жена совершила обряд сати.

Лишь на некоторое время мир в долине был восстановлен. Постоянно возникали военные столкновения между Катманду и Бхадгаоном, и в середине XVIII века некоторые районы княжества Катманду были даже заняты войсками Бхадгаона. Всегда в военных неудачах Джайя Пракаш обвинял своих министров, командующих армией и офицеров, часто их менял и жестоко с ними расправлялся. Рассказывают, что однажды Джайя Пракаш позвал к себе ночью главного министра, чтобы посоветоваться с ним по важным государственным делам... и убил его, считая виновником очередной военной неудачи. Командующий армией, за то, что ему не удалось отбить Нувакот, захваченный вражескими войсками, был расстрелян. В армии создалось напряженное положение. Против раджи, не без помощи подстрекателей, был настроен и народ. Людей возмущали слухи об изъятии ценностей из храма Пашупатинатх - о том, что ценности требовались для укрепления армии, им было неизвестно. А между тем Большой долине угрожали войска Притхви Нарайян Шаха.

Во время правления Джайя Пракаш Маллы на северо-западе от Большой долины окрепло и расширилось горное княжество Горкха. Управлял им с 1742 года Притхви Нарайян Шах. Ему было двадцать лет, когда он вступил на трон своего отца Нара Бхупал Шаха. Княжество ему досталось небогатое, несмотря на то, что его отец покорил и присоединил к себе несколько соседних княжеств. Притхви Нарайян, как утверждает непальский летописец, "спал и видел себя владыкой большого и сильного государства". Тогда обратил он внимание на Большую долину. Хорошо защищена долина. Кругом горы, на подступах-крепости. С запада - это форт Нувакот. И вот Притхви решил его взять. Но первая попытка не удалась, хотя все мужчины княжества учились военному делу. Войска Притхви были отброшены войсками Джайя Пракаш Маллы.

Однако неудача не охладила Притхви, а только еще больше раззадорила, он стал готовиться к новому походу более тщательно. Опять его армия учится и вооружается, но уже более совершенным оружием, которое Притхви закупил в Бенаресе (Индия). Каждый день гонцы доносили Притхви о том, что делается в Нувакоте и в Большой долине. А в долине, оказывается, прочно укоренились распри и интриги между раджами трех княжеств. Это было на руку Притхви. Историки говорят, что Большую долину было не просто завоевать: естественные укрепления - мощные крутые горы - со всех сторон надежно защищали ее. В горах мало проходов, достаточно охранять их, чтобы жить в долине безопасно. Если бы не ссоры между раджами в долине, не добиться бы успеха Притхви Нарайяну. Но он сумел воспользоваться этими ссорами, разжигая их, засылая шпионов, подкупая предателей... Второе нападение на Нувакот в 1743 году, было хорошо подготовлено и увенчалось успехом. Богатая долина с двумя реками - Трисули и Тади - стала добычей Притхви Нарайяна и увеличила его доходы. Кроме того, он завладел и наиболее удобным караванным путем из Индии в Тибет, который тогда проходил через Нувакот. Это тоже сулило немалую выгоду ему самому и лишало доходов раджей Малла. Притхви воспрянул духом. На очереди было наступление на Большую долину. Но... это наступление длилось целых двадцать пять лет. Другие сражения мешали ему. Однако Притхви Нарайян Шах упорно, шаг за шагом, шел к своей цели.

Сначала в отсутствие Притхви на княжество Горкха напали соседние княжества. Когда эти воинственные соседи успокоились, Притхви отправился на богомолье в Пашупатинатх, чтобы самому побывать в Большой долине и убедиться в правильности донесений. Он пробыл в долине несколько месяцев. Подружился даже с семьей раджи Бхадгаона Ранджит Маллы и снискал любовь раджи и его сына. Это помогло Притхви оценить военную и моральную силу врага. Он увидел, что раджи враждуют между собой. Ранджит Малла, например, не может простить радже Джайя Пракаш Малле того, что тот требует с него большой выкуп за освобождение граждан Бхадгаона из тюрьмы, куда они были заключены им за посещение Пашупатинатха.

Шесть министров Патана прислали Притхви письмо, в котором просили взять Патан под свою опеку, так как их раджа нехорош. Приходили к Притхви письма и от знатных граждан Патана, в которых также выражалось желание видеть на троне Патана Притхви. А Пракаш Малла "безжалостно мстил" шести министрам - Прадханам за ослепленного ими брата - Раджья Пракаша. И еще многое другое узнал Притхви, в том числе настроение народа.

И вот войска Притхви у стен Киртипура, в пяти километрах от столицы. Но эта крепость проявила необыкновенное упорство. Семь раз Притхви терпел неудачу. На восьмой раз он опять призвал на помощь хитрость, воспользовался услугами перебежчика. Ночью потайным ходом его войска были проведены в крепость, и город был взят. В отместку за упорное сопротивление Притхви приказал всем мужчинам в городе отрезать носы и переименовать город в Наскатпур, что значит "город безносых".

Теперь, когда Притхви уже обосновался в Большой долине, дальнейшее ее завоевание пошло быстрее. Очередным и самым важным шагом в этом направлении было завоевание города Катманду. Здесь надо было учесть все, и все было учтено. Для нападения был выбран день праздника Индры, 25 сентября 1768 года, когда все население Катманду веселилось, а войска меньше всего думали об обороне. Расчет был правильным. И хотя войска, находившиеся в Катманду, оказали сопротивление, а Джайя Пракаш отказался сдаться, ночью Притхви ворвался во дворец раджи.

Джайя Пракаш тайно бежал в Патан к радже Теджа Нарасимхе. Но уже в начале октября 1768 года был вынужден бежать вместе с ним в Бхадгаон. Патан сдался гуркхам без сопротивления. Говорят, что министры Патана покинули своего раджу и вышли навстречу войскам Притхви.

Бхадгаон тоже был крепостью, заранее подточенной изнутри Притхви Нарайян Шахом. А теперь Притхви начал его осаду, подойдя с юга. На севере же княжества уже в течение двух лет в руках гуркхов были два населенных пункта. Окруженный Бхадгаон отчаянно сопротивлялся почти год, но в ноябре 1769 года пал. В начале осады Притхви обещал радже Бхадгаона жизнь за выдачу раджей Катманду и Патана, но тот не принял этого предложения, и война продолжалась. Пострадало от разрушений, огня и грабежа около пятисот домов, больше двух тысяч человек было убито, а трое раджей оказались в плену. Раненый Джайя Пракаш Малла умер на второй день, Ранджит Малле разрешено было уехать в Бенарес, где он вскоре и скончался, а Теджа Нарасимха, раджа Патана, погиб в тюрьме.

Притхви Нарайян Шах стал единоличным правителем земли в Большой долине и вокруг нее. Сбылась его мечта. И новое государство получило название Непал.

Государственное устройство Непала напоминало устройство княжества Горкха. Верховная власть в нем принадлежала махарадже, а высшие административные посты закреплялись за влиятельными семействами и передавались по наследству. В состав народностей Непала входили невары (коренные жители долины), кхасы (выходцы из княжества Горкха), магары, гурунги и другие. Государственной религией был признан индуизм, государственным языком - непали.

В 1775 году Притхви Нарайян Шах умер. Его сыновья, Пратап Сингх Шах и Бахадур Шах, продолжали расширять границы Непала. Пратап Сингх Шах все три года своего правления провел в войнах. За это время только одно княжество Моранг было атаковано восемнадцать раз, из которых семнадцать безуспешно. В 1778 году Пратап Сингх Шах умер, на трон был посажен его двухлетний сын Рана Бахадур Шах при матери-регентше Ранджендре Лакшми. Второй сын Притхви Нарайян Шаха - Бахадур Шах стал мухтияром (премьер-министром). "Честность, благоразумие, патриотизм и отвага, увенчанная военными успехами", быстро сделали его заметной фигурой. В своей стране его уважали, в соседних - боялись и воздерживались от нападения на Непал. Все это заставило регентшу насторожиться. Опасаясь, как бы Бахадур Шах не занял трон малолетнего махараджи, она посадила его в тюрьму. (Это было уже второе заключение Бахадура, первый раз он был в заключении по приказу старшего брата, махараджи, с которым после смерти отца не ладил.) Освобожденный из тюрьмы усилиями дворцового брахмана Бахадур поселился в Патне (Индия).

В 1786 году, после смерти регентши, Бахадур Шах возвращается в Непал и занимает пост главы правительства. Теперь он отдает все силы "завершению чаяний отца"-присоединяет одно за другим соседние княжества, применяя не только "военную жестокость", но и дипломатию. Например, сильное княжество Палпа было им присоединено путем женитьбы на дочери раджи этого княжества. А потом в союзе с Палпой он заставил покориться оставшиеся не присоединенными княжества федераций Чаубиси и Баиси. В 1794 году Бахадур Шах захватил Гархвал и Кумаон. Теперь границы Непала простирались до Сиккима на востоке и до Кашмира на западе. В несколько урезанном виде эта территория и в наши дни составляет Непал.

К тому времени махараджадхираджу Рана Бахадур Шаху исполнилось 16 лет. Он сместил мухтияра Бахадур Шаха и заточил в тюрьму. В тюрьме Бахадур Шах наложил на себя руки.

Со временем между привилегированными родами Непала стала разгораться вражда в борьбе за власть, за доходные места. Особенно она была сильна между родами Тхапа и Панде, которые занимали посты мухтияров. Оба рода имели заслуги перед раджами. Ганеш Панде, например, в свое время посадил на трон Драбья Шаха, ставшего основоположником династии Шахов в княжестве Горкха, а его потомок Калу Панде был правой рукой Притхви Нарайян Шаха и в его отсутствие управлял делами княжества; за военные заслуги он был произведен в чин кази - главнокомандующего армией.

В роду Тхапа прославился Бхим Сен Тхапа, который, будучи мухтияром (1806-1836), проявил незаурядный государственный ум. Начал он свою карьеру с младшего офицера. Когда Рана Бахадур Шах для упрочения власти проводил некоторые реформы и тем восстановил против себя придворную знать и брахманов, он вынужден был бежать в Бенарес. Бхим Сен последовал за ним.

Через несколько лет Рана Бахадур Шах решил вернуться в Катманду, где трон был уже занят его малолетним сыном. Он рассчитывал на милость регентши. Но около Тханкота его встретили войска под командованием Дамодар Панде, который хотел удержать в своих руках власть (пост мухтияра), однако в бою был убит. Бывший раджа Рана Бахадур Шах занял в Катманду место мухтияра при своем сыне. Свое положение он использовал для усиления власти раджи и ослабления аристократии и брахманов - он не забыл их вражды к себе. Все земли бирта были конфискованы, а порядок налоговых сборов изменен таким образом, что доходы казны увеличились. Это было необходимо для укрепления непальской армии: ожидалось наступление англичан.

