на главную
(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Северная Индия. Июль 2007

авиабилеты | визы | фото

Северная Индия     Северная Индия

Идея поехать в Ладак, который еще называют Малым Тибетом, пришла мне в прошлом году. Поздней осенью я как-то зашел в «Кайлаш», и спустя некоторое время туда зашла Марина Филиппова, которая 10 лет уже живет в Индии и сопровождает русские группы там. Я поделился с ней своей идеей поехать в Ладак. Так и был положен импульс всей поездки.

Весь маршрут занял чуть больше двух недель, мы проделали около 2000 км на джипах. Если прочертить его по основным пунктам Индии, то он выглядит следующим образом: Дели – Дхарамсала – Шринагар – Каргил – Ламаюру – Нимму – Лех, долина Нубра – Лех – Дели. Причем последний участок Лех – Дели был уже на самолете.

Дели – Дхарамсала

Мы прилетели в Дели поздно ночью или ранним утром 6 мая, в день рождения Далай-Ламы. В аэропорту нас встречала Марина. Был муссон, воздух был очень жаркий и влажный. Мы погрузились в джипы и поехали на север. Часа через два мы остановились в гостинице, уже светало. Там мы поспали несколько часов, позавтракали и двинулись дальше.

Через несколько часов мы достигли индуистского святилища – большого озера, которое «одели в гранит», а по периметру построили что-то вроде келий для местных подвижников, которых зовут баба. В озеро с любого места можно спуститься по ступенькам.

Северная Индия     Северная Индия

Наша группа сильно вытянулась. Место очень спокойное, каждый думал, чувствовал что-то своё. Если раскрыть ладони, чувствовалось покалывание в центре – шли энергии. И. вытянула руки кверху – энергии идут сильнее. Некоторое время я шёл просто с руками, поднятыми вверх, иногда энергии проникали через весь организм – сверху вниз. На середине озера все остановились, пополоскали ноги в священной воде. После продолжили обход озера. Какое-то спокойствие окружало это место нас в нём. Далее мы посетили ещё одно индуистское место, но там было не очень комфортно. Мы продолжили наш путь на севре, в сторону Гималаев. Где-то внутри была мысль, что сегодня день рождение Далай-Ламы, праздник. По пути мы остановились на рынке купить манго. Смотреть, как мы покупаем, сбежалось полрынка – белые туристы редко проезжают, а останавливаются ещё реже, поэтому наше появление для них стало целым событием.

Постепенно вечерело. После захода солнца, как и везде в южных странах, темнеет очень быстро. Разница с московским временем всего 1 час 30 минут, поэтому, несмотря на лето, в 8 часов вечера уже почти темно.

Мы приехали в предгорья Гималаев, когда уже давно стемнело. В гостинице опять серые простыни с пятнами, причем они чистые. В классической Индии нам попадалось исключительно такое постельное бельё, в Кашмире и Ладаке, за исключением Каргила бельё было чистое и белое. Правительство Индии старается обеспечить как можно больше людей работой, поэтому есть люди, которые стирают это гостиничное белье в речке о камни. Отсюда и пятна и цвет. В любом случае, оно чистое. После Тибета к многим вещам относишься проще.

Во время ужина в гостинице выключился свет, осталось гореть несколько лампочек как раз над нашим столом. Ели наши манго и папайи. В гостинице была индийская дискотека – традиционные движения индийского танца вперемежку с современными под современную музыку.

Северная Индия     Северная Индия

На следующее утро ранний подъем – и в путь! Гималаи уже близко! Марина уже несколько дней не могла дозвониться до офиса Кармапы – видимо, не работала телефонная линия (на 2 часа дня у нас была запланирована встреча с ним). Но внутри я чувствовал, что волноваться незачем, Кармапа ждет нас, как будто была какая-то внутренняя связь между нами. Кармапа возглавляет одну из четырех главных линий в буддизме – линию кагью. Он около 7 лет назад сбежал из Тибета в Индию.
Также Марина сказала, что по странному стечению обстоятельств Далай-Лама сейчас в Дхарамсале и даёт учение. Отличная новость – давно хотел увидеть Далай-Ламу!
По пути в Дхарамсалу мы проезжали индийские поселки, и я так и не понял, где живет большинство индусов. Тех немногих домов не может просто хватить на всех тех людей, которых мы видели. Иногда попадались наполовину недостроенные дома, где горел свет, и жили люди. Иногда люди спали прямо вдоль дороги. Лишь ближе в Кашмире стало попадаться большое количество домов.

Мы приехали в монастырь к Кармапе без трех минут два! Быстро зарегистрировавшись, мы пошли в храм. Центральный и правый проходы между скамейками монахов была занята, поэтому мы с И. сели в самом начале левого прохода. Включили запись службы с участием Кармапы. Через какое-то время вошёл Кармапа вместе с другими монахами. Он провёл взгляд по собравшимся и остановил его на мне и И. Улыбнулся. Затем мне монах показал жестом подойти к Кармапе. Я немного растерялся, т.к. был первым. Мне положили на шею шарф, и Кармапа дал мне красный шнурок с узлом, который надо повесить на шею. После того, как все получили благословление, Кармапа ушел, а мы походили по храму и в его окрестностях.

Затем мы поехали в Норбулинк – летнюю резиденцию Далай-Ламы. Зашли в храм (у меня было видение, что большинство участников группы что-то постирали внутри и повесили сушиться), затем во все комнаты Далай-Ламы. Удивительным образом они были открыты – проходила уборка. Везде чувствовалось его присутствие. В одной из комнат я сел на небольшой трон (стул) для медитаций – пошли энергии. С балкона открывался потрясающий вид на окрестности и Гималаи. Я еще походил один по комнатам – очень хорошо, светло, спокойно и красиво. Опять сел на тот же трон – энергии пошли снизу вверх. Вскоре за мной пришла И. – все уже ушли в кафе. Мы постояли немного, обошли храм и присоединились к остальным. Кафе было тибетским – с тибетской кухней, поваром и официантами. Была какая-то внутренняя радость от всего этого.

