Путешествие по Непалу и Тибету
авиабилеты | визы | фото |
Не для меня, но через меня
1 день
Я приехал в аэропорт немного раньше и стал оглядываться по сторонам. У стойки регистрации на Доху было очень много народа. Недалеко от меня стоял парнишка с большим рюкзаком, рядом с ним 2 девушки тоже с рюкзаками. Мы были единственными людьми с рюкзаками у данных стоек регистрации. Я подошел и спросил, не на Кайлаc ли они едут. Оказалось, что да. Вскоре подошла Света с остальными участниками нашей поездки. Всего нас было 7 человек плюс Света, руководитель, гид, духовный сказатель.В самолете я разговорился с девушкой, сидящей рядом со мной. Она оказалась индианкой из Малайзии. Ее звали Прия, что на санскрите означает милый, приятный, друг. Прия учится в Твери на медицинском факультете. Интересный факт, что после она может практиковать в Англии, сдав какие-то экзамены, или у себя в Малайзии. Все 5 часов прошли как 1 час. Все это время мы проговорили на разные темы. Встреча с Прией стала отличным началом поездки.
2 день
Мы прилетели в Катманду рано утром. Шел проливной дождь. Июль – это сезон дождей, муссон. Нам сказали, что дождь может идти 2 дня.После размещения в гостинице нам дали несколько часов для отдыха. Я одел свою куртку и пошел гулять по городу под дождем. Первые 20 минут голова шла кругом от незнакомых запахов, движения: по земляным улицам и улочкам мимо каких-то лавок движутся вперемешку люди, машины, велосипеды, рикши, мотоциклы. Постепенно втягиваешься в этот ритм. Кстати, за все время в Катманду я не видел ни одной аварии.
Дождь постепенно прекратился, и я вернулся в гостиницу. После небольшой закупки недостающих вещей и стакана лэсси (особый молочный напиток, который может быть пустой или с добавлением манго, банана и др.) мы отправились на старую центральную площадь Катманду.


Когда мы с нее уходили, начинался митинг маоистов – оппозиционеров нынешнему режиму, пригнали много военных. Вообще, в городе много военных постов после расстрела королевской семьи. Потом мы поехали к ступе Сваямбунат. У самого начала подъема к ступе меня и С. благословил буддийский монах.
Ступа Сваямбунат была символом исполнения твоих устремлений. Самые известные глаза на ступе. От ступы открывается потрясающий вид на долину Катманду и Гималаи. Рядом со ступой находится статуя Майтрейи, которая мне очень понравилась. Вся статуя изливала спокойствие и милосердие. Также рядом со ступой находится храм-пещера Харати. По легенде там 7 дверей, за которыми сидит в медитации некая высокая сущность. Первую дверь открывают каждое утро, вторую раз в год во время большого праздника, остальные никогда не открывают.
Рядом со ступой находятся несколько буддийских храмов. В одном из них шла служба, на которую мы зашли. Барабан, горловое пение сразу как-то меняют тебя и возносят к другим вибрациям. В другом храме я в первый раз прикоснулся к энергиям буддийских статуй. После я немного погулял и просто смотрел на горы и заходящее солнце. Именно тогда я почувствовал, что лучше смотреть не на глаза ступы, а на красоту окружающего пейзажа; небо, меняющее свои краски, орлов и ласточек, и глаза уже с тобой, в тебе.
В Катманду темнеет достаточно рано, т.к. время в Непале не соответствует своему часовому поясу. Разница с Москвой всего 1 час 45 минут.


