27 апреля – праздник Дуйнхор-Хурал
авиабилеты | визы | фото |
По легенде, Калачакра-тантру начал распространять в Индии в 965 г. аскет Цилупа, принесший это учение из легендарной страны Шамбала, где оно сохранялось с того времени, когда было проповедано Буддой царю этой страны Сучандре.
Калачакра (санскр. «Колесо времени») является одной из самых эзотерических концепций буддийской тантры. Главная цель учения Калачакра-тантры, которая является основой философии ваджраяны, равно как и любого другого буддийского учения, – достижение состояния Просветления (состояния Будды), внутренней реализации.
Главная цель учения Калачакра-тантры – внутренняя реализация тождества микро- и макрокосма, понимаемого как Пробуждение (Бодхи), – достигается с помощью сложного комплекса психофизических упражнений, проводимых, как правило, по методу «шестичленной йоги». В учении Калачакра-тантры была разработана концепция Адибудды – первоисточника бытия, персонифицируемого в образе 24-рукого Калачакры и его праджни (санскр. праджня – трансцедентальная мудрость и божественная интуиция), олицетворяющих слияние Времени и Пустоты. Система Калачакры представляет три круговорота времени: внешний, внутренний и изменяющий. Внешний и внутренний круговороты имеют отношение ко времени, как мы его обычно понимаем, а изменяющий – это практика для достижения освобождения от тех двух. Структуры внешнего и внутреннего круговоротов схожи, что подобно параллели между макрокосмом и микрокосмом, обсуждаемой в западной философии. Это означает, что сходные законы Вселенной пронизывают и атомы, и тело, и наш опыт жизни. Практики изменяющего круговорота также следуют этой структуре, чтобы дать нам возможность включить эти силы и собрать их эффективным образом.
Астрология Калачакры направлена на определение благоприятности момента различных начинаний, что позволяет гармонизировать внутреннюю энергию человека с внешней энергией обстоятельств. Астрологическая система Калачакpы была положена в основу при создании нового тибетского астрологического календаря.
В Калачакра-тантре также содержится учение о тонкой внутренней структуре человеческого тела. Для вхождения в глубокие практики практикующий должен представлять структуру собственного духовного тела с его энергетическими каналами, ветрами (пранами), каплями (бинду), двигающимися по этим каналам и пребывающими в особых точках тела. Нади (энергетические каналы), праны (энергии) и творящие капли нашего тела называются в тантре внутренним Калачакрой и составляют основу для очищения в практике тантры.
Истоки этого учения или хотя бы хоть какие-нибудь следы, приводящие к данным истокам, пытался отыскать на Севере, в центре Русской Лапландии, русский писатель, журналист Александр Барченко (1881-1938). Как и Рерих, он представлял древнюю духовную традицию в виде единой и неразрывной цепи, начало которой – на Севере, а конец – в Тибете и Гималаях. Судьбу и будущность именно данной доктрины он обсуждал с известнейшим бурятским ученым этнографом Гомбожабом Цыбиковым (1873-1930), первым россиянином, еще в начале века проникшим в Тибет под видом ламы-паломника. Переписка Барченко с Цыбиковым чудом сохранилась в Государственном архиве в Улан-Удэ.
Предположительно в середине XVII столетия старообрядцы костромских земель создали свою секту, называвшуюся «Странники». Они направляли своих членов в Тибет и по некоторым скудным данным один из них, именуемый старцем Никитиным, достиг своей цели и был принят монахами. Продолжительное время он проживал в нескольких монастырях и ему были открыты некоторые таинства учения "Дуйнхор Калачакра", заключавшееся в изучении космических знаний, тайных явлениях природы и способностях человека, а также методике управления
массами.
Дуйнхор-хурал отмечается в течение трех дней, с 14-го по 16-й день третьего месяца лунного календаря (апрель май), при этом главное торжество приходится на 15-й лунный день. Соответственно, хурал проходит в три периода: подготовительный, основной и завершающий. В подготовительном периоде благословляется место для мандалы, на котором впоследствии из цветного песка строится мандала Калачакры.
В основной период с рассвета до поздней ночи в течение семи дней идут хуралы, во время которых совершается приглашение божеств, выполняется практика их визуализаций, читаются восхваления, делаются подношения и т.д.
Характерным элементом этих молебнов является то, что во время их проведения монахи надевают на себя особые головные уборы и используют священные предметы, символизирующие элементы учения Калачакра-тантры. Особое значение в дни праздника придается чтению мантр. Стоит также отметить, что танки (изображения) идама (просветленного божества) Калачакры считаются сильнейшими помощниками тем, кто нуждается в душевной и физической силе.
В заключительном периоде совершается Жинсрег ("Подношение божествам с помощью огня"), мандала разрушается, а ее песок преподносится нагам – хозяевам воды. Считается, что соприкосновение с учением Калачакра-тантры дарует неисчерпаемые блага всем живым
существам, гармонизирует внешний и внутренний мир человека, оставляет благой отпечаток для будущих перерождений и способствует достижению высшей цели буддиста – нирваны.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников: http://www.rian.ru