Тибет. Амдо и Кхам
авиабилеты | визы | фото |
Многие из нас, уже были в Тибете, в основном в Центральном и Западном районах. Но не многие знают, что Тибетские районы Амдо и Кхам, являются местами, наименее пострадавшими, как от Культурной революции, так и тотального контроля над религией правительством КНР. Эти районы всего несколько лет назад были открыты для посещения иностранцами. Прежде всего, это: Автономная область Сунань Югур (в составе пров. Ганьсу); Тибетская автономная область Тьянжу (в составе пров. Ганьсу); Тибетская и Кьиангская автономная префектура Нава (в составе пров. Сичуань); Тибетская автономная префектура Ганьси (в составе пров. Сичуань); Тибетская автономная область Мули (в составе пров. Сичуань) и Тибетская автономная префектура Дикинг (в составе пров. Юннань).
Дело в том, что основной удар китайского правительства был направлен на властные структуры и крупные города, которые находились преимущественно в Центральном Тибете. В Амдо же, в основном жили кочевники, и не было крупных поселений. Многие из этих кочевников были нагпами – практикующими мирянами, а монастыри в этой области отличались усердием в практике, к тому же они всегда были далеки от политики. Поэтому, когда волна Культурной революции докатилась и до них (безусловно, не было места в Китае до которого она не докатилась), монахи покинули свои монастыри и отправились в длительные ритриты в пещеры и удаленные труднодоступные места. Затем же, когда со смертью Мао Дзе Дуна гонения были прекращены, они вернулись и начали восстанавливать разрушенное.
Таким образом, они не только оставили линию передачи в неприкосновенности, но и путем затворничества, пусть вынужденного, во многом продвинулись в своих практиках. На сегодняшний день в Амдо и Кхаме находятся множество монастырей c большим количеством монахов и квалифицированных наставников. Так, в монастыре Дзамтанг живет более 1500 монахов. В Наве, монастыре Кирти также около 1500 человек, а монастыре Сер Гомпа более 1000 монахов и т.д.. Также в этих областях находятся множество действующих ретритных центров, таких как Лангчен, Гепел, Сирблонг, Рашуг, Загой и др, где монахи по традиции практикуют в отшельничестве 3 года. В настоящее время, поскольку в Индии мало возможностей для изоляции монастырей и серьезного сосредоточения на практике, подающие надежды монахи и одаренные ламы монастырей Амдо и Кхама уже не стремятся в Индию. Более того, наметился отток серьезных практиков обратно в эти районы Тибета, во что сложно поверить, поскольку Индия давно воспринимается на Западе «раем» для Тибетцев…
Этнически Тибетцы Амдо и Кхама не отличаются от жителей Юцанга (Центрального Тибета), но имеют более смуглую кожу. Кхамское произношение отличается от амдоского настолько что жители этих районов не понимают друг друга. А жители Лхасы не понимают как амдосцев, так и кхамцев. Мне довелось присутствовать при забавной сцене в поезде, когда Лама из Амдо, ехавший в одном купе с выходцами из Шигаце и разговаривавший с ними на Лхасском диалекте, встретил своего земляка и пригласил его в свое купе. Он, без остановки, проговорил с ним на Амдосском около 2 часов. Остальные, согласно традиции, не мешали беседе и обескуражено сидели все это время в молчании, совершенно, не понимая, о чем же так оживленно дискутируют их соседи из Амдо.
Районы Амдо и Кхам, также отличаются от Центрального Тибета и климатически. Взору предстают совершенно другие ландшафты, нежели в Юцанге (Центральный Тибет). Здесь нет высокогорных каменистых пустынь. В Кхаме, например, много девственных лесов, в которых растет ель, пихта, лиственница, можжевельник, сосна и лекарственные травы. Также в Кхаме ярко выражены различные высотные климатические зоны, где в низинах, ниже 610 м., растут пальмы и кипарисы, на средних высотах склоны покрыты смешанным лесом, выше 3500 м. альпийские луга и кустарник. Амдо же славится своими великолепными пастбищными лугами…
Мы приготовили одну программу, под названием «Срединный путь», с проездом через весь Кхам и готовим программу с посещением крупнейших монастырей Амдо.