Какой ты, Иран?
авиабилеты | визы | фото |
Загадочная, древнейшая, почти запретная и (с подачи СМИ) опасная область планеты. Исламская Республика. Империя. Родина многого из того, что сейчас считается достижениями человеческой цивилизации.
Пишу только о некоторых впечатлениях. Остальное предоставляю читателям узнать самим. Это намного интереснее.
О цитадели шиитского ислама. И вообще об иранцах
Первое, что сразу опрокидывает все предварительные ожидания – сами иранцы. Ступив на эту землю сразу понимаешь, что ты – в объятиях. Бесконечно гостеприимных и даже нежных. Тебя приглашают в гости. Просто встречные прохожие. Просто к себе домой. Накормить, напоить. Рассказать, что иранцы любят всех так же, как и своих детей, соседей, как себя. Что они - не исчадие зла, а самые радушные в мире люди.Эти объятия сопровождали и баюкали нас всю поездку. Мы купались в любви… Нас любили просто за то, что мы приехали. Как это было классно – плыть в океане любви…
Я не встречался с таким отношением к себе ни в одном месте. И это при том, что мы – “неверные”.
Я пытался ощутить пресловутый иранский фундаментализм. Эй, где ты?
Да, есть мечети. Есть религиозные люди. Есть некоторые нормы одежды. А где их нет? В Ширазе мы попали вечером в одно загородное кафе. Местная молодежь, пары с детьми – все как у нас. Большинство женщин сняли там платки (которые и до этого были накинуты чисто формально), и никого это не удивляло, не задевало, не вызывало вообще негатива. К религиозным правилам в Иране относятся спокойно, просто как к общественной норме. Можно привести еще много подобных примеров. Иран – значительно более светское государство, чем многие из таковых.
Это было неожиданно.
Из кафе мы вернулись в отель, как с дружеских посиделок. Мы были дома. Хотя были в Ширазе. Мой православный крест уютно заснул на груди. Объятый ночными огнями загадочного, пряного ущелья. Обнявшего так уже миллионы душ. За многие тысячелетия.
Иранский Курдистан
Курды – древний народ и сейчас насчитывает много десятков миллионов человек. Курды разбросаны по нескольким государствам. Турция, Сирия, Ирак, Иран. Они не имеют своего государства. Узнать, как живет этот народ можно ТОЛЬКО в Иране. Поскольку в соседних государствах районы проживания курдов опасны (или крайне опасны) для посещения.Только в Иране этот народ живет без конфликта с государством. Мы прилетели из Тегерана в Керманшах – столицу курдов. Напротив современной гостиницы – отвесные скалы с рекой и озером у подножья. На скалах – надписи. Им тысячи лет. Озадачивались ли древние мастера тем, что мы будем чувствовать? Глядя на них через эту бездну?
Журчит голубая река, вытекая из под скал. Река времени. Вечное движение. Вечных вопросов – откуда мы? И куда?
Реку разделили на рукава и построили сотню крытых веранд. Давным-давно. Летом, из огнедышащей жары горожане приходят сюда семьями или с друзьями. Зеленая тень, множество прохладных арыков. Отдых от трудов праведных. И конечно – со знаменитыми керманшахскими шашлыками и чебуреками. Везде-везде. Говорят, здесь лучшая баранина в мире. Боюсь, этот так. Мы проверили. Тяжело оторваться от этого. А соусы… эх. Это нельзя описать. Только попробовать самому и… остаться в Керманшахе. Наблюдать, как течет время.
Курды такие же, как все иранцы. Усладить гостя – дело чести. Не заметил никаких отличий в уровне их жизни и жителей других регионов. Внешне курды и персы несколько отличаются. Еще в них (как мне показалось) – меньше религиозности. А также есть еще что-то в глазах стариков – как будто они силятся вспомнить – кто они.
Прыжок из учебников в реальность
Третий день пути. Автобус класса суперлюкс. Европам не снилось такое отношение к туристам. Широченные кресла (всего три в ряду), широченные проходы между ними.Скалы черны и белы одновременно. Давно идет тяжелый снег. Проблемы на перевале. Зарылись в снегу. Пасмурно и мрачно. В автобусе – молчание. Человек в горах - пылинка. И этим горам – нет конца. Наконец, дорога резко вниз. И вдруг...
Облака растаяли. Позади нас – высоченное плато с кучами облаков. Впереди – овальное рыжее солнце. И зелень, зелень, зелень! Зеленая равнина до горизонта, до самого горизонта. Океан запахов, птицы, коровы, цветущие ветви, деревни, люди, дети. И тепло. Как же тепло!
Я много раз в жизни читал и слушал о великой чаше зарождения рода человеческого. О колыбели народов и целых цивилизаций. О месте, за обладание которым пролиты реки крови. О мудрецах и чудесах, о страстях, прозрениях и дарах, рожденных здесь.
И вот мы спрыгнули с гор прямо сюда. Это – Междуречье.
Планета очертила его границы горными обрывами. Мало мест, где настолько остро можно ощутить нашу Планету. Неразрывную связь формы ее тела и человеческой истории.
За нашими спинами – холодное небытие. Перед взором – океан жизни. Теплой и такой разной, противоречивой – то мучительной, то сладкой… и неизбывной.
Мы увидели, что Междуречье – это не параграф из учебника. Оно – на самом деле есть.
Вот его начало – лежит перед нами. В пряной дымке самой Истории. Уходящей куда-то бесконечно далеко на запад – в Ирак.
Предки персов из этой чудной, но опасной чаши постепенно проникали на восток, в горы. По долинам рек, по ущельям, оседая в оазисах-расширениях. Так они спасались от набегов и растущей конкуренции в слишком уж обильной жизнью огромной долине.
Ее энергия закружила и нас. Захотелось фруктов, мяса, захотелось жить!
Вода
В Шуштаре (после Керманшаха) мы жили в маленьком отельчике. Сколько ему лет – так и не смогли выяснить даже примерно. Двор, галереи по кругу. Персия. Я взял фонарик и решил посмотреть, что в подвалах. Обнаружил ТРИ уровня-этажа вниз. На каждом – множество каких-то боковых галерей, уходящих неведомо куда и неведомо когда выкопанных. На самом нижнем скрещивались несколько тоннелей в половину роста человека. По ним струилась вода. Холод и тишина. Тысячи лет. Закоулки души Шуштара.Но это был водопровод. Кто копал все это? Рабы? С окрестных гор тысячи лет назад были кирками пробиты подземные галереи для снабжения водой города. И это, как позже выяснилось, было правилом для большинства городов Ирана. Жара и враги не давали довести воду с гор по поверхности. Исключительно твердая почва представляла огромную трудность. Тоннели вырубались веками. Но это же и сохранило систему до наших дней. Все продолжает работать и сейчас! До сих пор существует профессиональная каста копальщиков и содержателей подземных водяных путей. Говорят, что в хитросплетении этих тоннелей под городами уже никто полностью не разбирается. Как уже не разобраться до конца в человеческой истории. Как никогда не разобраться в закоулках человеческой души. Но главное понятно - холод и тишина, поднятые наверх – рождают жизнь.
Окраина города. Большая река. Природный обрыв в русле. Русло обрамлено древней плотиной. Течение беззвучно падает вниз по рукотворным подземным рукавам в скале. Расходится внизу по каналам. Десятки водяных мельниц с гидрозатворами, отстойниками, фильтрами, перепускными механизмами. И все сделано тысячу лет назад! Из камня и дерева. И все еще работает. Часть механизмов поднимает воду вверх, в город. Там вода по (опять же) подземным галереям расходится под городом, снабжая каждый двор водой через вертикальные колодцы. Так было. И так есть.
Я описал только одно место. Их в Иране – много. Местная инженерная культура использования воды уникальна и до сих пор является образцом высочайшей рациональности и экологии. И КОГДА это уже было!
Меняется форма. Суть остается. Соединение воды и солнца рождает жизнь.
И соединить их могут труды человеческие. Далекие предки трудились, чтобы мы жили сейчас. Течет река…
Как в Тибете
Центральная и Восточная часть Ирана является нагорьем. Высота и солнце делают жизнь почти невозможной. Вся жизнь – в долинах. Йезд, Исфахан и многие другие города – всего лишь оазисы среди...Тибета.Удивительно схожие ландшафты! В связи с труднодоступностью этих оазисов здесь и сохранилась древнейшая культура. Время замедлило здесь ход. В уюте фруктовых рощ. Куда ему бежать? Вокруг – только шевелящееся марево от раскаленных плоскогорий. Да редкий проходящий автобус с туристами. От оазиса – к оазису. В своем времени.
Свое время туристы возят с собой. Оно не боится жары – в автобусе кондиционер.
Иран, какой же ты?
Есть большая сила в собственной истории. Тем более, если эта история уходит корнями еще в зороастризм и еще глубже… туда, когда писали еще робко и редко… на глиняных кусочках.Иран – великая цивилизация. Ее населяют люди, не переставшие быть людьми в течении тысяч и тысяч лет кипения страстей человеческих. Страстно любящие свою страну и развивающие ее. Несмотря ни на что. Не сдающиеся акулам, акулишкам и уж тем более откровенным шакалам. Радостные, добросердечные и высоко КУЛЬТУРНЫЕ по большому человеческому счету. Иран – это Цивилизация.
Иран – это возможность заглянуть в собственное время. Сколько еще его?
Что останется после нас?
А еще - это возможность поверить. Смотришь на улице Йезда или Шираза в глаза обычному иранцу – а там пласты…. Рас, этносов, наций, каст, характеров, миллионов судеб. Сколько их смешалось… Сколько там крови и любви, грехов и смирения. ТЫСЯЧИ и ТЫСЯЧИ лет Великие Жернова рождали этот взгляд…
А он улыбается тебе.
Автор – Василий Бижов
25.08.19
Екатеринбург
Иран: ближайшие туры