Конечно, знать дарбара возмутилась действиями мухтияра, и он был убит своим незаконнорожденным братом при подстрекательстве знати.

Новым мухтияром становится Бхим Сен Тхапа, а все государственные посты занимают его родственники. Главным в деятельности Бхим Сен Тхапы является его непримиримость к проискам англичан. Он укрепляет армию, делает попытку привлечь на свою сторону некоторые индийские княжества.

Английская Ост-Индская компания, интересы которой ущемлял Бхим Сен Тхапа, со своей стороны, приняла против него меры. Это привело к появлению на политической арене Непала новой фамилии - семейства Рана. К середине XIX века Рана забрали фактически всю власть в свои руки. Махараджадхираджи стали только номинальными правителями, не играющими активной роли в политической жизни страны.

Непальцы называют этот период истории периодом тирании семейства Рана. Уже способ захвата власти семейством Рана оправдывает такую характеристику. Джанг Бахадур Рана -родоначальник этого семейства - использовал для достижения цели и вражду между семействами Тхапа и Панде, и происки Ост-Индской компании, не погнушался и кровавой расправой с теми, кто стоял у него на пути.

О главных событиях в предшествующий этому период можно коротко рассказать следующее.

В конце XVIII века, когда мухтиярами Непала были то Панде, то Тхапа, англичане стали делать попытки проникнуть в Непал и с этой целью воздействовали на мухтияров, а иногда и на махараджадхираджей. В 1792 году Ост-Индская компания заключила с Непалом договор о таможенных пошлинах, а в 1801 году- соглашение о торговом союзе, но Непал не подпал под власть англичан, как Индия, благодаря тому, что Бхим Сен Тхапа, тогдашний мухтияр (1806 год) понял к чему это ведет и не ратифицировал договор.

Только в результате англо-непальской войны 1814 - 1816 годов, которую начала Ост-Индская компания первого ноября 1814 года, использовав пограничный инцидент, по Сегаулийскому мирному договору в Катманду допускался английский резидент. Непальцы проиграли войну, так как силы были неравными, вооружение и численность английской армии намного превосходили непальскую. Теперь внешняя политика Непала подвергалась контролю, к Ост-Индской компании отходила территория Сиккима, Дехра-дун, Гархвал, Симла и др. Воинственность непальцев и опасение вмешательства Китая не позволили англичанам разместить в Непале свои войска.

Семейство Панде, отстраненное от государственных дел, в целях восстановления своих прав вступило в союз с английским резидентом. В результате этого неугодный и англичанам мухтияр Бхим Сен Тхапа по ложному обвинению в убийстве младшего сына махараджадхираджа, был арестован в 1837 году и в тюрьме покончил жизнь самоубийством. Указом махараджадхираджа семейство Тхапа лишалось всех прав, а семейству Панде возвращались все привилегии. Но англичанам этого было мало, надо было сделать невозможной оппозицию, и они склонили на свою сторону Джанг Бахадур Рану.

И вот в ночь с 14 на 15 сентября 1846 года Джанг Бахадур Рана со своими братьями устроил во дворце махараджадхираджа резню. Погибли все высшие чиновники самых влиятельных родов: Панде, Тхапа, Баснеят и др. (по одним данным, около ста человек, по другим - пятьдесят пять). Непальцы называют эту ночь "резней в коте" и теперь еще, через сто с лишним лет, рассказывают с подробностями, как происходило это избиение безоружных людей, не забывают упомянуть о красном ручье, который вытекал...

В общем, в Непале произошел переворот. Мухтияром стал Джанг Бахадур Рана, другие должности заняли его родственники. Посты свои в дальнейшем они стали по традиции передавать по наследству, закрепив это право формально указом махараджадхираджа.

В знак благодарности Рана разрешили англичанам с тех пор вербовать в Непале солдат. Конечно, не безвозмездно. Мухтияр за это ежегодно получал два миллиона рупий. Только в годы первой мировой войны в английской колониальной армии было 200 тысяч непальцев. Между прочим, непальские солдаты вербуются в английскую (а также индийскую) армию до сих пор.

От перемены лиц в непальском правительстве, однако, не стало спокойнее, раздоры продолжалось. Рана совершенно не заботились о развитии страны ни в экономическом, ни в культурном отношении, не заботились они и о народе. Их интересовала только собственная нажива, обеспечение сладкой жизни своему разросшемуся до громадных размеров семейству. В зависимости от родовитости и законности рождения (у непальской знати могло быть по две законные жены и неограниченное количество наложниц) члены семейства даже делились на классы "А", "В", "С", которые пользовались неодинаковыми правами. Например, министрами могли быть только Рана класса "А". Члены семейства Рана хотели получать образование за границей, путешествовать, жить во дворцах, пользоваться всеми благами жизни... Для этого требовались деньги, и они их выжимали из народа. Поборы были так велики, что крестьяне не могли их выплачивать и попадали в рабство к помещикам-ростовщикам. Таким образом, большинство непальцев было бесправно и нище до предела.

Для упрочения своего положения Рана шли и на преступления. Так как главную опасность для их власти представлял махараджа, то Рана заботились о том, чтобы законный махараджа был несовершеннолетним и всегда нуждался в опекунах. До насильственного устранения ювораджей дело не доходило, просто им чуть не с пеленок предоставлялись все удовольствия: вино, женщины и наркотики. Наследники не часто становились совершеннолетними.

Непал не был спокоен. Махараджадхираджи сами представали жертвами, обокраденными и угнетенными семейством Рана. От Рана все зло, несчастья и беды в Непале. Так считал народ и образованные патриоты, которые понимали необходимость перемен в стране. Объективно это означало, что феодализм изжил себя, вот почему борьба за прогресс приняла форму борьбы против самого крупного феодала - семейства Рана.

В рядах этого движения были и обойденные судьбой интеллигенты, и члены семейства Рана класса "С", мелкая буржуазия и торговцы, задавленные индийскими конкурентами, чиновники, студенты, позднее крестьяне и рабочие.

До XX века борьба проявлялась только в форме дворцовых заговоров, зачинщиками которых нередко были Рана класса "С".

После первой мировой войны борьба приняла другой характер. Появились просветители, открывавшие глаза народу, например индиец Джоши, и сторонники идей Ганди. Конечно, в Непале индийские идеи излагались на непальский лад.

В 1916 году непальские эмигранты в Индии стали издавать газету "Горкхали", которая в течение шести лет агитировала за свержение власти Рана. После разгрома газеты англичанами в 1922 году (по просьбе Рана) в Индии была создана первая организация непальских эмигрантов-Лига гуркхов. Потом возникли организации: "Прачанд горкха" (1931 год), "Непал пра-джа паришад" (1935 год). Появились стихи и художественная проза, направленные против Рана. И политические организации, и художественная литература такого направления подвергались гонениям, их организаторы (или авторы) попадали в тюрьму, некоторых казнили, например лидеров "Непал праджа паришад".

Политическим результатом борьбы этого периода явилась отмена 28 ноября 1924 года рабства в Непале.

После второй мировой войны политические организации возникали и распадались, появлялись вновь... По большей части они были малочисленны, но редко единодушны в своих убеждениях и действиях. В организациях не было четкой программы, устава, вероятно, и дисциплины. Были периоды революционного подъема, когда в Непале действовало до сорока самостоятельных политических организаций. Самыми крупными и значительными партиями являлись Непальский национальный конгресс (ННК), Непальский демократический конгресс (НДК), Национальный конгресс (НК) и Коммунистическая партия Непала (КПН). И эти партии не отличались постоянством, разве только постоянством несогласий. В них меняются лидеры, они распадаются, сливаются.

Партия Непальский национальный конгресс организовалась на конференции непальских эмигрантов в январе 1947 года в Калькутте. Председателем был избран Т.П. Ачария, находившийся тогда и тюрьме. Партия поставила целью свержение господства Рана и установление в Непале конституционной монархии. В случае успеха в стране будут проведены экономические реформы, которые изменят положение крестьянства и государственных служащих. Впервые делается попытка связать движение за освобождение от господства Рана с освободительным движением в Индии. Конференция также потребовала освобождения Ачарии. В тюрьму его бросили Рана как организатора партии "Непал праджа паришад", и если бы он не был брахманом, то был бы казнен.

ННК организовал первую в Непале забастовку (в тераях), первую сатьяграху (кампанию гражданского неповиновения) в апреле 1947 года и первые демонстрации. Эти народные волнения вынудили премьер-министра Падма Шамшер Джанг Бахадур Рана обещать в ближайшем будущем конституцию, первую непальскую конституцию.

Сатьяграха приостановилась. В январе 1948 года Падма Шамшер обнародовал конституцию 1948 года. Она не меняла положения семейства Рана и управления страной, предполагалось существование парламента при премьер-министре. Но и этот парламент остался на бумаге. Падма Шамшер не пользовался авторитетом ни у придворной знати, ни в народе, и при такой обстановке ему пришлось подать в отставку. Сменивший его Мохан Шамшер Джанг Бахадур Рана заявил, что будет править без всякой конституции, и майским указом 1948 года отменил конституцию, а ННК объявил вне закона.

Независимая Индия осуждала такую политику. Позднее Джавахарлал Неру в парламентской речи (март 1950 года) сказал, что Непалу "следует привести свою политику в соответствие с демократическими сдвигами, которые произошли в мире... неумно не делать этого". Но Мохан Шамшер был тверд и для упрочения своих расшатанных позиций вновь обратился к Англии. В октябре 1950 года с ней заключен договор "О постоянном мире и дружбе". А для сохранения дружеских отношений с Индией с ней был подписан договор "О мире и дружбе" еще в июле 1950 года.

В это время внутри ННК возникли разногласия: спорили о методах борьбы за достижение цели и ссорились из-за лидерства в партии. В результате партия раскололась. Сначала из нее вышел Ачария со своими сторонниками и образовал новую партию со старым названием, а потом выделилась группа наиболее демократически настроенных членов, которые 15 сентября 1949 года создали Коммунистическую партию Непала.

КПН считала, что после свержения тирании Рана должно быть создано "народное государство". Но у этих прогрессивных идей еще не было опоры, ни экономической, ни идеологической.

В 1949 году образовалась еще одна партия - Непальский демократический конгресс (НДК),-у руководства ее встали представители Рана класса "С". Они стремились направлять деятельность партии в своих интересах. Вскоре с той же целью партия НДК слилась с оставшейся частью ННК и стала называться Непальский конгресс (НК). НК торопил вооруженный захват власти, после чего предполагалось создать представительное правительство во главе с махараджадхираджем Трибхуваном.

По решению НК (сентябрь 1950 года) формировались отряды добровольцев, составившие Освободительную армию. Армия стала захватывать один за другим населенные пункты в тераях. Правительственные войска, посланные премьер министром Рана на борьбу с мятежниками, терпели поражение. Историки объясняют это тем, что правительственная армия воевала неохотно, ее солдаты душою были с добровольцами. Восстание и переход на сторону Освободительной армии 1500 солдат и офицеров гарнизона города Палпа под командованием Рана класса "С" подтверждают это.

В декабре 1950 года был взят Биратнагар. Крестьяне помогали Освободительной армии. Они надеялись на облегчение жизни (снижение арендной платы и ликвидацию долгов ростовщикам). Появились крестьянские союзы, первый профсоюз рабочих Бирганджа и Биратнагара. Освободительная армия получала также моральную и материальную поддержку из Индии. В это время там находился Трибхуван - законный махараджадхирадж Непала, который попросил политического убежища. Его бегство в Индию, пожалуй, больше всего подлило масла в огонь борьбы непальцев за новую жизнь.

Трибхуван Вир Бикрам Шах Дева был коронован 20 февраля 1913 года в возрасте пяти лет, теперь ему было за сорок, но он, как и в детстве, только назывался правителем. Повзрослев, он жил фактически под домашним арестом, не мог действовать самостоятельно, всегда оставаясь под надзором. Летописцы приводят его разговор с врачом-иностранцем: "Я ничего не значу и ничего не могу... только любоваться сокровищами... Я живу за пятью стенами, но ворота их охраняются не для моей безопасности, а для того, чтобы удерживать меня в этих стенах". Однако Трибхуван видел, что делается за стенами дворца. После достижения Индией независимости он через того же врача (а по другим данным-через парикмахера), который лечил (или брил) махараджадхнраджа и индийского посла в Катманду, установил связь с индийским послом. Рассказывают, что однажды осенью 1950 года индийский посол прибыл во дворец Трибхувана, чтобы полюбоваться его садом, и передал Трибхувану зашифрованное письмо: "Птица пришла в сад и принесла от доктора цветок".

Вскоре Трибхуван выразил желание поехать со всей семьей на прогулку на Сундариджал. (Это небольшая горная речка, на которой построена первая в Непале крохотная электростанция.) Не поехал на прогулку только малолетний внук Трибхувана-Гьянандра, его в этот день не было во дворце, 6 ноября 1950 года солнечным утром поезд из нескольких машин в сопровождении стражи выехал из дворца. Вдруг машины повернули к индийскому посольству, ворота его распахнулись, как только они поравнялись с ними. Охрана была сразу обезоружена и отправлена обратно с вестью, что Трибхуван не вернется во дворец...

На третий день Трибхуван на специальном самолете вылетел в Индию. Весть о его бегстве с быстротой молнии облетела всю страну. Правительство Рана предпринимало все, что могло. Сначала требовало от индийского правительства выдачи Трибхувана. Получив отказ, спешно возвело на трон (как будто он был свободен!) внука Трибхувана - Гьянандра Бир Бикрам Шах Деву, которому тогда было три года. Это беззаконие вызвало бурю возмущения и в Непале и вне его; ни одна страна не признала нового маха-раджадхираджа.

Премьер-министр Мохан Шамшер Рана хотел опереться на своих друзей-англичан, но они побоялись ухудшения отношений с Индией и остались безучастными к его судьбе.

После серьезных поражений, нанесенных правительственным войскам отрядами НК, и длительных переговоров с Индией, 8 января 1951 года непальское правительство обнародовало декларацию, в которой обещало создать законодательную ассамблею. Выборы в нее должны быть всеобщими и пройти в 1952 году. Предполагалось, что новое правительство должно состоять из 14 членов, причем половина, в том числе премьер-министр, должна быть из семейства Рана. Главой государства оставался Махараджадхирадж. Кроме того, декларация обещала амнистию политическим заключенным, безнаказанность участникам беспорядков, объявляла свободу создания политических партий при условии, что их деятельность не выйдет за рамки закона, и т. п.

Трибхувана это вполне устраивало. Он призвал Непальский конгресс прекратить борьбу, и сам вернулся в Непал. 18 февраля 1951 года он обнародовал Королевскую прокламацию. Она отменяла наследование поста премьер-министра семейством Рана и объявляла о создании коалиционного правительства. В состав правительства вошли и представители НК. Но интересно, что пост премьер-министра вместе с портфелем министра иностранных дел был снова предоставлен Мохан Шамшер Рана. Другие важные посты министров (обороны, просвещения, лесного хозяйства, здравоохранения и местного самоуправления) также были заняты Рана класса "А". Остальные портфели министров достались членам НК. Но председатель партии НК М.П. Коирала не вошел в состав правительства.

Таким образом, в результате демократического движения изменения в непальском правительстве свелись лишь к частичной замене на важных постах Рана класса "А" на Рана класса "С". Рана были довольны результатами движения. А Коммунистическая партия снова призывала к борьбе - теперь против коалиционного правительства.

Коалиционное правительство сразу же показало свое лицо, оно начало не с выполнения декларации, а с наведения "порядка", с издания закона о прекращении огня и закона об общественной безопасности. Началось подавление демократического движения: карательные экспедиции, аресты, расправы... Эти действия правительства от имени НК вынудили некоторых конгрессистов, в том числе и выпущенного из тюрьмы Т.П. Ачария, выйти из НК.

В ответ на действия коалиционного правительства произошло объединение всех демократических сил: разных союзов, партий, групп, кружков, группировок всех сословий и политических убеждений, к объединению примкнули даже некоторые феодалы. Образовался Народный национальный объединенный фронт под председательством Т.П. Ачария. Комитет фронта организовал в крупных городах демонстрации протеста против полицейских репрессий. Студенческая демонстрация в Катманду 7 ноября 1951 года была рассеяна огнем, один студент убит и несколько ранено. На другой день похороны превратились в новую мощную демонстрацию. Толпы возбужденных людей поднимали над головой кулаки и гневно кричали...

10 ноября 1951 года из правительства вышли в отставку конгрессисты, а 13 ноября подал в отставку премьер-министр Мохан Шамшер Рана, при условии сохранения ему жизни и имущества. 16 ноября Трибхуван объявил новый состав правительства. В него вошли 8 членов НК и 6 независимых. Премьер-министром назначался председатель НК М.П. Коирала. Семейство Рана потеряло власть, которой злоупотребляло больше ста лет. Газеты называли Трибхувана "отцом Непала" и оповещали о наступлении новой эры. Была объявлена Временная конституция 1951 года, закреплявшая происшедшие перемены. Она отменяла привилегии отдельных групп лиц, провозглашала равенство всех граждан перед законом, свободу совести и всеобщее избирательное право. Она провозглашала конституционную монархию во главе с Махараджадхираджем - королем: он становился главнокомандующим вооруженными силами страны и пр. и пр.

Как бы то ни было, обстановка в Непале теперь давала простор развитию, движению вперед... если бы конгрессисты были способны повести за собой страну.

Новое правительство не торопилось с выполнением обещаний. Созыв конституционной ассамблеи все откладывался. Демократические преобразования тоже откладывались, зато усилились полицейские репрессии. Вместе с тем, внутри правительства начались раздоры. Были недовольные назначением М.П. Коиралы на пост премьер-министра без консультации с партией. М.П. Коиралу освободили от поста председателя партии (избрали Б.П. Коиралу), а затем исключили из партии. Но М.П. Коирала создал новую партию - Национальную демократическую партию (НДП). Вслед за этим, как грибы после дождя, стали появляться и другие партии и группировки, враждовавшие между собой.

Трибхуван воспользовался этими обстоятельствами для укрепления своей власти. Сначала он самовольно вносил изменения во временную конституцию, потом (10 августа 1952 года) распустил правительство М.П. Коиралы и учредил консультативный совет из пяти человек - они не состояли ни в каких партиях, зато трое из них занимали высокие посты в армии. В сентябре 1952 года он опубликовал акт о праве приостанавливать действие статей Временной конституции и осуществлять прямое правление.

В последующие годы борьба демократических сил во главе с КПН шла по тому же руслу: возникали и распадались союзы, не оставляя следа, а Трибхуван укреплял свои позиции. Главными событиями за это время были: первый (нелегальный) съезд КПН (1953 год); акт Трибхувана "О конституционных изменениях", которым отменялись важнейшие статьи конституции. "Верховная власть во всех сферах государственной жизни сейчас принадлежит нам и осуществляется нами",- говорилось в акте. Демонстрации и митинги запрещались. Но они все же время от времени происходили в тераях.

13 марта 1955 года Трибхуван умер. Трон занял Махендра Бир Бикрам Шах Дева. Оппозиционная борьба продолжается и при нем, а Махендра не перестает укреплять позиции монарха. Убедившись, что прямое правление вызывает недовольство, Махендра предлагает одно за другим (но отнюдь не торопясь) мероприятия, которые создают представление об уступках в пользу демократии: конференция общественных и политических групп, всеобщие выборы (1957 год), возложение обязанностей премьер-министра на Махараджадхираджу. Его предложения не проходят, и он предлагает сформировать новый состав правительства, поручая это лидерам то одной, то другой партии, за исключением наиболее влиятельной - Непальского конгресса. Это снова вызывает раскол в среде оппозиции.

В 1956-57 годах правительство возглавлял Т.П. Ачария. За это время все же кое-что было сделано: легализована Коммунистическая партия, запрещенная в 1952 году, намечен первый пятилетний план развития экономики Непала (хотя он и не был выполнен даже на треть). Развиваются внешние связи Непала, страну принимают в члены ООН (1955 год). Непал выбрал миролюбивый курс внешней политики, неприсоединение к блокам, нейтралитет...

Махендра всячески оттягивал выборы в конституционную ассамблею. Но демократические силы единодушно требовали проведения выборов. Были и демонстрации, и ультиматумы, и всеобщее неповиновение (сатья-граха). Все это вынудило назначить конкретную дату выборов.

Незадолго до выборов, 12 февраля 1959 года, была обнародована новая конституция Непала, которая предусматривала выборы не в конституционную ассамблею, а в парламент. Главное, за Махараджадхираджом закреплялись чрезвычайные полномочия: право отменять конституцию, распускать парламент и т.д.

Выборы в парламент состоялись 18 февраля 1959 года. Одиннадцать партий выдвинули своих кандидатов, среди них НК, КПН, "Непал праджа паришад" и др. Все они не скупились на обещания: отмена феодальной системы землевладения - бирта, справедливое распределение земли, развитие экономики и пр. и пр.

Больше всех собрала голосов НК, и Б.П. Коирала стал премьер-министром. Но действия нового правительства опять были малоэффективными. Реформам в сельском хозяйстве сопротивлялись феодалы. Оппозиционные партии всячески стремились дискредитировать правительство. В двух дистриктах (районах) были даже кровавые столкновения: в дистрикте Горкха они были спровоцированы, а в дистрикте Запад-1 вызваны репрессиями против крестьян. Вся страна всколыхнулась. В это время ухудшились отношения между парламентом и Махендрой, главным образом потому, что правительство совершенно забыло о том, что хозяином в стране остается Махараджадхирадж. Этого Махендра допустить не мог. Он перешел в наступление.

12 декабря 1960 года в девять часов утра правительственные войска заняли все важные пункты столицы: почту, правительственное здание - Сингх дарбар, аэродром, блокировали дороги и иностранные посольства, а в 11 часов арестовали Б.П. Коиралу и всех министров-конгрессистов, собравшихся на конференцию. Были арестованы также многие другие министры, руководители партий и т. д. В обнародованном заявлении говорилось, что Махендра, действуя согласно конституции, распустил парламент и установил режим прямого правления. Был сформирован совет министров, где премьер-министром и министром обороны стал сам Махендра. Для предупреждения оппозиции все без исключения партии и организации были распущены. Через некоторое время под надзором двора были созданы так называемые классовые организации рабочих, крестьян, студентов и др.

Через два года, 15 декабря 1962 года, была объявлена новая, третья конституция, закрепившая все эти перемены. В стране была создана четырехступенчатая система панчаятов (советов) - органов самоуправления: деревенских, городских, дистриктных, зональных. Венчал эту систему Национальный панчаят - своего рода парламент, часть депутатов которого выбиралась членами нижестоящих панчаятов, а часть назначалась самим Махендрой. 14 апреля состоялась первая сессия Национального панчаята. На второй сессии Национального панчаята был принят свод законов: отменялся неоплачиваемый принудительный труд, кастовая дискриминация, ранние браки; были уточнены сроки проведения аграрных реформ и т. п.

Наиболее заметным результатом всех действий Махараджадхираджа было наступление относительной политической стабильности в стране, которой не было со времени падения Рана. После запрета в стране политических партий улеглись страсти, разыгравшиеся в борьбе за власть. Теперь всем оставалось только следовать указаниям и советам Махараджадхираджа.

31 января 1972 года Махендра Бир Бикрам Шах Дева, Махараджадхирадж Непала, умер. В этот же день через несколько часов, в момент, определенный астрологами, а именно в 12 часов 17 минут ювораджадхнрадж Бирендра Вир Бикрам Шах Дева был возведен на трон на церемонии во дворце Ханумандхока. Коронация нового Махараджадхираджа была отложена на продолжительное время - до 24 февраля 1975 года. Эта дата определена дворцовыми астрологами как наиболее благоприятная для такого важного события. Бирендра получил образование на Западе - в Итоне и Гарварде.

В 1980 году Бирендра объявил референдум, который должен был определить систему управления страны - Панчаят или политические партиии. Б.П. Коирале, который с 1960 был в тюрьме, а затем в самовольном изгнании, было разрешено провести референдум, но результат голосования был 55 % к 45 % в пользу системы Панчаята. (Б.П. Коирала умер в 1983.)

Однако король уже объявил, что независимо от результатов голосования народ выберет законодательный орган страны на пятилетний срок, а он, в свою очередь, выберет премьер-министра. Король, однако, сохранит право прямого назначения 20 % законодательного органа, и все кандидаты должны быть членами одной из шести одобренных правительством организаций и выступать от своего имени, а не от какой-либо партии. Первые выборы по такой системе состоялись в 1981.

На первый взгляд, система панчаята, разрешавшая тайное голосование и всеобщее избирательное право, не казалась диктаторской, потому что конституция, на словах, гарантировала свободу слова и собрания и право формировать объединения и ассоциации (если они не мотивированы политикой партии).

Действительность была несколько иной. Военно-полицейский аппарат Непала оказался одним из наименее подотчетных общественности во всем мире. Была введена строжайшая цензура. Многочисленные документы говорят о массовых арестах, пытках и избиениях подозреваемых активистов; лидеры основной оппозиции - Непальского Конгресса,- в период с 1960 по 1990 годами находились в тюрьме. Только в начале 90-х годов королевская власть ослабла, хотя конституция и гарантировала его верховенство, а Национальный Панчаят в основном выступал в качестве резиновой печати.

Аристократии, в общем, удалось сохранить свое влияние и богатство (король и его братья - все женятся на членах семьи Рана) и система Панчаята все еще казалась достаточно жизнеспособной. Хотя невозможно найти точных цифр, но в целом считается, что до 50 % иностранной помощи перекочевывало на королевские и министерские счета.

В 1989 оппозиционные партии сформировали коалицию для борьбы за многопартийную демократию с королем в качестве конституционного главы. Это движение было названо Джана Андолан или Народным Движением. Народная поддержка была частично мотивирована экономическими проблемами, вызванными блокадой со стороны Индийского правительства и сильным недовольством коррупцией.

В феврале 1990 правительство ответило на мирные митинги протеста пулями, слезоточивым газом, тысячами арестов и пыток. Однако после нескольких месяцев бунта и беспорядков и при сильной поддержке из-за рубежа правительство было вынуждено отступить. Народная победа досталась дорогой ценой. Погибло более 300 человек.

9 апреля король объявил по национальному радио, что он снимает запрет на политические партии, и 16 апреля он обратился к оппозиции с просьбой возглавить временное правительство. Он также объявил о своей готовности взять на себя роль конституционного монарха.

В Мае 1991 года 20 партий оспорили всеобщие выборы на 205 парламентских мест. Основными партиями были Непальский Конгресс и Коммунистическая партия. Первая получила 110 мест, вторая - 69.

В последующие после выборов годы политическая атмосфера в стране была непростой. Для правого крыла политического спектра популярность короля никогда не уменьшалась. Многие простые люди, однако, имели неоправданно высокие ожидания, и были разочарованы постоянными политическими играми и ростом цен. В апреле 1992 всеобщая забастовка вылилась в уличные столкновения между протестующими и полицией, в результате которых погибло много людей.

