на главную
(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

19.02.2009: Китай.Перестройка на "Крыше мира"

ЛХАСА (Тибетский автономный район КНР), 18 фев - РИА Новости, Мария Чаплыгина.  Тибет - неотъемлемая часть Китая, не устают заявлять власти КНР. А в ответ на звучащую из-за рубежа критику по поводу несоблюдения прав человека на "Крыше мира" и искоренения тибетской самобытности всякий раз напоминают: лишь полвека назад в Тибете было отменено крепостное право, а сегодня этот автономный район добивается важных свершений на пути демократических реформ, сохраняя при этом своеобразие. В преддверии полувекового юбилея этих реформ группа иностранных журналистов по приглашению МИД КНР и пресс-канцелярии Госсовета Китая лично познакомилась с тем, как идет "перестройка" на "Крыше мира".
Днем человек, ночью собака
Пэльма Юньдэнь (Pelma Yunden), не снимающий даже дома традиционную для облачения тибетских мужчин фетровую шляпу, недавно отметил 61-й день рождения. Ему было всего одиннадцать, когда в Тибет окончательно пришла власть компартии. Пэльма Юньдэнь довелось родиться и жить в деревне Кэсун, которая была колыбелью отмены крепостного права в Китае.
Из детства он помнит мало: пас скот и жил впроголодь. "Недоставало еды, недоставало одежды, пока белый день, ты человек, вечером - собака", -  вспоминает Пэльма Юньдэнь. Работа, по его словам, отвлекала от всего, а ночью приходилось ютиться в грязном углу.
По официальной китайской истории, Тибет был включен в состав Поднебесной в XIII веке. На протяжении столетий реальная власть в Тибете принадлежала далай-ламе - исторически не только духовному лидеру, но и верховному правителю тибетских буддистов.
В конце XIX - начале ХХ века о своих колониальных притязаниях на Тибет заявила Великобритания, направляя в регион военные и мирные миссии. Вплоть до 1947 года в Тибете находились представители официального Лондона.
После образования КНР власти в Пекине и тибетское правительство подписали «Соглашение о мирном освобождении Тибета», в соответствии с которым «Крыша мира» вошла в состав нового коммунистического Китая. За этим последовали события, которые одни и по сей день характеризуют как антиправительственный мятеж, другие - как освободительное восстание народных масс. В 1959 году власти КНР объявили о намерении распустить местное правительство, после чего возглавлявший его далай-лама Тензин Гьятсо бежал в Индию и обосновался в деревеньке Дхарамсала, где возглавил «тибетское правительство в изгнании.
В марте 1959 Пекин провозгласил начало демократизации Тибета. Первым шагом на этом пути стала отмена крепостного права. В старом Тибете, который и поныне живет сельским хозяйством, крестьяне составляли 95% от общего количества населения. Будучи крепостными, они находились в  распоряжении владельцев земель - монастырей и помещиков.
"Вскоре после освобождения я слышал, что мой хозяин бежал в Индию, но больше ничего о нем не знаю", - рассказывает о судьбе бывшего помещика старый крестьянин Кигя (Kigya). Ему в момент освобождения было 24, а потому ярче не только воспоминания, но и физическое "наследие" крепостничества. "Сейчас я  понимаю, что я действительно ненавижу его, а  тогда у меня просто не было другого выбора", - говорит старик о бывшем барине, на которого работали более тысячи человек.
Кигя вспоминает, что при крепостничестве сурово наказывали за любую провинность. «Меня за опоздания трижды особо жестоко избивали. Били палками, шрамов-то нет, но внутри все болит до сих пор", - рассказывает старик. Правда, признает Кигя, ни он сам, ни его соседи не видели тех жестокостей, о которых, описывая рабство в старом Тибете, рассказывают китайские историки. "Самое страшное, что видел я - скинули парня с первого этажа за провинность", - вспоминает он.
Но главное, как показало время, не страх наказаний и необходимость подчинения. Главная радость освобождения - еда и чай. "Всю юность, работая на хозяина, я вставал в 5 утра, пил постную кашу-чжоу, работал до позднего вечера. Сразу после освобождения тоже было нелегко, но появился рис, стали пить чай, распоряжаться скотом", - говорит тибетец.
У него пятеро детей, число внуков он пересчитывает на пальцах: "Кажется, тринадцать". Все они родились свободными и, похоже, не очень знакомы с историей деда. Они живут в современном социалистическом Тибете.
Новый праздник - новый дом
Недавно местные власти внесли в тибетский календарь новый праздник - день отмены крепостного права, который будет отмечаться 28 марта. Главная идея новшества - не дать потомкам забыть тяжелого прошлого их дедов и прадедов.
"В этот день соберемся семьей", - коротко отвечает на вопрос о планах на предстоящий праздник 73-летний Кигя. По его словам, сейчас с ним живет только один из пятерых детей, остальные  разъехались по стране и региону.  Кто-то уехал на заработки, а кто-то обрел новый дом в новой, социалистической тибетской деревне.
В 2006 году правительство Китая начало реализацию масштабной программы по переселению тибетских землепашцев и скотоводов в новые дома. За три года благодаря государственным субсидиям 170 тысяч крестьянских семей улучшили свои жилищные условия. В новые дома в общей сложности были переселены 860 тысяч человек.
Кочевой образ жизни - в крови у тибетцев. Скотоводство - традиционная культура Тибета, а потому инициатива китайских властей тревожит зарубежных тибетологов. Многие опасаются, что  изменение образа жизни кочевого народа происходит насильственно и ведет к потере культурного наследия и менталитета национальности.
Китайские ученые с этим мнением не согласны. "Сначала многие не хотели включаться в программу (по улучшению качества жизни), но по мере выделения субсидий на строительство домов ситуация изменилась и сегодня заявочный лист на участие в переселении в нынешнем году уже заполнен. Мы видим, что сами люди хотят этого", - говорит ведущий ученый Тибетской академии общественных наук Дава Церинг (Dawa Tsering).
Образцовыми деревнями и предметом гордости местных властей в близких пригородах Лхасы считаются Габа и Хунсин. Деревни эти на одно лицо: несколько параллельных  залитых бетоном улиц и типовые дома с традиционными в Тибете черепом яка и алым флагом КНР над воротами.
Габа - селение скотоводов, инвестиции в строительство новой деревни составили 3,6 миллиона юаней. Строили сообща: каждая семья, в зависимости от уровня достатка, получила от государства от 15 до 50 тысяч юаней (2,2 - 7,3 тысячи долларов). Остальное - за свой счет. Во сколько в итоге обойдется строительство дома, зависит от потребностей и возможностей семьи.
Дома просторны: гостиная с обязательными в образцовой деревне портретами китайских вождей над расписным тибетским комодом с телевизором, отдельная комната - кладовая, здесь сушат корм скота и хранят свое пропитание, большая кухня и комната, куда на зиму составляются цветы в горшках. Тибетцы любят разводить цветы, поэтому зимой одна из комнат обязательно превращается в зимний сад. Животные живут на заднем двое.
"Мы все сами родом из сел, и хотим, чтобы сегодня крестьяне наслаждались новым, социалистическим образом жизни: жили в безопасных, удобных домах. Наша цель -  улучшение жизни и производительности крестьянства", - говорит ученый из академии общественных наук.
Хусин - деревня другого рода. Здесь живут крестьяне (как земледельцы, так и некогда кочевые скотоводы), а сегодня, скорее, - наемные рабочие.
Дом Цирен Бяньба (Tsiren Bianba) можно назвать зажиточным, хотя сама она так не считает. Он обошелся семье из семи человек в 200 тысяч юаней (29,4 тысячи долларов), государство добавило 20 тысяч юаней. Получился двухэтажный особняк площадью более 400 метров, с двумя гостиными в тибетском и китайском (ханьском) стиле, детской для сына, который всю неделю живет в школе-интернате в Лхасе, зимним садом и спальней на втором этаже.
Из 2,87 миллиона жителей Тибета подавляющее большинство занято в сельском хозяйстве. Более 80% из них, согласно, планам властей, должны улучшить свои жилищные условия в ближайшее время. Новые деревни чаще всего рождаются на местах старых поселений, чтобы не отрывать крестьян от привычных мест и работы.
Равные возможности - разные достижения
По официальной статистике, за полвека проведения реформ ВВП региона увеличился в 65 раз - со 174 миллионов до 39,6 миллиарда юаней. В расчете на душу населения ВВП вырос со 142 до 13861 юаня.
"Одна из особенностей тибетцев как народности заключается в том, что они, даже имея деньги, не тратят их. Мы прилагаем большие усилия, пытаясь подвигнуть местных жителей к тому, чтобы тратить и вкладывать во что-либо свои средства", - отмечает вице-мэр Лхасы, административного центра ТАР, Цао Бяньцзян (Cao Bianjiang). По его словам, именно эта бережливость создает ощущение, что в подавляющем большинстве тибетцы очень бедны, хотя на самом деле их дома - полная чаша.
Большинство населения ТАР занято в сельском хозяйстве, доходы невелики, но вполне достаточны, чтобы жить в Тибете.
Ветеринар деревни Габа получает 1500 юаней (220 долларов) в месяц. После отправки части денег сыну, который учится в другом районе Китая,  на жизнь остается 200-300 юаней, чего, по его словам, хватает.
Приблизительно столько же получает молодой житель деревни Кэсун. Он занимается извозом и в месяц зарабатывает 1700 юаней. В свои 25 лет Жэньцзэн (Ren Dzeng) окончил лишь три класса школы, но, будучи старшим в семье, обеспечивает семью. Его бабушка была крепостной, родители появились на свет уже в новом Тибете.
Второе поколение свободнорожденных тибетцев представляет и Дава Дуньчжу (Dawa Dunzhu), глава корпорации "Даши". Бизнесмен владеет четырьмя компаниями, производит минеральную воду,  строит дома, развивает сельское хозяйство. Общий капитал "Даши групп" составляет 420 миллионов юаней (около 6 миллионов долларов).
Давадуньчжу начинал свою карьеру в сельской школе, потом занимался частным извозом. Его последнее детище - основанная в 2004 году компания "Шэнлу", которая производит масло из грецких орехов. Доход компании в 2008 году составил 5,9 миллиона юаней (около 870 тысяч долларов).
На экологически безопасном мини-заводе трудятся 108 человек - жители близлежащих деревень. Поставки сырья осуществляют более 11 тысяч хозяйств со всего Тибета. Орехи у них закупаются по цене 5 юаней за килограмм. По словам Дава Дуньчжу, самые надежные и постоянные поставщики после трех лет сотрудничества с "Шэнлу" имеют возможность получить 10% прибыли с продаж масла.
Планы на развитие у районного бизнесмена масштабные, в течение десяти лет «масляный король» Тибета планирует войти  в список ста крупнейших компаний Китая.
Всемирный экономический кризис Тибету пока не угрожает. "Влияние кризиса мы можем ощущать лишь косвенно, мы связаны с внутренним рынком, экспорт невелик, главная статья доходов - сельское хозяйство и туризм. Уверен, в этих областях все будет хорошо", - говорит вице-мэр Лхасы Цао Бяньцзян, готовый и дальше продвигать реформы на "Крыше мира".

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2018 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
(495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484