История и культура Тибета
авиабилеты | визы | фото |
Империя Ярлунга (629-842 гг.)
Две великие цивилизации - Индия и Китай, граничащие с Тибетом, были едва осведомлены о жизни народа, рассеянного в высокогорных, негостеприимных районах плато. Для них тибетцы были не больше, чем неопрятные, неграмотные и варварские племена, которые иногда пересекали границы этих стран, о жизни же тибетского народа они не знали ничего. Эта ситуация начала меняться в седьмом веке, во времена правления могущественного тибетского короля Сонгтсен Гампо, сумевшего организовать могучую, мобильную и хорошо организованную армию.
Тибетские историки рассматривают Сонгцен Гампо как 33-го правителя Тибета в линии, которую начал, спустившись волшебным образом с небес, первый король Тибета - Ньятри Ценгпо. Первый правитель Тибета был найден на горе Ялха Зангпо в долине Ярлунг в Центральном Тибете. Народ провозгласил его своим королем, и так началась династия первых правителей Тибета. Во время своего правления Нъятри Ценгпо построил дворец, называемый Юмбулаканг. Соглашаясь с мифологическими аспектами этой истории, появление Ньятри Ценгпо можно датировать приблизительно 500 г. до н.э.
Сонгцен Гампо
Сонгцен Гампо родился в 617 г. и поднялся на трон в возрасте 13 лет. За время своего 20-летнего правления, Сонгцен Гампо расширил и укрепил границы государства, простиравшегося далеко за район долины Ярлунг. Тибетское империя расширила свое влияние от северных долин Индии до границ Китая на востоке и границ Турции на западе. Сонгцен Гампо обосновал летнюю столицу в Лхасе и построил дворец на Красном холме (место Поталы). Для укрепления дружественных отношений с могучим соседом, Непал и Китай, каждый в отдельности, предложили королю непальскую и китайскую принцесс в жены.Сонгцен Гампо проявлял интерес к буддийскому мировоззрению, господствовавшему не только в Индии и Непале, но также и духовно вдохновляющему правящую в то время династию Танг в Китае. Сонгцен Гампо стал исповедовать буддизм, вдохновляемый китайской и непальской принцессами, принесшими ему приданное, включающее в себя великолепные статуи Будды.
Трисонг Децен
Второй великий правитель династии, Трисонг Децен начал свое правление в 757 г., более чем через 100 лет после смерти Сонгцен Гампо. Он унаследовал могучую империю, насчитывавшую 4-х королей, которые правили со времени Сонгцен Гампо, и предпринял дальнейшие военные экспедиции вглубь Китая и Индии. Несмотря на расширявшееся влияние на Востоке, буддизм не имел большого влияния в Тибете, и страна была еще очень зажата традицией Бон. Трисонг Децен начал широкомасштабную реставрацию буддистских храмов, воздвигнутых Сонгценом Гампо, а также пригласил в Тибет известных мастеров Индийского буддизма. Главным среди них были Шантаракшита и Падмасамбхава.Монах-философ Сантаракшита, даже сегодня известный в Тибете как великий Аббат Бодхисаттва, установил монастырский орден в Тибете и начал строительство первого крупного монастырского центра в Самье. По его совету, король пригласил в Тибет Падмасамбхаву, великого индийского махасиддху, для того, чтобы помочь умиротворить местных демонов, которые препятствовали распространению буддизма. Падмасамбхава не только усмирил демонов и злых духов, но и победил в диспутах с приверженцами религии Бон, после чего буддизм признали основной религией Тибета. И по сей день мы можем видеть у входа в монастырь Самье большую плиту, которая провозглашает буддизм государственной религией. Бон остался, но его реформировали, запретив опасные ритуалы черной магии, воскрешения мертвых и тому подобные вещи, которые были направлены на причинение вреда, поскольку это не в согласии с буддийской дхармой. С помощью Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) буддизм укрепил свое влияние в Тибете. Падмасамбхава стал символом победы мудрости, сострадания. Король был под таким глубоким впечатлением от Падмасамбхавы, что даже предложил ему свою жену Еше Цогъял, женщину необычную и с великими духовными способностями, в качестве супруги. Под руководством Падмасамбхавы, отличавшемся удивительным знанием языков, весь буддийский канон был переведен на тибетский язык, ему же весь гималайский регион обязан золотым веком литературы.
Ралпачен
После смерти Трисонг Децена в 797 г., его сыновья Муне Тсенпо и Трайд Сонгцен продолжили политику распространения буддизма. Страна вела изнурительные войны с Китаем. Третий и последний король периода Ярлунгов, Три Ралпачен, начавший свое правление в 815 г., подписал договор с Китаем, а затем установил с ним мирные отношения. Его заслугой также является новый и более надежный перевод буддистских текстов с санскрита. Однако скандал, зависть и борьба между различными фракциями при дворе, вылились в его убийство в 838 г. Его смерть предвестила гибель династии.Старший брат Ралпачена, Лангдарма получил трон после его смерти. Этот король был сторонником религии Бон и немедленно установил насильственное преследование буддизма. Храмы и монастыри были осквернены, а монахи лишены одеяний и изгнаны. В течение нескольких лет буддизм был почти полностью запрещен в Центральном Тибете. Последнее слово осталось, однако, за буддизмом. В 842 г., во время представления спектакля, монах по имени Лхалунгпа Пелги Дордже убил короля хорошо нацеленной стрелой. Пелги Дордже исчез в восточном районе Кхама и присоединился к группе монахов и переводчиков, которые обеспечили его убежищем.
Средние века (842-1642 н.э.)
После убийства Лангдармы, единое Тибетское королевство распалось на многочисленные княжества и феодальные поместья, которые управлялись различными членами тибетской аристократии. Одна ветвь королевской семьи осела в Западном Тибете, основав сильные королевства Гуте и Пуранг и продолжала поддерживать буддизм. В других, не смотря на его поддержку, буддизм пришел в упадок, и Центральный Тибет вошел в полосу духовной темноты, в которой и оставался два столетия. Различные тибетские кланы иногда беспокоили Китайскую границу, изредка устанавливая маленькие центры власти. Но с упадком династии Тсанг в 907 г., набеги закончились и Китай и Тибет не имели формальных отношений на протяжении 300 лет.
Оживление буддизма
Возобновление интереса к буддизму началось в начале 11-го века. Толчком к этому послужило прибытие индийского учителя Атиши в западное королевство Гуге в 1042 г. Атиша был приглашен королем Еше О и его племянником Чангчуб О. Иеше О был набожным правителем, который поддерживал также другую влиятельную фигуру буддизма - монаха и переводчика Ринчен Зангпо.Легенда повествует, что Еши О был взят в плен тюркской армией и его держали за выкуп золотом, равным весу его тела. Хотя большая часть суммы была собрана, король запретил её использовать для его освобождения и взамен настаивал, чтобы она была потрачена на приглашение Атиша в Тибет. В результате этого акта самопожертвования, оставшиеся 12 лет своей жизни Атиша путешестовал от Гуге до центрального Тибета, где провел свои последние годы в Нетанге, около Лхасы. Ученики Атиши основали орден Тибетского буддизма Кадампа.
Хорошо известным Тибетским современником Атиши был переводчик Марпа. Он родился в состоятельной семье из региона Лходрак в Южном Тибете и не раз бывал в Индии, где собирал тексты и изучал их под руководством многочисленных индийских учителей. Его главным учителем был бывший аббат монастыря Наланда - Наропа. Марпа стал учителем Миларепы, который сталвпоследствии известным святым, а его поэмы и по сейч день вдохновляют людей, идущих по духовному пути. Миларепа в свою очередь обучил Гампопу, благодаря которому в тибетском буддизме был основан орден Кагью.