В конце 1994 правительство Непальского Конгресса объявило внеочередные выборы. Результат не дал явного преимущества ни одной партии. В итоге к власти пришли коммунисты в коалиции с партией РПП - Растрия Праджатантра (бывший Панчаят) при поддержке Непальского Конгресса. Это - один из очень немногих случаев в мировой практике, когда коммунистическое правительство пришло к власти путем всеобщих выборов.

Коммунистическая партия выступала в роли авангарда униженных масс, но трудно понять, как она могла бы оправдать свое участие в многопартийной демократической системе с конституционным монархом и поддерживать рыночную экономику. Тем не менее, партия была хорошо организована и начала усиливать поддержку земельной реформы.

Однако политическая стабильность не была достигнута, и через девять месяцев Конгресс перестал поддерживать КП, опасаясь ее усиления. Новое правительство Конгресса было сформировано при поддержке оппортунистической РПП. Правительство Конгресса, во главе с Шер Бахадур Деуба, избежав разгона после нелигитимного референдума, проведенного КП в марте 1996 года, имело незначительное влияние на власть.

Относительно демократических преобразований на нынешнем этапе можно сказать, что наиболее положительное влияние демократия оказала на самосознание образованных людей среднего класса, привнеся обновленный смысл национальной гордости и оптимизма. Частичная экономическая либерализация и улучшение отношений с Индией помогли наладить некоторые отрасли индустрии, производство одежды и ковров. Свобода прессы и возросшие права человека также стали достоянием демократических перемен.

Установление работающей демократической системы на национальном уровне в стране, где прежде ничего подобного не было, - чрезвычайно трудная задача. Одна из самых больших проблем в этих условиях - личность самих политиков, их качества и привычки. Проведя так много лет в политически диких условиях эпохи Панчаята, прививавшей вкус власти и денег, их первый заботой становится собственная финансовая безопасность и политическое выживание. Интересы страны и народа остаются на втором плане.

До тех пор, пока существует политическая незрелость, представляется маловероятным, что одна из сторон получит поддержку явного большинства. Нет никакого сомнения, что внутри политических партий существует желание перемен, но пока те, кто у власти находятся в такой неоднозначной позиции реальны лишь небольшие перемены. Процесс государственного становления и политической стабилизации в Непале осложнен также хрупкой экономикой, чрезвычайной бедностью, неграмотностью, этнической и религиозной раздробленностью населения.



 

Непал: ближайшие туры

Hепал: Восхождение на вершину Мера (6476 м)
Непал. Восхождение на вершину Мера Вылет: 29 сентября 2017 (есть группа - 4 чел!), 24 дня / 23 ночи
Катманду – Джири - Деорали – Сете - Джумбеси – Нунтала - Панкгомпа - Наджинг - Чолинг Кхарка - Кхола Кхарка - Коте – Тангнаг - Кхаре – восхождение на пик Мера – Кхаре – Коте - Туле Кхарка – Лукла – Катманду
Мы предлагаем вам программу восхождения на Мера Пик тропой первых экспедиций в район Соло Кхумбу, которая подразумевает мягкую акклиматизацию.
На маршруте группу сопровождает опытный русский гид Наталья Башкирова.
1845 у.е. + авиабилеты

Треккинг к Базовому лагерю Аннапурны
Тур в Непал. Треккинг к Анапурне Вылет: 21 октября 2017 (есть группа - 5 чел!); 15 дней /14 ночей
Катманду – Покхара – БЛ Мачупучаре – БЛ Аннапурны – Татопани – Покхара - Катманду
Мы пройдем в базовый лагерь Аннапурны (8091 м) нестандартным маршрутом. И у нас будет возможность побыть наедине с природой среди Гималайских восьмитысячников.
Мы побываем у подножия вершины, где гигантские стены восьмитысячника образуют огромную арену, посреди которой белые блюдца ледников, ослепительно сияя на солнце, напоминают огромные лепестки прекрасного лотоса.
На всем маршруте группу сопровождает опытный русский гид Наталья Башкирова.
от 1115 у.е. + авиабилеты

Hепал: Треккинг к озерам Гокио у подножья Чо-Ойю. Восхождение на Айленд Пик
Непал. Треккинг к озерам Гокио Вылет: 4 ноября 2017; 14 дней / 13 ночей или 19 дней / 18 ночей;
Катманду – Лукла – Намче Базар – Кянджума – Фортзе – Луза или Мачермо – Гокио – базовый лагерь Чо Ойю – Доле – Намче Базар – Лукла
Это один из красивейших треккингов Гималаев. Он проходит по священной долине Соло Кхумбу и верхней своей части уходит к западу от основной тропы, оставляя позади поток туристов. Жемчужина маршрута – озера Гокио – вся красота неба и окрестных вершин отражается в нем. С пика Гокио Ри (5360 м) вы увидите два восьмитысячника: Эверест (8848 м) и Чо-Ойю (8201 м)
На всем маршруте группу сопровождает опытный русский гид – Наталья Башкирова
Программа может быть совмещена с восхождением на Айленд пик!
от 1480 у.е. + авиабилеты

 

 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

 
 

Турцентр «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

 
 

Copyright © 2002-2017 Информационно-туристический центр «Кайлаш». Все права защищены
(495) 638-55-96, mail@kailash.ru
Номер в едином федеральном реестре туроператоров МТ3 018484

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика