на главную
(495) 638-55-96
с 11-00 до 19-00 пн-пт



Ситулпахува. Юг Шри-Ланки

авиабилеты | визы | фото
Юго-восточная часть Шри-Ланки – это наиболее засушливый, пустынный и удаленный регион страны, и большую его часть сегодня занимает Национальный парк Яла. Именно в этом не подающем никаких надежд месте однажды расцвела одна из знаменитейших на весь мир и наиболее влиятельных буддийских монастырских общин.

Будда называл свое учение Срединным Путем (majjhima patipada), избегавшим обе крайности - как умерщвление плоти, так и потакание собственным желаниям. Однако, некоторые монахи и монахини имели склонность к аскетизму. Этим людям Будда позволил заниматься жесткой и строгой практикой с пониманием, что она не является принудительной и что совершенно необязательно, будто благодаря этой практике монах или монахиня станут лучше, чем те, кто не занимается ей.
Современное название Ситулпахува происходит от древнего названия Читталапаббата (Cittalapabbata), «Холм Спокойного Ума». Первый монастырь здесь основал король Роханы Какаваннатисса, во 2 веке до н.э. В отличие от великих монастырей в Анурадхапуре и других городах, жизнь в Ситулпахуве была весьма тяжела, и монахам и монахиням, жившим там, были нужны лишь уединение и скромные условия. С самых ранних времен Ситулпахува снискала славу обители святых и в хрониках записано множество их высказываний и деяний.

Однажды монах по имени Тисса, живший в Тиссамахараме со своим учителем, разочаровавшись в монашеской жизни, решил вернуться в мир. Он рассказал учителю о своем намерении и тот согласился отпустить его, но добавил: «Вначале отвези меня в Ситулпахуву, так как здесь недостаточно воды ни для питья, ни для мытья». Учитель был искусным в познании и глубоко видящим старым человеком и знал, что, если его ученик останется еще чуть подольше и постарается еще чуть посильнее, он непременно станет просветленным. Итак, не пытаясь убедить своего ученика остаться, он сказал: «Мне нужно где-то жить, но я слишком стар, чтобы построить что-нибудь самому для себя. Можешь ли ты приготовить пещеру для меня?» Ученик согласился, а учитель добавил: «Не забудь, что сделать это нужно осознанно». Молодой монах сделал то, о чем его попросили, и пришел доложить это учителю, который сказал ему в ответ: «Ты, должно быть, устал после этой работы. Ляг и отдохни немного, прежде чем идти». Ученик согласился и пошел в свою хижину, чтобы приготовить постель, что также сделал осознанно, и утром, полностью развив осознанность в своей медитации, он стал просветленным.

Другая интересная история из «Вишуддимаги» (Vlsuddhimagga) повествует об одном человеке, приехавшем из Индии на Шри-Ланку, с намерением стать монахом. В течение пяти лет, занимаясь практикой в Анурадхапуре, он стал исключительно хорошим монахом, заработав себе репутацию кроткого и доброго. Закончив обучение, он решил отправиться в странствие, останавливаясь в каждом монастыре на четыре месяца, а затем покидая его. В конце концов, этот монах Висакха услышал о Ситулпахуве и решил отправиться туда. Он остановился на развилке дороги, раздумывая, какой поворот выбрать, и в это время божество, жившее на ближайшей горе, неожиданно появилось перед ним и указало правильный путь.
Прожив в Ситулпахуве четыре месяца, однажды ночью, лежа в постели, Висакха решил, что продолжит свое странствие следующим утром. Неожиданно он услышал звук, подобный чьему-то плачу. «Кто это?» – позвал он. «Это я, божество Манилия», - последовал ответ. «Почему ты плачешь?» - спросил Висакха. «Потому что ты собираешься уходить», - ответило божество, жившее на дереве, в конце дорожки для практики ходьбы. «Почему тебя беспокоит мой уход?» «Потому что, - сказало божество, - с тех пор, как ты здесь, даже мы, боги, перестали ссориться друг с другом». Услышав это, Висакха решил остаться еще на четыре месяца. Когда пришло время, и он уже собрался уходить, повторилась та же история, и он вновь отложил свой уход. Это повторялось постоянно, и, когда, в конце концов, Висакха достиг просветления, он все еще жил в Ситулпахуве.
Считается, что были времена, когда в Ситулпахуве жили 20 000 монахов, что может показаться преувеличением. Однако, поскольку в этой местности осталось более 160 пещер, и некоторые из них довольно большие, то можно предположить, что здесь могли одновременно проживать сотни монахов.

Маха Ситулпахува Ступа

Тур в Шри-Ланку Первое, что увидит путешественник, въезжая в Ситулпахуву, - это длинный и высокий холм, со ступой на вершине. Ступа датируется 3 веком н.э., и была отреставрирована в 1950-е. В то время настоятель храма Раджагуру Шри Субхути Маха Вихарая – Достопочтенный Шри Вачиссара Наяка Теро (годы настоятельства 1918 - 1965) – даровал для закладки в Маха Ситулпахува Ступу одну из подлинных реликвий Будды Сакьямуни, хранившихся в его храме. Реликвии были унаследованы от архата Шри Субхути.

Древняя лестница, вырезанная в скале с обеих сторон холма, ведет к ступе. Рядом с лестницей, с северной стороны, есть две надписи, одна – сделанная королем Иланагой, другая – королем Гаджабаху, обе звучат как «дары, преподнесенные монахам Ситулпахувы».

С северной стороны холма расположен ряд уступов, с руинами монастырских зданий. С западной стороны находится большой лотосовый пруд. В конце пруда, непосредственно рядом с современным монастырским зданием, растет, наверное, самый древний и самый прекрасный тамаринд, индийский финик на Шри-Ланке.


Главная пещера

С восточной стороны холма находится одна из самых больших из многочисленных пещер Ситулпахувы. Это, скорее всего, был дом настоятеля или храм, теперь в нем находится несколько современных статуй. Сохранилось несколько фрагментов росписи, на крыше пещеры, рядом с краем уступа, и их краски до сих пор не потускнели и сохранили яркость. Перед пещерой выстроен маленький современный павильон, в котором расположены две статуи, расположенная справа статуя является одной из наиболее выдающихся скульптур древней Шри-Ланки.

Это статуя Авалокитешвары, даже несмотря на то, что у неё не сохранились руки, очевидно, была очень симметрично задумана. Она до сих пор излучает теплые вибрации, грацию и достоинство. То, что она датируется 7 веком н.э., показывает, что, по крайней мере, некоторые представители Махаяны жили в то время в Ситулпахуве. У другой статуи не достает головы и рук, но сохранились красивые и замысловатые одежды и украшения. Если предположить, что эти статуи были в паре, что очень правдоподобно, то вторая, вероятно, была статуей Майтреи, и обе они изначально были расположены по сторонам от статуи Будды.

Асана

Под уступом, перед пещерой, находятся руины двух храмов. Первый – очень необычен. У подножия лестницы в нем расположен лунный камень, а другой лунный камень расположен на пороге. Второй храм был местом почитания дерева Бодхи. Он состоит из большого прямоугольного внутреннего двора, выложенного камнями и окруженного стеной. Спереди, где когда-то росло дерево Бодхи, находится асана, на низком кирпичном постаменте.
В «Вишуддимагге» есть история об асане в Ситулпахуве. Вероятно, монах по имени Читтагутта увидел желтый цветок Паттанга, возложенный на трон, и это стало его умственной касиной (объектом медитативного сосредоточения), позволившей ему достичь высокого уровня концентрации. Поскольку эта асана очень древняя и в каждом монастыре было лишь по одной асане, то вероятнее всего предположить, что именно об этой асане упомянуто в «Вишуддимагге».

Пещеры

Существует множество пещер вокруг Ситулпахувы, в 61 из них сохранились надписи, с датировкой 2-1 веков до н.э. Чтобы найти некоторые из них, нужно просто пройти по тропам через джунгли. Однако, неразумно находиться в джунглях после заката, поскольку там обитают слоны, леопарды и медведи. Также не рекомендуется купаться в местных прудах, поскольку там водятся крокодилы.

Акасачетия (Ступа)

Со стороны Маха Ситулпахувы Ступы открывается отличный вид. К юго-востоку от нее находится океан. Если путешественник придет сюда рано утром, когда атмосфера еще совершенно спокойна, он, в самом деле, сможет услышать, как океанские волны ударяются о берег.

Приблизительно в 4 километрах к юго-востоку от Ситулпахувы путешественник сможет увидеть рельефную гору, возвышающуюся над джунглями. Это Акасачетия, «Ступа в Небе», как её иногда называют в хрониках. Тысячи лет эта гора и ступа на ее вершине были хорошо известны мореплавателям, пересекавшим океанские воды вдоль южного побережья Шри-Ланки. Акасачетия – это высокая скала с крутыми склонами и руинами огромной ступы и нескольких монастырских зданий на вершине. В древние времена монахи, жившие на вершине этой скалы, были практически отрезаны от мира внизу. Заметьте, что по сторонам скалы нет лестницы, ведущей вверх. Видимо, монахи пользовались корзиной на веревке и поднимали посетителей таким образом. Есть еще несколько пещер и руины другой ступы на скале, следующей за Акасачетией. Грубая тропа ведет через джунгли от Ситулпахувы к Акасачетии, но нужно с огромной осторожностью идти по ней, так как джунгли населены опасными дикими животными.

Ситулпахува находится внутри границы Национального Парка Яла, и расположена в 12 километрах от Катарагамы и около 20 километрах от Тиссамахарамы. Дорога в Парке не асфальтирована, в нормальном состоянии во время сухого сезона.


Автор текста и фото – Вадим Сычевский


 

 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

 
 

Турцентр «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

 
 

Copyright © 2002-2016 Информационно-туристический центр «Кайлаш». Все права защищены
(495) 638-55-96, mail@kailash.ru
Номер в едином федеральном реестре туроператоров МТ3 018484

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика