Фотоотчет из Традиционной коры на Кайлас 61К, совершенной в год Лошади. Часть 2. В западном направлении
авиабилеты | визы | фото |
Закончилась наша первая самая легкая адаптационная часть маршрута и мы двинулись по направлению к Кайласу, преодолевая перевалы и сотни километров.
На перевале Кампа ла в этот раз мы застали за диалогом пару облачных духов. Обсудив, насущные дела, они мирно разошлись.
Как всегда, тибетцы стараются заработать благодаря своим четвероногим друзьям. Мы решили, что не стоит им в этом отказывать, тем более что и яки и тибетские мастифы – уникальны, живут только в Тибете, и необычайно фотогеничны.
Следующий перевал Каро ла еще более высокий и, самое главное, расположен у подножия семитысячника Ножин Кангтсанг.
Огромные ледники спускаются по склонам исполинов.
Сквозь еще не оттаявшие после зимы снега просвечивают вечные льды.
Огромные сераки медленно но верно движутся к подножию горы.
Совершив небольшую прогулку к подножию ледников, все почувствовали что значит гулять на пяти тысячах – стук сердца отдавался в висках и боль все же догнала некоторые головы. Хотя надо сказать, что после треккинга, только что проведенного мной в непальских Гималаях, бегать в прямом смысле этого слова оказалось не только возможно, но и приятно. Так что акклиматизация – великое дело!
По дороге мы заехали в небольшой храм, известный здесь тем, что именно отсюда началась ветвь Кагью – Друг, которая сейчас основная в Бутане. Говорят, что именно отсюда в Бутан и было принесено это учение.
Гомпа совсем небольшая, сейчас в ней всего с десяток монахов.
После открытия этого храма для туристов, в монастыре начались ремонтные работы.
Как в каждой гомпе здесь также есть свои реликвии, о которых рассказали нам монахи.
Окружена она со всех сторон горами, а от ледников семитысячника доноситься сюда холодное дыхание.
Долина возле Гьнтсе до самого Шигатсе считается самой плодородной в центральном Тибете. Хотя и здесь землю приходиться вспахивать от двух до четырех раз прежде чем посеять ячмень и, как видно, не у всех есть трактора – многие крестьяне предпочитают проверенный способ ручного плуга.
В Гьянтсе посетили монастырь Пелкор Чоде и ступу Кумбум.
Форд города отремонтирован и сейчас можно подняться на него.
Мне нравиться гулять по старинным улочкам города, где жизнь течет своим размеренным ритмом и виден древний уклад жизни тибетцев.
Ташилунгпо монастырь – сейчас самый большой в центральном Тибете. Совершили кору, обошли все значимые места – и старинный молитвенный холл и ступы с останками Панчен Лам и храм Майтрейи и даже был открыт маленький храмик со ступой основателя монастыря – Первого Далай Ламы.
Стали свидетелями чего-то вроде танцев со швабрами – и совсем юный монах и постарше совершали непонятные для нас действа, судя по их радостному виду, уборка в храме была закончена.
Погода была солнечная, но холодная и, главное, постоянно дул ледяной пронизывающий ветер. На фотографиях выглядит все очень тепло, но на самом деле приходилось все время прятаться от ветра и, соответственно, не снимать ветровки и пуховые жилетки.
Остановки в связи с ветрами были непродолжительными, но всегда красивыми (в Тибете и не бывает по-другому!).
На обед пришлось отказаться от мысли пикника на травке и зашли в небольшой чайный домик. В столовой стоял ручной ткацкий станок, за которым хозяйка ткала очень теплые шерстяные национальные фартуки.
В западном Тибете в силу малонаселенности района можно встретить диких животных. Стада диких лошадок – куланов – называют здесь киангом. Дословный перевод с греческого – полуосел. Раньше Куланов было множество и считают что жили они даже в Египте. У них есть свойство, подобно верблюдам, запасать воду – за 5 минут они могут набрать почти четверть своего веса за счет выпитой ими воды. Куланы встречаются в районе гиндукуша и в Монголии. Все они под угрозой исчезновения.
Тибет – удивительная территория. Высокогорная пустыня, внутренние хребты, ледники, остатки древней вулканической деятельности, кальдеры, древние окаменелости – это далеко не весь список геологических чудес плато. Здесь, например, в пейзаж гималайских гор, виднеющихся на горизонте, удивительным образом вплетается картина настоящей песчаной пустыни
Переносимые ветром пески год от года движутся в направлении Гималаев (это можно заметить по тем барханам, что залезают ежегодно на дорогу, будто стремясь перейти ее). Сильные ветра в этом районе гонят пески, не давая укорениться на нем растениям.
Уникальность пейзажу придает сочетание ледников, озера и песка… Ни одна фотография не в состоянии передать той красоты и тех ощущений тишины, простора, полета и совсем не человеческой, но все же жизни.
Песок быстро нагревается и можно размяться босиком, но холодный ветер заставляет натягивать капюшон поплотнее.
Всегда хочется надолго остановиться в этом месте, но дорога зовет вперед!
Тибет, май 2014
Начало и продолжение фотоотчета из экспедиции в Тибет
Часть 1. Начало
Часть 3. Мандала Кайласа
Часть 4. Кора. День первый
Часть 5. Кора. День второй
Часть 6. Кора. День третий
Часть 7. Домой