В это же время Кёнчок Гъялпо, монах из влиятельной семьи Кхён Южного Тибета (из которой так же был родом известный переводчик Дрокми) был приглашен своими индийскими учителями для совершенствования знаний в Индию. В 1073 году он основал монастырь на своей родной земле Сакии. Он и его сын Кунга Ньингпо позже основали орден Сакья тибетского буддизма.
Этот период возрождения буддизма часто называют Вторым Распространением Доктрины в Тибете. Это было время, когда основывалось многое из того, что теперь мы называем Тибетским буддизмом. Переводческие работы начинались заново, полностью перерабатывались переводы, сделанные во времена Империи. Монастыри (такие как Ретинг, Тсурпу, Денсатил, Дрикунг, Талунг, Цел Гунгтанг и Сакья) были перестроены и расширены, и жизнь страны стала все более и более проникаться буддизмом.
Хотя и не объединенные политически, разнообразные вожди племен, принцы и главные ламы Тибета жили в относительной гармонии, и никто из них не делал серьёзных усилий по приведению страны под свой собственный контроль. Этот мирный период независимости пришел к концу к началу 13-го века, когда усилилось могущество Монголов, ставшее чувствоваться через Китай и Центральную Азию. Под предводительством Чингиз Хана, монголы форсировали покорение всего района и привели его под свою власть. В Тибет были посланы посланники с требованием покорности и тибетцы сдались без всякого сопротивления. Это позволило им сохранить свою страну от набег завоевателей, но, тем не менее, в 1239 г. старший сын Чингиз Хана, Годан Хан послал конную армию в Тибет, которая проникла глубоко к югу, до монастырей Ретинг и Дригунг.
Династия Сакья
Пять лет спустя, чувствуя, что главные ламы усиливают свое политическое влияние, Годан пригласил верховного аббата ордена Сакья, Сакья Пандита, к своему двору. Возвращаясь к гарантиям не вторжения монголов в Тибет, Сакья Пандита предложил вхождение Тибета под покровительство Хана, что усилило враждебные отношения к нему противников. Как вознаграждение он был сделан регентом Тибета с постом при монгольском дворе. Наследник Годана, Кублай, был так впечатлен духовными качествами и учением племянника Сакиа Пандиты, Пакпы, что в обмен на изучение секретов буддистского учения, подарил ему титул Наследника Императора - другими словами, фактически, правителя Тибета.Это соглашение отзывалось на всем пути к двадцатому веку. В сущности, сделка была заключена между некоторыми религиозными орденами и господствующей политической властью. Религиозный порядок обеспечивало духовное руководство и было вознаграждаемо политическим контролем над внутренними делами Тибета, в то время, как политическая власть стала верховной в стране и гарантировала мир в обмен на покорность. Главным следствием этого было возрастание политизации буддийских Тибетских орденов. Они стали конкурировать друг с другом за благосклонность могущественных временных правителей, усиливая, таким образом, разобщенность между собой. Эти отношения, основывающиеся на компромиссе и сектантских интересах, связывающих духовную и политическую власть, ослабляли политическую целостность и независимость Тибета.
Независимость Тибета
Пользуясь поддержкой монгольской династии Йюань, иерархия Сакья правила Тибетом почти столетие. Но с упадком власти монголов в Китае, в Тибете возродилось национальное движение под руководством Джангчуб Гиелтсена из фамилии Памотрупа, родом из долины Ярлунг. В 1354 г. он свергнул руководство Сакья и был признан монголами как правитель Тибета. Когда власть правителей Йюаней в Китае окончательно деградировала, и они были замещены местной китайской династией Минь, тибетцы игнорировали бывшее соглашение, которое они имели с монгольским правителем Китая и вступили в трехсотлетний период независимости.
Чангчуб Гьялтсен считал своей задачей возвращение к золотым дням империи Ярлунга. Было восстановлено уважение умершим Сонгцен Гампо и Трисонг Децену, которое доходило почти до поклонения им.
Династия Памотрупа закончилась около 1435 г. и была заменена на светское правление князей Ринпунг, родом из юго-западного района Лхасы, которое продолжалось 130 лет, до 1565 г. Эта династия была представлена четырьмя королями Тсанг, которые правили из Шигатсе. Обе династии в своем правлении руководствовались светскими правилами, которые поддерживали близость с могущественным ламой Кармапа, главой входящего в орден Кагья монастыря Цурпу, располагавшегося около Лхасы.
Но эта эпоха независимости подошла к насильственному концу в 1642 г., когда монголы вновь появились на сцене и заменили последнего короля Цанг возвысившейся фигурой Пятого Далай Ламы.
Правление Далай Лам (1642-1959 гг.)
Возвышение ордена Гелуг
Во времена правления Пагмотруба, в Тибете жил и выдающийся учитель по имени Цонкапа, прозванный так по имени одного из районов Восточного Тибета (Амдо), где он родился в 1357 г. По легенде, когда мать обрезала пуповину и выкинула ее неподалку, на этом месте невероятными темпами выросло дерево, которое мы можем увидеть и сегодня. Цонкапа был ярчайшей и знаменитой фигурой, навсегда вошедшей в историю тибетского буддизма. Всю свою жизнь он держал монашеские обеты, жил простой монастырской жизнью и уделял большое внимание моральным и этическим ценностям, при этом также являляясь практиком тантры. Цонкапа много раз имел видения бодхисаттвы Ваджрапани и получал прямые наставления от самого Манджушри (Бодхисаттва мудрости), т.к. имел с ним особую связь. Лама Цонкапа изучил все трактаты, философские системы и школы, после чего скомпилировал их в одно ясное учение. Лама Цонкапа привлек много последователей во время своей жизни, включая преданных учеников, которые продолжили учение Цонкапы после его смерти.Эти ученики основали многочисленные монастыри в Центральном Тибете, которые скоро выросли в размерах, и неожиданно в тибетском буддизме появился новый оригинальный орден. Вначале он был известен как Ганден орден, названный в честь монастыря неподалеку от Лхасы, где провел большую часть своей жизни Цонкапа, но позже получил титул "Гелуг" (Добродетельный орден), под которым он известен и сейчас. Гелуг имел целью возвращение к духу и чистоте доктрины и этики, привнесенных в 11-м веке Атишей. На этой стадии он выглядел как свежий, динамический и где-то даже как идеалистический орден, не опороченный пятнами политических амбиций, которыми в то время порой грешили школы Сакья и Кагью в Центральном Тибете.
Руководство этого ордена было пожаловано одному из старейших, самых первых учеников учителя и племяннику Цонкапы, Гендун Друпу, основателю монастыря Ташилунпо в Шигатсе. Следуя примеру Кармапы, Гендун Друп объявил, что он после смерти вновь родится в Тибете и даст своим последователям приметы, по которым они смогли бы его найти. Его преемником был назван Гендун Гьяцо, образованный и волевой человек, который как главный аббат монастыря Дрепунг около Лхасы, укрепил престиж традиций Цонкапы. За время его руководства Дрепунг значительно вырос в размерах, в нем находилось более 2000 монахов.
Следующим преемником в руководстве орденом Гелуг был Сонам Гьяцо, родившийся в 1543 г. Выдвижение Гелуг начало привлекать внимание монгол, которые после из выселения из Китая вернулись в свои северные земли. Алтан Хан, потомок Чингиз Хана, пригласил Сонама Гъяцо встретиться с ним. На встрече с Ханом в северо-восточном Тибете, Сонаму Гьяцо был передан титул "Та-ле", что означает по монгольски "океан, множество" (тиб. "гьямцо"), которое сейчас пишется как "Далай". Этот титул был ретроспективно возложен на двух предшественников Сонама Гъяцо и, таким образом, Сонам Гъяцо стал третьим Далай Ламой.