Северная Индия     Северная Индия

Вечерело. Мы поднялись по Гималаям в деревушку Маклеод Гандж до нашей гостиницы. Размещение, masala tea (черный чай со специями и молоком) в фойе отеля, свободное время. Мы чуть-чуть походили, там всего одна главная улица. Темнело. С гор сбегала река, превращаясь в водопад. Мы зашли в лавки, купили какие-то мелочи и вернулись в гостиницу. За ужином к нам присоединился русский паренек из Украины. Он давно живет в Индии. Он рассказывал о многих вещах, особо не интересуясь, согласны с ним люди или нет, а также считая, что его точка зрения единственно верная. Всё бы ничего, да, вот, к сожалению, он опускал группу с высоких энергий после такого дня – Кармапа, Норбулинк – на землю. Через какое-то время я не выдержал и ушел.

Северная Индия     Северная Индия

С того ужина ginger lemon honey tea (имбирный чай с лимоном и медом) стал хитом для нас с И. На следующее утром мы встали рано и поехали на учение Далай-Ламы. Дождь шёл стеной. В сам храм нас не пустили – надо было оформлять разрешение на все дни учения, да и мест не было, поэтому мы сели под навесом у храма. Я постоял у экрана, где в прямом эфире транслировалось учение. Мы узнали, где будет спускаться Далай-Лама и заняли свободные места. Через несколько часов И. и я решили, что всё, время пришло, пора идти к лестнице. Учение ещё продолжалось, но вот вдруг всё зашевелилось, нас попросили подвинуться к краю лестницы и присесть. Через несколько минут вышел Далай-Лама, который находился от нас в метрах 3, помахал нам рукой, благословил, сел в машину и уехал. Мы же прошли в храм. Вообще, весь тот комплекс был мини-Поталой. Но, находясь там, чувствуется, что это всё временно, что сами ламы, включая Далай-Ламу, относятся к своему пребыванию в Индии, как к временному явлению и верят в возвращение на Родину, Тибет. В храме было 2 мандалы, одну из которых я разобрал. Затем мы пошли вокруг храмового комплекса, дождь почти перестал. Всё мне напоминало Тибет – внутри всё пело. Вскоре оказался в конце – крутил барабаны, куда-то лазил, клал камушки. Затем мы зашли попить чай и поехали в храм оракула. О нем мало кто знает, и туристов там почти не было. Это было очень сильный храм. Мы с И. зашли в комнату защитников и сели – лама читал молитву. Начиная с этого дня, комнаты защитников сопровождали меня всю поездку. Мы провели там некоторое время и стали возвращаться. По пути Марина остановилась у англиканского собора, но после буддийских святынь нам с И. показалось, что он был лишним. Мы быстро оттуда ушли. Время близилось к вечеру. Днем нам дали рекламу о представлении тибетских танцев. О., С., мы с И. и Марина туда пошли. Кружок самодеятельности, но мне понравилось. Тибетский парнишка сказал, что таким образом выступления позволяют заработать деньги для пропитания тибетцев, сбежавших из Китая, и одновременно помогают не забыть собственную культуру. После танцев мы побродили по улочкам, магазинам (я купил священные флажки, чтобы повесить их далее по пути) и вернулись в гостиницу.

Кашмир

Утром мы уехали из Дхарамсалы. Через пару часов мы остановились у пещеры Шивы, очень древней. Нам поставили тику на лбу и дали горсть риса. От пещеры вверх вели ступени. В. был уже впереди, мне тоже захотелось подняться, за мной пошла М. Мы поднялись на самый верх и пошли в небольшой буддийский монастырь. Мы попросили открыть храм, затем меня с М. провели в комнату защитников и пригласили попить чай. Не зная, где остальные, мы отказались. Я немного поотстал. М. и В. не было видно. Тика меня смущала. Посередине спуска я её смыл и через несколько метров упал и ещё проехался по мокрым ступеням – ничего страшного, только испачкался. Я решил, что это знак, что не надо мешать различные энергии (индуизм и буддизм).

В обед мы въехали в штат Джамму и Кашмир. Много военных, нас не пустили на священное озеро. Мы ехали почти целый день, ближе к вечеру остановились высоко в горах вдалеке от населенных пунктов. Быстро разместившись и попив чаю, мы пошли погулять. Горы, кедры, небо. Быстро темнело. Вот – первой показалась Венера, затем Юпитер. Мягкие закатные краски. Совсем стемнело – небо всё было усыпано звездами, ярко светил Млечный Путь. Отключили свет – мы ужинали при свечах на улице, что создало более задушевную обстановку. После ужина мы с И. стояли на своем балконе и смотрели на потрясающее звездное небо, пытаясь проводить взглядом падающие звезды – метеориты.

Северная Индия     Северная Индия

Не самый ранний подъем, небольшая прогулка, завтрак – и в путь. Сама дорога была тяжелой – очень много грузовиков, просто машины, через какое-то время жара и выхлопные газы дают о себе знать. Но всё это тонуло в великолепии гор, горных рек, которые мы проезжали.

Мы приехали в Шринагар, столицу Кашмира, во второй половине дня. На лодках мы неспеша поплыли к нашей плавучей гостинице на озере Дал. Прохлада озера, вода давали свежесть после дороги. В разные стороны расходились водные улицы, по бокам стояли дома, магазины. Наконец, мы подплыли к нашему хаус-боту. Это уже другой Восток, мусульманский, не индийский и не тибетский. Восточная резьба, ковры и др. Казалось, что ты в небольшом дворце. У нас было некоторое время отдохнуть, мы пили кашмирский зеленый чай с кардамоном, шафраном и корицей. У торговца овощами и фруктами на лодке купили арбуз.

Вскоре приехали местные торговцы, которые стали предлагать свой товар – шали, пашмина, сари, пенджаби, другую одежду, ткани, ковры. Не являясь любителем торговаться, тем не менее, я понимал, что просто платить цену, которую они просят – неразумно, и я стал торговаться за всех, кто был на нашем Хаус-боте, через определенное время я вошел в азарт. Но потом через час этого торга я чувствовал себя вымотанным – силы, конечно, тратятся.

Северная Индия     Северная Индия

Ближе к вечеру мы поехали на прогулку по озеру на специальных лодках – шикарах. Мы долго плавали по озеру, видели закат солнца, и уже в темноте вернулись в гостиницу. Ужинали мы в другой гостинице, где жила Марина и другие ребята. Скатерть была на полу. Перед едой нам полили руки из кувшина. Во время ужина пришел кашмирец – отец большого семейства, владелец этих плавучих гостиниц. Мы задавали вопросы, и выяснилось, что в Кашмире принято, чтобы отец искал жену своему сыну. Т.е. ни о какой любви речь быть не может. Так он женил своих двоих старших сыновей, а младший все-таки женился по любви, чем в свое время очень расстроил своего отца.

Северная Индия     Северная Индия

На следующее утро мы поехали к предполагаемой гробнице Иссы–Христа. Дело в том, что кашмирцы верят, что Христос не погиб на кресте, а остался жить, ушел в Кашмир, где учил, умер и был похоронен. Мы сели у гробницы. Особо никаких энергий не шло. Понятно, что к Христу имеет мало отношения. Я закрыл глаза и понял, что все вещи обладают памятью, что можно считывать всю информацию. Вот я увидел, как возводили стены, захотел узнать, как всё появилось. Я увидел, что некие кости привезли в Кашмир во 2 веке н.э. и сказали, что это могут быть кости Христа, а могут быть и нет. Но их всё равно решил похоронить как останки Христа. Потом я поделился увиденным с Мариной, она мне сказала, что она согласна, что это не Христос и что она видела нечто похожее. У С. же было видение раскрывающегося лотоса.

Потом мы поехали в индуистское святилище. Мы поднялись высоко наверх, и на самой вершине стоял храм. Я не стал повторять прошлой ошибки и не пошел ставить тику. Выйдя из храма, я заметил буддийские флажки. Хороший знак и символ некоего объединения религий. Вообще, район Кашмира являет собой пересечение путей народов, культур и религий. До распространения мусульманства это был район буддизма, сюда по преданию доходил Будда, медитировал Падмасамбхава, из Кашмира были многие известные йогины, например, Вималамитра.
В настоящее время Кашмир является спорной территорией между Индией и Пакистаном, во всем штате очень много военных. Сами кашмирцы чем-то мне напомнили нашу Среднюю Азию, таджиков, а также афганцев.

После индуистского храма мы поехали в бывшую суфийскую школу, которую открыли для посещения только в этом году. Постройки располагались на семи уровнях, на которых были разбиты сады. После школы мы поехали в Белую мечеть, где по преданию хранится волос пророка Мухаммеда. На входе меня одного из всей группы остановили и потребовали, чтобы я надел головной убор. Пришлось вернуться в машину за банданой. Видимо, был ближе всего к исламу из всей нашей группы. В центральную часть мечети пускают только мужчин. Я посидел, но просто шел ислам. Мне хотелось подойти к стене и вытянуть руки в молитве как делают мусульмане, но не решился. Кто-то из ребят сказал, что находиться в центральной части было тяжело.

После мечети мы зашли в лавки, поторговались, что-то купили. Мы доехали до стоянки шикар – простились с нашими водителями-индусами и поплыли к гостиницам. На вечер у нас был заказана большая лодка с суфийскими песнями и ужином. Мне понравился вечер, очень интересная музыка, пение.

Северная Индия     Северная Индия

Утром мы выехали в сторону Ладака. Другие джипы, другие водители. Через несколько часов мы были среди Гималаев, зелени, горных рек. Некоторые места напоминали Алтай. Во второй половине дня, уже в горах, сошел сель, и все ехали медленно по объездной дороге. Мы остановились, погуляли, пошли вперед пешком. Мы были в пути целый день, менялись долины, менялись Гималаи, уже ночью мы приехали в Каргил. Выяснилось, что нет Марининого багажа, видимо, просто забыли положить в джип в Шринагаре. Ужин, знакомство с индусами, С. Попросила у индианок научить ее завязывать сари, которые она купила в Кашмире. Остальные девушки тоже пошли со С. Слышался женский смех. С. осталась очень довольна.

Ламаюру

Ранний подъем, завтрак и выезд в сторону Ламаюру. Вскоре мы оказались в Ладаке. Вообще, Каргил – это граница между Кашмиром, Индией, и Ладаком. Через некоторое время мы остановились. Уже ладакская архитектура, очень похожая на тибетскую, ступы. Ладак юридически входит в состав Индии, но индусов там нет, одни ладакцы, практически те же тибетцы.
Еще через какое-то время мы остановились у буддийского храма со статуей Майтрейи, выбитой в стене. Покрутив большой барабан, мы зашли внутрь. Центральная статуя – Аволокитешваре, в этом маленьком монастыре был один пожилой лама. Можно было залезть на второй этаж-крышу, и ты оказываешься у статуи Майтрейи. Шли сильные энергии, я постоял, а потом подошел и прислонил свою руку к ладони Майтрейи – пошли сильные энергии.

Северная Индия     Северная Индия

Ладак – район любви и сострадания, Майтрейи и Аволокитешвары.
Где-то в обед мы приехали в Ламаюру, до этого остановившись на нескольких перевалах. Разместившись в гэст-хаусе и заказав обед, все разбрелись. Мы с И. полезли наверх к трем ступам. По пути встречались ладакцы, и я решил их поприветствовать на их языке – «Джули-джули» (это я вычитал у Н.К. Рериха в его книге «Алтай-Гималаи»). В ответ услышали радостное «джули-джули». Вот это «джули-джули» или более протяжное «джуулии» сопровождало нас всё пребывание в Ладаке. Мы обошли ступы, посидели, решили подняться еще выше к флажкам. Мне пришла идея повесить завтра флажки. И. посоветовала всё-таки спросить у ламы. С холма мы спустились в монастырь, зашли в храм-гомпу. Старый храм, сильные энергии. После центрального зала была небольшая комната со статуями. Комната и статуи были очень сильными. Я стал подходить к статуям, включаться в их энергии. Очень долго не мог отойти от центральной статуи, взаимосвязь энергий. Недалеко от выхода была пещера Наропы, где он медитировал. Стеклянная дверь была открыта, внутри в полумраке была статуя Наропы. Было большое желание туда залезть. Мы вышли из гомпы и пошли вокруг комплекса ступ, крутя барабаны.

Северная Индия     Северная Индия

Когда мы пришли в кафе, все ребята уже обедали. Ближе к концу обеда я решил зайти в номер, на этаже слышен был звук барабана и молитва. Один местный житель пригласил меня войти. Я поблагодарил его, вернулся, сказал об этом И., Д. и М. Мы с И. пошли туда, сели напротив ламы. Постепенно пришли остальные ребята. Марина села рядом с ламой и чуть наискосок, вскоре она поменяла место – слишком сильные энергии шли от ламы. Потом выяснилось, что лама должен прочитать 13 священных текстов за год, т.е. чуть больше чем раз в месяц. Мы попали как раз на один из таких его приездов. Еще выяснилось, что настоятель монастырей Ламаюру, Фьянг и др. останавливается как раз в гэст-хаусе, где мы остановились, в особой комнате, где сейчас жили О. и С. Также интересно отметить, что изначально мы должны были жить в другом гэст-хаусе, но, оказалось, что он просто не был еще построен.

Северная Индия     Северная Индия


Мы посидели некоторое время, барабан и молитва уносят тебя в другое состояние сознания. Затем мы пошли в монастырь. Все опять немного разбрелись. Храм уже был закрыт. Мы с И. еще раз обошли комплекс ступ, крутя барабаны, побродили по территории монастыря. Набрели на школу, где юные монахи, еще дети, учили священные тексты. Точно так же как в обычной школе они не хотели утруждать себя учебой, но как только пришел учитель, все стали очень старательно и громко читать священные тексты. Вскоре мы встретили Марину, как только мы начали разговаривать, подошел Лама-джи. Он нам сказал, что он сейчас откроет храм, и что будет небольшая служба. Марина осталась предупредить остальных, мы же с И. пошли вслед за Ламой-джи. Служба была в дальней небольшой комнате со статуями. Очень сильно и позитивно. Затем я спросил про флажки. Он нам сказал, что да, флажки можно повесить завтра утром, что он их благословит, завтра мы их повесим перед службой, а потом придем на утреннюю службу. Мы пошли в сторону нашего гэст-хауса, зашли в уже знакомую нам комнату для молитв. Лама-джи прочитал молитву, покидал рисом на флажки, затем обратился ко мне и сказал, чтобы я провел первым флажком себе по шее, затем ребята сделали тоже самое с оставшимися флажками. Флажков было 10, а нас всего 7.Лама-джисказал, чтобы я провел все оставшиеся. Всё – флажки были благословлены. Начинало темнеть. Мы с И. еще раз поднялись к трем ступам, посидели и вернулись. Ужин при свечах, разговоры, обмен впечатлениями, выяснилось, что двое ребят решили рано утром уехать в Куллу.

Северная Индия     Северная Индия

Ранний подъем, мы идем наверх холма вешать священные флажки. У всех приподнятое настроение. Мы залезли на холм, прекрасный вид, утреннее солнце, прохладный ветер. Мы повязали флажки и спустились на службу. Тот же лама, та же комната в храме. В этот раз я сидел рядом с ламой. После службы обход комплекса ступ с барабанами и возвращение. Мы пошлина завтрак, а потом хотели вернуться на еще одну службу, но обсуждение было столь глубоким и интересным, что никто не решился уйти. После завтрака все пошли собираться, я же быстро дошел до ступ, монастыря и обратно.

Алчи-Нимму

Еще раз новые водители, еще раз новые джипы. Часа два мы ехали до монастыря Алчи. Достаточно много туристов. По пути к монастырю нам сказали, что храмы закрыты, обед. Но мы с Мариной решили проверить, что-то внутри говорило, что это не так. Первый храм не был закрыт, и смотритель, ладакский дедушка, позвал нас его осмотреть. Старый храм, старые танки на стенах, посередине плошки с маслом. Каждому из нас он дал зажечь лампадку. Он особенно обрадовался, когда узнал, что мы из России, с радостью повторяя «русси, русси».

Северная Индия     Северная Индия


Подошли остальные ребята, мы вышли. Когда мы были уже на улице, внутри произошел интересный случай, как потом рассказывала Марина. Внутри была индианка, как туристка, она захотела тоже зажечь лампадку, но без очереди, оттолкнув наших ребят, Марина сказала, что это неправильно, индианка стала кричать, Марина в ответ пыталась её успокоить «шанти, шанти, это святое место». В результате индианка успокоилась, но смотритель вообще её не замечал, так ей и не удалось зажечь лампадку. Вообще, в Ладаке индусы смотрятся очень странно, даже европейские туристы смотрятся более естественно. Как говорила Марина, даже сами индусы признают, что им тяжело в Ладаке, несмотря на то, что это Индия. Но, как отмечалось выше, с Индией у Ладака общее только то, что Ладак входит юридически в состав Индии.

Северная Индия     Северная Индия

После этого храма мы посидели в тени деревьев, было жарко, ярко светило солнце, росло несколько абрикосовых деревьев. Потом мы походили посмотрели ступы и увидели, что дверь в храмовый комплекс не закрыта, несмотря на обеденный перерыв. Мы пошли туда, и дверь в храм тоже была не заперта. Прибежал монах, немного нервничал, что мы вошли, он собирал абрикосы и забыл закрыть дверь. Марина со своей вежливостью и жизнерадостностью его успокоила, и он разрешил нам осмотреть храмовый комплекс. Мы неспеша переходили из храма в храм, но живописная традиция в первом была немного странная. В одном из следующих храмов были нарисованы мандалы во всю стену, я попытался поразбирать одну, затем Марина сказала мне, чтобы я встал под солнечный луч – в крыше было отверстие, через которое поступал солнечный свет. Из полумрака храма оказаться в солнечном луче! Я почувствовал, что я полностью окружен светом, что я поднимаюсь вверх и лечу навстречу солнцу! Потрясающие ощущения! Чуть подальше было меньшее отверстие, через которое тоже пробивался солнечный лучик. Я встал и под это луч. Ощущение чистоты и спокойствия.
Затем мы пошли в другой храм, заканчивался обед, скоро придут туристы. Перед входом в храм слева была потрясающая статуя Аволокитешвары, а справа – объемная мандала.
Выйдя их храма, я постоял еще раз у статуи Аволокитешвары, уже стали приходить туристы, затем решил рассмотреть мандалу и увидел вход в еще одну комнаты. В этой комнате находилась очень высокая статуя Майтрейи белого цвета, очень потрясающие энергии шли от этой статуи, очень спокойный, ты как будто возвращался к себе самому. «Будь самим собой!».
После монастыря мы решили немного посидеть в кафе. Свежевыжатые соки, лэсси, пирожные. Официанты и повара – непальцы. Марине показалось, что лицо одного официанта очень знакомым. Действительно зимой он работает на ГОА. Дело в том, что в Ладаке очень много поваров и официантов непальцев. Они там работают в летнее время, а зимой на ГОА, вот так и кочуют.

После Алчи мы поехали в монастырь Ликир. Перед входом в монастырь была большая очень спокойная статуя сидящего Будды. Мы походили по разным комнатам монастыря. В центральном храме была отдельная комната защитников, куда не пускали. Но вот пришла группа буддийских монахов откуда-то из другого монастыря, и комнату открыли для посещения, правда только для мужчин. Почти все статуи были занавешены. Вся комната была наполнена сильными энергиями защитников.

Северная Индия     Северная Индия

После Ликира мы поехали в Нимму, там был наш ночлег. Мы приехали в отель Уимблдон, который оказался самой лучшей гостиницей за всю поездку. Мы быстро заселились, перекусили и пошли к берегу Инда. Настроение приподнятое, солнце уже садится. Дул небольшой ветер, закатное небо, шум бегущего Инда между гор – всё настраивает тебя на полную гармонию с природой. Темнело, не хотелось уходить. Ярко светили Венера и Юпитер. Возвращались уже в темноте. До ужина мы поднялись на крышу гостиницы (вообще гостиница очень маленькая, где-то 6-7 номеров, Ванчуг ее построил по совету Марины). И стали смотреть на безбрежное небо, ярко сиял Млечный путь – центр нашей Галактики, иногда падали звезды, дул ветер, вдалеке шумел Инд. Вскоре подали ужин, пришел Ванчуг, хозяин гостиницы, сказал, что у 3-4 человек из группы более-менее всё нормально, только энергии разбалансированы, остальные как-то немного болеют. Также он сказал, что болезни можно лечить по точкам. И. подошла к нему, и он нажал где-то в районе, где начинается сустав большого пальца на ладони, и сказал ей, что у неё всё хорошо, только вот энергии сознания разбалансированы. Мы немного поговорили и пошли спать.

Фьянг


Очередной ранний подъем, быстрый завтрак, выезд в сторону Фьянга, где должен был начаться трехдневный фестиваль. Накануне Ванчуг рассказал, что в первый день фестиваля монахи работают над очищением пространства и строят мандалу. На второй день фестиваля они одевают маски, изображая существ в бардо. Бардо – это переходный мир между нашим и более высоким, туда мы попадаем сразу после смерти. Так вот, чтобы не испугаться страшных существ, ламы и одевают маски, и когда человек попадает в бардо, то он представляет, что это только маски, а под ними ламы, не боится данных существ и проходит через бардо. Конечно, у этого трехдневного праздника много граней, и всех их вам не расскажет никто. Но Ванчуг поделился, что на второй день они собирают негативную энергию, а потом глава лам прокалывает мечом то, что было собрано, уничтожая ее. На третий день устраивается большой костёр, и оставшаяся негативная энергия сжигается.
Мы приехали во Фьянг, было серо, казалось, что начнется дождь. Но выяснилось, что начало праздника перенесли с утра на 3 часа дня. Мы поехали в Базго. По пути мы разговорились с нашим водителем, он оказался тибетцем. Его родители сбежали из Тибета много лет назад. Тибетская колония в Ладаке насчитывает около 20 000 человек. Он поставил нам тибетскую музыку, и через некоторое время самой популярной стала песня с припевом «Ням тю-тю». Как-то особенно вспомнилась поездка в Тибет.

Северная Индия     Северная Индия

В Базго мы поднялись на самый верх к монастырю. Там две гомпы – старая и новая, обе посвященные Майтрейе. Мы пошли сначала в старую. Я встал в левый проход, прошло много времени, не хотелось уходить, настолько хорошо там было. По пути к новой гомпе я встретил Марину. Она сказала, что новая ей не нравится, и она туда не пойдет, но одновременно подчеркнула, что это ее личное ощущение. Я стал подниматься и вместо того, чтобы сразу пойти ко входу, обошел храм. Во время обхода я понял задумку строителей – как раз надо было не идти сразу в храм, а сначала сделать обход. Внутри храма также в центре стояла высокая статуя Майтрейи, но чувствовалось, что это какой-то новодел. Вернувшись, я сказал Марине, что у меня ощущения такие же, как в храме Христа Спасителя, на что она ответила, что у нее точно такие же.

Ребята разбрелись, все где-то ходили, я решил сходить опять в старый храм. Он был закрыт, но мне его открыли. Я постоял там какое-то время и вернулся к ребятам. Очень сильное место, я куда-то улетел, было очень хорошо и расслабленно.
У нас еще было время до начала праздника во Фьянге, и мы решили быстро заехать перекусить. Удивительно, когда мы приехали, часть еды уже была готова, а часть готовилась. Повар почувствовал, что мы приедем, хотя мы решили сделать это в последний момент.

Мы приехали во Фьянг как раз к началу праздника – ламы выходили во внутренний дворик. На улице уже светило солнце. Почти все пошли наверх под навес и на стулья. Мы же с И. остались сидеть на бетоне. Через какое-то время ушла И., а потом и я тоже поднялся к остальным. Мы просидели полностью эту часть праздника, 3.5 часа. Но сидеть внизу мне понравилось больше, т.к. глаза лам находятся на уровне твоих, нет никаких перегородок, ты с ламами в этом танце и постройке мандалы. Кроме нас было еще пара туристов и несколько местных жителей, что сильно отличало первый день от второго, когда туристов было очень и очень много.

Северная Индия     Северная Индия

После танцев мы походили по монастырю. Когда мы были в храме, услышали музыку, вышли на улицу и увидели, что идет римпоче, настоятель монастырей Ламаюру, Фьянг. Именно тот, который несколько дней назад приснился С. в Ламаюру и который учил её во сне медитации. Он нам улыбнулся и благословил. Мы еще немного походили по монастырю и поехали в гостиницу. Когда мы вернулись, уже было темно. Ужин и костер.

Ранний подъем, быстрый завтрак – и мы опять во Фьянге. Туристов еще мало, утреннее солнце, мы заняли те же места наверху. Постепенно количество туристов возрастало, солнце начало припекать. Через какое-то время нас попросили покинуть наши места, т.к. на них должно было разместиться правительство Ладака.

Я обошел храм и встал на угол, недалеко от римпоче. В отличие от первого дня, не получалось войти в танец – слишком много народа. Вскоре на то же место подошли и остальные ребята. Стало очень жарко и пыльно от танцев.
Рядом с нами сидели монахи, один из них был европейской внешности, даже русской. Он сам к нам подошел и спросил, не говорим ли мы по-русски. В Ладаке встретить русского буддийского монаха. Мы поговорили немного, он живет в Индии уже 4 года, до этого жил в Непале. Вскоре стали поднимать танку монастыря.

Мы с И. решили подойти на благословление к римпоче. И. сходила и купила шары. Мы решили дождаться удобной минуты и подойти, а потом уже уйти. Он повязал каждому из нас шарф, спросил, откуда мы – и через мгновение, когда мы уже взяли вещи и уходили, сам встал и ушел. Мы буквально столкнулись с ним у выхода.

Недалеко от монастыря мы встретили О. и У., перекусили с ними, потом подошли остальные ребята.

Северная Индия     Северная Индия

После Фьянга мы поехали в монастырь Спитук, где до недавнего времени жил святой. Монастырь также находился на холме. Мы достаточно долго ходили по различным храмам. Интересно было наблюдать, как нам открывались различные храмы. Например, я зашел в один открытый, там был лама, потом я сказал И. и О., что вон тот храм открыт. Им же потом лама открыл нижний храм с совершенно потрясающей статуей Будды Шакьямуни.

В конце лама открыл ступу с прахом святого и оставил ключи Марине. Его присутствие ощущалось очень сильно. Каждый немного походил, потом сел, стараясь включиться в эти энергии. Зашли наши водители, потом зашли туристы-индусы, внося небольшую дисгармонию. Мы с Мариной решили, что пора уходить и закрывать двери. Закрывая двери, чувствовалась огромная сопричастность.

После Спитука мы поехали в Лех, столицу Ладака.

Лех – долина Нубра-Лех

Приехав в Лех, мы разместились в гостинице, чуть отдохнули, поели и поехали к Шанти-ступе, располагающейся на горе и с которой открывается вид на весь Лех. Рядом со ступой был японский буддийский монастырь. Мы сидели у Шанти-ступы, наблюдая, как менялись вечерние краски. Район Шанти-ступы потрясающий – очень красиво и спокойно.

Северная Индия     Северная Индия

Поздно вечером вчетвером мы гуляли по ночному Леху.

Утром мы выехали в направлении перевала Хардонг-Ла, самой высокогорной дороги мира, высота 5600 метров. Конечно, есть перевалы и выше, но тут именно дороги, где можно проехать на машине. Постепенно холодало, попадался снег и лед. На самом перевале шел снег, и дул ледяной ветер. Мы погуляли немного. Из-за высоты чувствовалась эйфория! Снег, ветер, холод, снежные вершины, высота, стихиалии!

Северная Индия     Северная Индия

После перевала очень быстро закончился снег. Вскоре мы остановились в одной небольшой долине, опять ярко светило солнце, свистели сурки, которых еще иногда называют молящимися ламами, т.к. они стоят в задумчивости на задних лапах.

Где-то в обед мы приехали в Дискит. После того, как мы разместились в гэст-хаусе и поели, мы поехали в долину Нубра к некогда столице Великого Шелкового пути. Высоко на горе были развалины королевского дворца, мы же пошли в храм. Там была статуя Майтрейи, выполненная по старым канонам. После храма часть ребят полезли на гору, мы же пошли пройтись вокруг храма. Неподалеку в саду также остались развалины еще одного дворца и небольших храмов. Нас сопровождал ладакец, который рассказал, что через два дня будет большой фестиваль, посвященный 800-летию линии другпа, а также, что на следующий день будет важная служба в монастыре Дискита, ведь завтра же День Майтрейи.

После мы поехали впятером на дюны. Ярко чернел Каракорум, ярко блестел на солнце Ладакский хребет. За Каракорумом уже Китай, а за Ладакским хребтом – Лех, откуда мы приехали.
Мы завалились на песок, небо меняло свои краски, я пошел гулять по дюнам. Какое-то особое ощущение быть в такой тишине, почти один, наедине с Природой.

Вскоре вернулись ребята с горы. Вечерело, и небо продолжало менять свои очертания и краски.

Северная Индия     Северная Индия

Уже темнело, когда мы вернулись в Дискит. Мы с И. немного погуляли. Ужин получился немного русским – просто овощи, вареная картошка с зеленью, тушеные баклажаны – всё это Марина попросила приготовить местного повара.

Ранний подъем – и наверх в монастырь. Первые лучи солнца. Настроение праздничное – сегодня День Майтрейи. У меня флажки – мы хотели их освятить, а затем повесить на перевале. Мы встретили ламу, и я попросил его освятить флажки. Мы пошли в храм, он освятил флажки, и сказал, что служба начнется позже. Нам открыли другой храм – защитников. Кто-то потом вернулся в первый храм, кто-то остался на улице. Вскоре я увидел необыкновенную красоту – сквозь тучи пробивался очень яркий солнечный свет – воистину Свет Шамбалы. Постепенно тучи уходили, солнечные лучи пробивались всё больше и больше. Уже началась служба, а мы с И. так и не могли уйти. Наконец, мы решили зайти на службу. Включаешься в нее. Служба была недолгой, но насыщенной.

После службы я хотел попросить, чтобы нам открыли еще один храм, но вместо этого старый лама позвал меня пить чай, я сказал, что у нас целая группа, и нас позвали всех.
Несмотря на бедность монастыря, нам к чаю предложили еще и сладости.

Еще перед началом службы мы вычитали из объявления у храма, что монастырь и особенно школа очень нуждаются в пожертвованиях. В школе 50 юных монахов, и они спят там же, где и учатся, недоедают, и пожертвование в размере 700 рупий в месяц (а это около 500 рублей, причем в месяц
!) позволит им улучшит питание всех школьников и купить им еще какие-то необходимые вещи. После всего мы не могли не оставить какие-то деньги. Мы пошли в сторону школы и дворца Далай-Ламы – дома, где он останавливается, когда приезжает в Дискит. Ребята почему-то поотстали, мы с И. пришил во дворец Далай-Ламы вдвоем. Мы сказали ламам, что хотим сделать подношение, нас посадили, напоили чаем, а потом проводили в школу. По пути в школу мы встретили ребят, которые нам сказали, что они уже были в школе и сделали пожертвования. В школе нас встретил директор и кто-то из монахов, они нас очень благодарили и надели оранжевые шарфы на шею. «Как солнышки», - заметила Марина, когда нас увидела. Опять же вдвоем мы вернулись во дворец Далай-Ламы, осмотрели его и пошли к джипам. На выезде из монастыря нас ждали директор школы и монах, которые повесили белые шарфа на шею ребятам.
После завтрака мы выехали в обратный путь. Через пару часов мы были опять на перевале. Мы полезли еще выше, чтобы повесит флажки, на наши флажки мы с И. еще повесили шарфы, которые нам дали в школе. День Майтрейи
!

Северная Индия     Северная Индия

Мы вернулись в Лех, опять та же гостиница. Мы с И. пошли обедать и встретили в кафе М. и Д., между нами установился какой-то очень теплый контакт, ребята присоединились к нам уже после трека к истокам Ганги и не уезжали вместе с нами, а продолжали путешествие дальше в долину Куллу.
После обеда мы с Мариной пошли к другой ступе, очень древней. После ступы Марина нас покинула, и мы разделились, просто гуляли по улицам Леха, заглянули в старый город с его грязными маленькими улочками. Завтра опять ранний подъем. Хотел бы отметить, что в Лехе очень много европейских туристов, в основном молодежи, мне кажется, они туда приезжают на несколько месяцев. Лех мне очень понравился, это очень положительный город, чего я не могу сказать, например, о Катманду.

Фестиваль 800-летия линии Другпа


На следующий день после завтрака мы поехали в центр тибетской медицины, не так давно построенный и освященный Далай-Ламой.

Тибетские доктора смотрят твой организм в совокупности, физически и энергетически, определяя твое состояние по пульсу. Также нам показали музей и еще пофотогафировали для каких-то своих стендов.

После центра медицины мы выдвинулись в Шей, где должен был состояться фестиваль празднования 800-летя линии другпа. В Шей было очень много машин, палаток, людей, наконец, мы выяснили программу на сегодня. Вообще, оказалось, что 800 лет линии другпа было в прошлом году, но празднуют они его в этом и как раз сегодня и на следующий день. Позже вечером Ванчуг сказал, что такого масштаба фестивалей в Ладаке до этого никогда не было. Через несколько минут наступал перерыв, и у нас было около 2 часов в запасе. Мы поехали в монастырь Тикси. После него мы вернулись, заняли места, специально приготовленные для туристов, которых, кстати, было не очень много, много было местного населения. Было очень жарко, ярко светило солнце на фоне голубого неба, на котором не было ни облачка. Через какое-то время было пение и представление монахинь в особых нарядах. Очень красиво и очень сильно. Опять же, как вечером рассказывал Ванчуг, сейчас женские монастыри возрождаются, а еще недавно монахинь не было совсем, родители предпочитали светское образование. Затем в небо было отпущено 12 000 разноцветных шаров. Главный лама Ладака, возглавляющий как раз линию Другпа, выпустил первую связку шаров, а за ним уже и все остальные. Мне, Марине и И. тоже удалось поучаствовать в запуске шаров.

Потом началось учение римпоче, а мы поехали в монастырь Хемис. Именно в этом монастыре в конце 19 века Николай Нотович обнаружил Тибетское Евангелие – записи о тайных годах жизни Христа. В древних манускриптах говорится, что Христос был в Индии, Тибете, Иране. Позже в 20-х годах 20 века Николай Рерих во время своей экспедиции также видел эти рукописи.

Мы ехали с открытыми окнами – светило солнце – последний день в Ладаке. Монастырь Хемис – очень сильный. Он хранит много тайн. Последним храмом был храм с большой статуей Падмасамбхавы. Он как будто подводил итог нашему путешествию и благословлял нас.

Северная Индия     Северная Индия

Вечерело, путь назад, немного грустно, что всё заканчивается. Часть ребят поехали в Шей смотреть королевский дворец, наш же джип поехал сразу в Лех. Мы с И. вышли у горы, где располагалась Шанти-ступа, и полезли наверх. Опять – Шанти-ступа, уже другие ощущения, немножко грусть, радость оттого, что столько видели, прочувствовали, спокойствие. Мы ходили по самой ступе, чувствуя спокойствие, которое она дает. Начинало темнеть. Мы обошли ступу, сложили небольшую горку из камней и стали спускаться с горы. Не спеша по ночному Леху мы дошли до нашей гостиницы. Последний прощальный ужин. Приехал Ванчуг. Всё-таки есть с ним какая-то связь. Я подарил всем, включая Ванчуга, свой перевод лирики 6-го Далай-Ламы, а также оставил несколько книг, чтобы Марина их передала в библиотеку Его Святейшества Богдогегена. Все менялись телефонами и е-мейлами.

Северная Индия     Северная Индия

Последний ранний подъем. Прощание с М. и Д., их путешествие еще не закончено. Прощание с Ванчугом. Перелет Лех-Дели. День в Дели, и поздно ночью назад в Москву.
Поездка осталась позади, а воспоминания, опыт, мысли – они с тобой. А также с тобой все высокие энергии, которые не отделены от жизни, как иногда кажется, и их можно чувствовать и здесь в Москве.

Северная Индия     Северная Индия


Автор: Дмитрий Юсов

 

Индия: ближайшие туры

Золотой треугольник + Дхарамсала и Амритсар
Тур в Индию Вылеты: 9, 16, 23, 30 декабря 2017;
13, 20, 27 января; 3, 10, 17, 24 февраля; 3, 10, 17, 24, 31 марта; 07, 14, 21, 28 апреля 2018.
10 дней / 9 ночей
Дели – Вриндаван - Агра – Фатехпур Сикри – Абханери - Джайпур – Дели – Патханкот – Дхарамсала – Амритсар – Дели
Групповой тур от 2-х человек. Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
от 780 у.е. + а/б

Золотой треугольник (комфорт-тур) + Амритсар
Индия. Золотой треугольник Вылеты: 29 декабря (пт) 2017; 2 января (вт), 21 января 2018, 4, 18 февраля, 4, 18 марта, 1, 15 апреля 2018; 9 дней / 8 ночей
Дели – Джайпур – Агра – Амритсар – Дели
Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
Групповой тур от 2-х чел.
от 786 у.е. + а/б

Золотой треугольник (комфорт тур) и Каджурахо
Тур в Индию. Золотой треугольник Вылеты: 8, 22 октября, 5 ноября, 19 ноября, 3 декабря, 29 декабря (пт) 2017 (группа!), 2 января (вт)(группа!), 21 января, 4, 18 февраля, 4, 18 марта, 1, 15 апреля 2018; 7 дней / 6 ночей
Дели – Джайпур – Абхинери – Фатехпур-Сикри – Агра – Дели
Золотой треугольник – идеальный тур для первого знакомства с Индией.
Возможно посещение праздников в турах: с 18 февраля - Taj Mahotsav (23-24 фев. в Агре), с 4 февраля - Surajkund Crafts Mela (5-6 фев. Сураджкунд-Дели).
Групповой тур, группа от 2 до 15-20 человек.
от 465 у.е. + а/б

Западная Индия. Пещерные храмы Аджанты и Эллоры
Тур в Индию. Пещерные храмы Индии Вылеты: 30 декабря 2017; 20 января, 17 февраля, 17 марта, 17 апреля 2018;
7 дней / 6 ночей
есть группы: 12 ноября, 30 декабря 2017;
Мумбаи – Насик – Аурангабад – Мумбаи
Приглашаем Вас увидеть памятники тысячелетней давности – знаменитые пещерные храмы Индии.
Групповой тур от 2-х человек. Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
от 796 у.е. + а/б

Золотой треугольник + Каджурахо
Тур в Индию. Золотой треугольник и Каджурахо Вылеты: 2, 16, 30 сентября; 7, 14, 21, 28 октября; 4, 11, 18, 25 ноября; 2, 9, 16, 23, 30 декабря 2017;
13, 20, 27 января; 3, 10, 17, 24 февраля; 3, 10, 17, 24, 31 марта; 07, 14, 21, 28 апреля 2018.
8 дней / 7 ночей
Дели – Вриндаван - Агра – Фатехпур Сикри – Абханери - Джайпур – Дели - Джанси - Орчха - Кхаджурахо - Дели
Групповой тур от 2-х человек. Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
от 573 у.е. + а/б

Золотой треугольник
Тур в Индию. Золотой треугольник Вылеты по субботам: с октября 2017 по март 2018; 6 дней / 5 ночей
есть группы: 16, 23, 30 декабря 2017; 6, 13, 20, 27 января, 3, 10, 17, 24 февраля, 3, 10, 24 марта, 7 апреля 2018;
Подселение к женщине на тур с вылетом 30 декабря.
Дели – Вриндаван - Агра – Фатехпур Сикри – Абханери - Джайпур – Дели
Групповой тур от 2-х человек. Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
от 315 у.е. + а/б

Золотой треугольник + Непал
Тур в Индию и Непал Вылеты: 16, 23, 30 декабря 2017;
13, 20, 27 января; 3, 10, 17, 24 февраля; 3, 10, 17, 24, 31 марта; 07, 14, 21, 28 апреля 2018.
Есть группы: 30 декабря 2017; 27 января, 10 марта 2018;
10 дней / 9 ночей
Дели – Агра – Джайпур – Дели - Катманду
Подселение к женщине на тур с вылетом 28 октября или 4 ноября.
Групповой тур от 2-х человек. Авиаперелеты а/к Аэрофлот.
от 655 у.е. + а/б

 

 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Турцентр «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2017 Информационно-туристический центр «Кайлаш». Все права защищены
(495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров МТ3 018484