3 день
Я проснулся рано, т.к. хотел сходить к ступе Сваямбунат. Я кинул в рюкзак фотоаппарат, плащ – было серо, и я решил, что может пойти дождь, посмотрел на карту и оставил её в номере. Вскоре я заблудился и стал плутать по Катманду. В какой-то момент я понял, что делаю что-то не то. Вдруг я осознал, что, во-первых, я не чувствую жизни города, людей, я выключился из общего ритма, а, во-вторых, я повел себя как турист. Тут же я увидел знакомую улицу и вскоре был в гостинице. Я всё понял. Я оставил весь свой рюкзак. Еще раз изучил карту и пошел.Уже завершился подъем, я услышал пения: шла индуистская служба. Пещера-храм Харати была открыта. Напротив входа была ещё одна небольшая дверь с глазами. Стена была исписана старыми буддийскими фресками, по обе стороны от двери стояли индуистские статуи. Вообще, район ступы Сваямбунат соединяет буддизм и индуизм. Уже в этом первом помещении чувствуются очень сильные энергии, и понимаешь, что незачем идти дальше через эти двери, всё уже чувствуется и здесь. Вошел местный житель, вероятно, из тех семей, которые и присматривают для храма. Мы с ним немного поговорили. Потом вошел дедок, которого я прозвал индокитаец, т.к. как он был одновременно похож на индуса и на китайца. Дедок стал мне рассказывать о ступе, потом повторил легенду об этой пещере Харати, но добавил, что это Высшее Существо там находится не в теле – not body, not body, eyes, eyes (не тело, глаза). Также он сказал, что Сваямбунат – это любовь и сострадание (love and compassion). От этого общения я получил очень много позитива. Потом я обошел район ступы, зашел в буддийские храмы, уже совсем по-другому смотрел на глаза, в целом, ощущались потрясающие энергии, в т.ч. любовь и сострадание, идущие от этого места, от тех высоких энергий, которые там есть. Наверное, именно тогда я понял, что глаза на ступах и статуях – это выражение энергий, которые содержатся в этих местах или в этих статуях.


Утром наша группа пошла на точечный массаж. Во второй партии нас было 5 человек, в машине мне места не хватило, поэтому поехал на мотоцикле. На сам массаж мне тоже места не хватило, и я остался пить чай. Вдруг минут через 10 пришел местный парнишка-массажист.
После массажа мы поехали в индуистский храм Шивы. Хотелось бы отметить, что индуизм не отделен от жизни, на улицах много статуй, колокольчиков. Жители, идя по своим делам, могут подойти помолиться, прислониться к статуе, подергать за колокольчик. Храм расположен у священной реки Багмати, возле которых сжигают умерших. По преданию, если дым белый, то человек прожил хорошую, благочестивую жизнь, а если черный, то значит человек много грешил. Дым, который мы видели, был белым. В центральный храм пускают только индуистов, поэтому мы просто погуляли вокруг. Территория достаточно большая, много маленьких храмиков.
После храма мы поехали к другой большой ступе Боднатх. Другие глаза, другие энергии. Можно сказать, что ступа Сваямбунат – это любовь и сострадание, а ступа Боднатх – это то настроение, которое ты создаешь сам. Мне очень понравилась атмосфера вокруг ступы: голубое небо, красивые белые облака, разноцветные флажки на фоне неба. С горизонта на нас двигались синие тучи, и действительно минут через 30 ливанул дождь.
Дождь почти прекратился, когда мы приехали в Патан. Патан – это город южнее Катманду. Раньше это были два отдельных города, но в настоящее время городская застройка их соединяет, поэтому сложно сказать, где заканчивается Катманду и начинается Патан. До исторического центра Патана мы шли по ступенькам магазинов, прыгая через лужи. В историческом центре один местный парнишка вызвался быть нашим гидом. Мы достаточно долго гуляли по Патану, посмотрели на старые храмы, зашли в буддийский храм.


Вечером мы ужинали на крыше одного из самых высоких зданий в Катманду. На крыше была пристройка – смотровая площадка, с которой открывался замечательный вид на ночной Катманду и подсвечивающуюся статую Сваямбунат.
4 день
Утром мы вылетели в Тибет. Во время полета сквозь плотную пелену облаков проглядывали снежные вершины, и я чувствовал, что я возвращаюсь туда, где не был очень давно, домой. При снижении во всей своей красе открылось Тибетское нагорье и пересекающая его Брахмапутра. По приезде в Тибет появилась какая-то легкость, радость. В аэропорту Гонгкар нам каждому надели белые длинные шарфы на шею, и мы на двух джипах, на которых мы потом всё время и передвигались, поехали в сторону монастыря Самье. Также, начиная с того момента и до конца нашего пребывания в Тибете с нами был наш тибетский гид Таши, который нам рассказывал много интересного и много нам помогал.

Где-то через час мы доехали до переправы через Брахмапутру. Мы сели в лодки, и поехали через мели священной реки. В душе всё пело. Я сел на нос лодки, и впереди были только небо, горы и вода... После лодки мы сели в грузовик. Кто-то сел в кабину, а нас несколько человек тряслось в кузове вместе с вещами. Светило яркое солнце на голубом небе, луна приближалась к первой четверти. Мы проехали мимо ступ, основанных Падмой Самбхавой, и вскоре доехали до монастыря. Монастырь Самье – один из самых древних на Тибете, основан в VIII веке Падмой Самбхавой. Монастырь построен в виде мандалы. После размещения в guest house мы пошли совершать кору вдоль монастыря. Мы зашли в ряд храмов перед тем, как достигли храма, в котором, как сказала Света, находятся говорящие статуи. В данном храме вдоль левой и правой стены после входа стоят статуи высоких лам, живущих в этом монастыре в VIII-IX веках. Я подошел к статуе старца, настроился на волну, и почувствовал, что он нас благословляет в нашей поездке. Из глаз статуи Падмы Самбхавы шли очень сильные энергии.


С. в этом храме стало плохо. Мы с ней шли последними к следующему храму и крутили барабаны. Я всё ещё был настроен на одну волну со статуями, вдруг я почувствовал, что надо сказать С. перестать только фотографировать и снимать на камеру и обращать внимание внутрь себя, на свои ощущения. Она ответила, что может быть я и прав, но всё равно вставила новую кассету в камеру. Кассета порвалась через 5 минут.
Среди ночи я проснулся. Казалось, что был большой выплеск энергии. Время было всего час ночи. Я вышел на улицу. Дул ветер, монастырь почему-то просыпался, зажигались огни, раздавались голоса, чувствовалось какое-то напряжение. Света тоже вышла, походила. Постепенно всё успокаивалось, небо расчистилось, напряжение исчезло, и я пошел спать. На следующий день выяснилось, что все из нашей группы проснулись в районе часа ночи.
5 день
Мы проснулись рано утром, вышли из монастыря и пошли по направлению к священной горе, на которой стоял храм. Пока мы поднимались по тропе, солнце поднималось всё выше, теплело. С определенной точки был отличный вид на монастырь Самье, были видны все постройки, расположенные в виде мандалы. Уже у вершины на земле валялись флажки, которые не принято переступать. Мы их подняли, и они снова стали развиваться на ветру. С вершины открывался потрясающий вид на окрестности. Мы зашли в храм, шла служба, барабан и колокольчик. Я стоял напротив статуи настоятеля или основателя этого храма.

У храма жгли можжевельник, и это запах разносился по сторонам. Я подошел, подправил палочки, и следом мы с О. стали осторожно спускаться. На последнем спуске я просто пробежался по тропе вниз. Мы вернулись в монастырь, поели и пошли в главный храм, где мы провели пару часов. Потом мы должны были уже собраться и ехать. Я быстро собрался и совершил ещё одну кору вдоль монастыря. Мы возвращались на том же грузовике, в кузове, держась за поручни. На переправе в нашу лодку посадили ещё толпу китайцев, и мы отказались с ними ехать. Я пошел чуть пройтись. На берегу Брахмапутры я написал на санскрите «нет религии выше истины».
Скоро мы сели в другую лодку, и переправились через Брахмапутру. Путь в Лхасу занял несколько часов. По дороге мы увидели тибетцев с огромными пакетами, где плавала рыба. Оказалось, что тибетцы покупают в Лхасе рыбу, специально выращенную китайцами на продажу, а потом выпускают её в реку.
По приезде в Лхасу сердце стало сжиматься. Китайцы испоганили её. За последние 10 лет они разрушили все тибетские дома и на их месте построили однотипные китайские, куда переселили китайцев. Из старых построек в Лхасе остались только монастырь Джонканг, несколько домов рядом с ним, Потала – дворец-храм Далай-лам и Норбулинг – летняя резиденция Далай-лам.
Уже было темно, когда я вернулся к монастырю. Паломники продолжали совершать простирания у входа в монастырь. Я же совершил кору вокруг Джонканга и пошел спать.
6 день
В этот день мы посетили Поталу. До входа у нас была какое-то время. Я залез на небольшой холмик, где жгли можжевельник и откуда открывался хороший вид на Поталу. Затем я пошел совершать кору, периодически крутил барабаны. Вдоль всего пути стоят торговые ряды, много паломников, туристов. С противоположной стороны я зашел в храм. Звуки барабана и очищение. Наконец, мы вошли. В Потале около 1000 комнат, в настоящее время открыто около 100. Потала построена на месте потухшего вулкана. Постепенно при подъеме открывался замечательный вид. В Потале очень много туристов, особенно китайцев, поэтому важно отключить своё внимание от них и настроиться на волну тех энергий, которые там есть.

Постепенно переходя из комнаты в комнату, меня окутывали энергии статуй. От ступ с прахом Далай-лам шли различные очень сильные энергии. Мы с Л. делились тем, что каждый из нас почувствовал.
После выхода из Поталы у меня пошла кровь из носа. Перебор. Очень сильные энергии, организм не выдержал. После Поталы мы поехали в Норбулинг. Меня немного шатало. В летнем дворце нынешнего 14-го Далай-ламы мне стало лучше. Мы посидели в одной из комнат. Несколько человек, включая меня, даже уснули. В этом дворце была очень интересная танка, изображающая райские и адские миры. Затем мы прошли в сад, где было очень спокойно, очень красиво и очень здорово.
Вечером мы ходили в бассейн, а после Ж., О., С. и я ходили к Потале, напротив видели поющие фонтаны – китайцы готовятся к фестивалю «Как хорошо живется в Тибете-2005».
У Джонканга один тибетец играл на музыкальном инструменте, другой в нарядном национальном костюме пел о Гесэр-хане, а одна тибетка танцевала национальные танцы.

7 день

Вечером мы пошли в ресторан с национальной кухней и танцами. Мне опять поплохело. В ресторане у меня была мысль уйти, но тибетские танцы включают тебя в свой ритм, и недуги отступают. Назад мы возвращались вокруг монастыря Джонканг мимо торговых лавок. В гостинице мы внизу в лобби поговорили сначала с О. Вдвоем, а потом со Светой.
По-хорошему, твоё состояние зависит только от тебя. На ночь мне стало намного лучше.
8 день

Через пару часов мы стали подниматься на перевал. На полпути мы вышли из джипов. Внизу была долина, вокруг облака доставали вершины. Мы остановились недалеко от перевала (высота около 5000 м). Л. заметила, что везде была прана. Здесь уже были облака, мы немного погуляли. На самом перевале мы раздали кое-какую еду и фломастеры тибетским детям. С перевала должен был открываться вид на озеро Ямдрок, но всё было в облаках. Мы проехали метров сто, когда облака стали рассеиваться и показалось озеро. Мы опять остановились. Бирюза озера сквозь летящие рваные облака. За озером – желтые поля рапса. Далеко в дымке снежные вершины. Мы ехали достаточно долго мимо озера, где-то останавливались.
Я сидел впереди, у меня был хороший обзор, душа пела. Ж. заметила, что у меня на лице блаженство.
Мы ехали дальше, одна долина сменяла другую, и за каждым поворотом открывался новый пейзаж. Очень запомнилась остановка у зеленого озера и небольшой подъем. Ближе к вечеру мы приехали в Гьянтсе. После размещения мы полезли на старую высокую крепость. Рассматривали фрески. В одном храме были мандалы, о которых Л. сказала, что это мандалы Шамбалы. На вершине крепости высота была более 4000 м. Все было серо и вдруг – сквозь облака поток солнечного света. «Сияние Шамбалы», - отметила Света.


За ужином Света нас покинула, и у нас началось веселье. Это был самый веселый вечер за всю поездку. Мы комментировали всё, начиная с имбирного чая и заканчивая момо (оно же муму) с сыром, который оказался ячьим.
9 день
Утром мы пошли в монастырь, который сильно не пострадал за время китайской оккупации. Сначала мы посетили главный храм, а потом ступу. В ступе 108 комнат, она выстроена в виде мандалы. Первый этаж мне не очень понравился, но затем я включился в энергии ступы. Ребята пропустили второй этаж. Я шел по нему, слушая, в какую комнату зайти, третий этаж, комнаты, статуи, энергии, четвертый этаж, чувствуешь, что это действительно мандала, и ты освобождаешься, очищаешься. После пятого этажа – выход на крышу, и ты перед глазами ступы.

После ужина я пошел погулять, решил совершить кору вокруг монастыря. Вскоре я залез на гору, где провел много времени, наблюдая за сменой красок, заходом солнца, дождем далеко впереди и радугой. Потом я спустился и продолжил кору. В одном месте я уже думал спускаться, но миом меня пронеслись ласточки мимо тропы наверх, зовя за собой. Я поднялся к руинам крепости. Город весь был внизу. Ласточки летали мимо меня. Темнело.
10 день



Через несколько часов мы приехали в монастырь. Нам открыли некоторые храмы. Затем мы встретились с настоятелем этого монастыря. После посещения монастыря мы пошли пешком вниз. По пути были развалины домов – несколько лет назад сошел оползень. С гор сбегала речка.
Во второй половине дня мимо нас шел сильный сель. Через несколько минут мы увидели стоящие машины, сель перегородил путь. На джипах мы таки преодолели этот сель.
Вечером мы остановились в живописном месте. Пришли кочевые тибетцы и стали нам помогать ставить палатки. Мы совершенно не ожидали такого ужина: была большая палатка со столами, стульями и едой лучше, чем во всех ресторанчиках до этого. Стемнело. Ребята пошли спать, а мы со Светой немного прогулялись. Было очень светло – Луна постепенно приближалась к полнолунию. Ощущения связи Земли с Луной. Потрясающая тишина. Энергии космоса. Красота вокруг.
11 день

Через какое-то время оказались на очередном перевале. Кто-то пошел вниз пешком. Я же наоборот полез в верх. Росли интересные цветы. Вдруг я внизу увидел орлов и немного смалодушничал, но Тибет – это Тибет, всегда сострадание, всегда свет – возможность исправиться. Спустился и тоже пошел вниз.
В середине дня мы доехали до Саги, после которой мы утроили ланч. После ланча я достаточно долго шел пешком, потом остановился и просто чувствовал окружающий мир.
В долинах росли ячмень и рапс, паслись козы, овцы, яки.
В этот день или в предыдущий мы остановились у бирюзового озера, оно меня позвало, и я спустился. Снял сандали, закатал штаны и просто походил в нем, чувствуя его.
Ближе к вечеру второй джип немного сломался. Подошли тибетцы. О. и Ж. подарили им игрушки, заколки, ручки и карандаши. Через некоторое время в поселке мы оставили второй джип на починку, и продолжили путь. Слева были заснеженные вершины Гималаев, над ними шел дождь, дул сильный ветер, а справа идиллия – голубое небо и солнце. Вскоре мы остановились у Брахмапуты, разбили лагерь. Всё дул сильный ветер. Заходило солнце. Я решил забраться на соседнюю гору. Но я собирался ради забраться без чувствования и уважения. Когда я понял это, стало очень грустно. Но нет времени грустить – надо действовать, исправляться! Ближе к вершине ветер прекратился. С вершины открылся потрясающий вид на угасающее небо, нашу долину, соседнюю долину, розовеющие пики Гималаев. Со всех сторон сгущались тучи, сверкали молнии. Я спустился, начался дождь. Мы сели ужинать. Ребят со вторым джипом ещё не было. Они приехали совсем поздно.
12 день

Мы вернулись, поели, потом поспали. В целом, это был очень спокойный день – захотел поел, захотел поспал, захотел попил, захотел прошелся. Постепенно со всех сторон стали сгущаться тучи, шел дождь, и лишь только над нами было голубое небо.
Когда, казалось, наши тибетцы не могли ничего больше сделать, подъехал рейсовый автобус, оттуда вылезли тибетцы, стали суетиться, кто-то молился, и за 10 минут выбили застрявший подшипник. Затем наши тибетцы какое-то время ещё продолжали что-то делать и, наконец, всё сделали.
Мы доехали до поселка, но ребят уже не было, на грузовике они уехали ставить лагерь.
Лагерь был у моста на берегу реки Брахмапутра. Вскоре после приезда на небе появилась радуга, парил орел, который затем сел на столб и стал нас охранять. Я пошел к мосту, за реку садилось солнце, я перешел через мост и спустился к реке. Я так и стоял и смотрел за меняющимися красками неба, вершины Гималаев по левую сторону отливали розовым. Я стоял, пока не замерз, и не стемнело. Уже после ужина я увидел, как заходит за горизонт Венера. Ночью был слышен лай собак. Это тибетские собаки пришли в наш лагерь и стали нас охранять.


13 день
Традиционно утром мы пошли пешком. Через пару часов мы доехали до речушки, по которой шла форель. С. удалось даже поймать пару рыбок. По пути видели газелей. Пустынно. Жителей нет.
После ужина мы пошли прогуляться. Мы залезли немного, а затем, чувствуя желание С. подняться ещё я сагитировал её подняться на вершину горы. Мы долго поднимались. Темнело. Менялись краски на небе и на вершинах. Показались Венера и Юпитер. Облака исчезли, и стали видны все вершины! Наконец, мы дошли. Было совсем темно. Кайлас светился своими двумя гранями. Через несколько минут из-за облаков вышла Луна и осветила всё вокруг нас. Полнолуние. Спускаться было светло. Конечно, я был не совсем прав, пойдя на ночь в гору и потащив за собой С. Если ты перестаешь думать о других, то это прямой путь к темным иерархиям.


14 день
Утром началась кора вокруг Кайласа. За три дня мы должны были преодолеть 53 км. Вначале путь был достаточно простой, сил было много. Вскоре тропа повернула, и мы вошли в долину. Я шел не по тропе, а по травке параллельно ей в некотором удалении. В одном месте я увидел камни, сложенные в окружность, я вступил туда и почувствовал связь с природой, друидические времена, когда связь с природой была очень сильной. В одном месте я остановился, послушал пение птиц, которые подлетали и садились на соседние кусты, показался белый зверек.

В следующей долине была стоянка яков и лошадей. Ж. стало не очень хорошо, и я взял её рюкзак. С двумя рюкзаками (своим большим сзади и поменьше спереди) я достаточно быстро устал. Через несколько часов рюкзак Ж. взял М. Идти стало намного легче. В первый день все очень устали. Лагерь вечером был прямо под Кайласом. После ужина мы хотели устроить пуджу, но из-за высоты (около 5100 м) ничего не горело. Мы просто поднялись выше вдоль горной реки, на реке был снег. Вернувшись в лагерь стояли у свечи. Венера и Юпитер.
15 день

Недалеко от перевала находится священное озеро. По легенде жена Шивы медитировала в Гималаях, и тело её почернело. Она обратилась к Шиве с просьбой дать ей новое тело. Шива создал озеро, в котором его жена искупалась, и тело снова побелело. Мы со Светой спустились к озеру, наполнили бутылки святой водой из озера. Я разделся по пояс, облил себя водой из озера и одел чистую футболку.
Поднявшись опять на тропу, мы начали спуск. Казалось, после озера выросли крылья, мы вниз летели, прыгая по камням, обгоняя индусов. Внизу – ланч. Через какое-то время я попил воды из озера. У меня как будто появились сапоги-скороходы, я шел очень быстро с рюкзаком, обгоняя других паломников. Через несколько часов я сел на камень и стал смотреть на горные водопады, наслаждался солнцем. Вскоре оказалось, что Таши разбил лагерь внизу среди ручьев и горной реки.


По совету Светы я искупался в горной речке. После ужина у меня, видимо, поднялось давление, стучало в виске. Все пошли спать рано часов в 9. Мы же со Светой дошли до места с табличками.
16 день
Утро было солнечным и теплым. Мы со Светой немного покатались на лошадке. За рекой вдаль уходила священная долина. Я выпил святой воды – сил прибавилось. Вскоре мы дошли до храма, основанного рядом с пещерой, где медитировал Миларепа. Эта пещера сейчас внутри храма. В храме ребята сели в пещеру, я же остался у центральной статуи, которая меня притягивала. За храмом стоял огромный камень, который по преданию поставил Миларепа.Вот – вдалеке виднеется голубой Ракшас. Везде облака, а над ним светит солнце, его и без того голубые воды отражают синь небес. Вскоре мы достигли встречи джипов. Для индусов кора здесь закончилась, мы же пошли дальше до Дарчена.


Через какое-то время мы остановились у Манасаровара. На нем были волны. Света, С., Ж. и я закатали штаны по колено и погуляли в воде. Вскоре – уже известный священный перевал с флагами. Мы с О. вышли. Она завязала шарф. Прощальный взгляд назад – и началась дорога назад.
Лагерь разбили на том же месте у моста через Брахмапутру. Опять нас охранял орел. Пришли собаки.
Вскоре краски неба стали меняться – закат. В тот вечер небо менялось фантасмагоричным образом. Я никогда не видел таких красок на небе. Постепенно темнело. Ребята спустились, и я остался один. Беспредельность Космоса, сквозь облака пробивались Венера и Юпитер.


17 день
Мы ехали по знакомым местам. Здесь сломался наш джип, здесь мы ночевали. Вскоре мы дохали до монастыря Падмы Самбхавы. Вокруг монастыря на холмах стояли 4 белые ступы.Ланч на берегу озера. Сквозь облака пробивалось солнце. Ближе к вечеру пошел дождь, мы преодолевали перевал. На пути встретилось несколько оползней, которые мы успешно преодолели. Духи Тибета хранили нас. Сага. Остановка. Здесь дождя нет. Мы продолжили путь. Я залез на место Таши в багажник джипа, достаточно удобно. Мы ставили палатки под дождем. Раздали тибетцам последние подарки. Последняя ночь в палатках и последний вечер для бесед. Обсуждали Кайлас в качестве соединителя энергий мандалы. Т.е. все Высшие миры и все низшие. Обсуждали человеческие качества, духовное иждивенчество.
18 день

Через какое-то время выглянуло бирюзовое озеро потрясающей красоты. Я посчитал это апофеозом нашей поездки. Все события здесь слились вместе, пульсировали в этом озере, в заснеженных вершинах за озером.
Вскоре показались снежные пики Гималаев, ворота в Гималаи. Чувствовалось что-то родное и близкое. Через несколько часов мы достигли последнего перевала перед спуском. Сильный ветер, семитысячники. Я повязал шарф. Ветер. Красота. Не хотелось уходить. Мы спускались мимо опрятных тибетских деревушек, поля ячменя, поля рапса, здесь уже нет яков, только коровки. Потом началась зелень, водопады, и мы не могли поверить свои глазам. Два часа назад выжженная пустыня – и вот всё зелено, похоже на наш Кавказ. Начался дождь. Мы спускались всё ниже, становилось всё красивее. Какие-то райские места. Насыщенность зеленым, водопады, водопады, туман...
Наконец, мы достигли пограничного городка. Здесь уже смесь тибетского, китайского, непальского. Всё, Тибет остался на перевале.
19 день
Утро. За завтраком познакомились с голландцем. Он оказался руководителем группы. Ранее он совершил поездку по России на поезде по маршруту Москва-Иркутск.Паспортный контроль. 10 км ничейной территории. Здесь живут шерпы. Прощание с водителями джипов. Было видно, что им действительно грустно. 8 км до оползня. За оползнем нас ждали джипы. Спуск до Катманду с лихим непальским водилой.
Снова Катманду. Ближе к вечеру мы опять пошли на массаж. Ужинали на крыше известного ресторанчика.
20 день
Раннее солнечное утро. Жизнь уже кипит. Я иду к ступе Сваямбунат. Наверху у ступы ощущение чистоты, спокойствия, выполненности. Один непалец взял у меня интервью для своих учеников в Лондоне. Он оказался профессором Лондонского университета. У статуи Майтрейи со мной опять заговорил индокитаец. Он не вспомнил меня. Пещера Харати. Буддийский храм. Прохлада пола.Я пошел дальше, где я не был. Молодые ребята встретились перед школой. Жизнь! Спустился другим путем. У отеля завтракали ребята. Они поехали к тибетским врачам, а я поехал в волшебный лес. Ближе к вершине появилось ощущение безвременности и отрешенности. У вершины попал в облако. На вершине была смотровая площадка, ступа и храм. Я совершил кору вокруг них и двинулся в обратный путь. Ближе к выходу было много сосен, воздух был наполнен их праной. Наконец, я вышел из леса. Я там был около 5 часов.
По возвращении я прошелся по сувенирным лавкам. Перед ужином ливанул дождь. Мы доехали до традиционного непальского ресторана, и отрубилось электричество. Мы сидели при свечах. Должны были быть национальные танцы. Дождь закончился. Свет появился. Танцы состоялись. Мы хорошо там посидели – прощальный ужин.
21 день
Подъем в 5 утра. Ранний завтрак. Едем в аэропорт. У аэропорта нам на шею одели непальские шарфы. Открылись заснеженные пики.Вылет задержали на полтора часа, и мы опоздали на стыковочный рейс в Дохе. На самом деле, большинство из нас хотело искупаться в море, да и Света почему-то в программе написала – желающие могут остаться на ночь в Дохе, хотя стыковочный рейс был через час. Ну вот у нас желание и возникло! Но в действительности, всё было многогранным: наше желание, разъединение и для каждого что-то своё.
3 часа мы провели в аэропорту, пытаясь решить возникшую проблему.
Во второй половине дня мы таки пошли на море – Персидский залив. Вода – 38 градусов. На воздухе чуть холоднее. После воды – свежо. На море все вспомнили немного детство. Закат. Венера и Юпитер.
За ужином мы познакомились с двумя ламами, летящими из Катманду в Москву на том же рейсе, и также на него не попавшими.
22 день
Утро. Завтрак. После я прогулялся до пирса. Причал шел в залив. Я дошел до конца причала. Очень жарко. Соленый воздух. Пахнет рыбой. Дорога в аэропорт. Самолет. Во второй половине полет стали показывать фильм о Тибете. Привет оттуда и благословение. Заговорили с ламой. Оказался настоятелем монастыря в Непале и держателем традиции. Он ехал в Москву для проведения медитация, а потом на Байкал – закладывать ступу. Домодедово. Прощание с ламами. Наше прощание. Впереди новые испытания и новые подвиги!июль-декабрь 2005
Тибет: ближайшие туры
Тибетский треугольник (Самье, Лхаса, Гьянтсе, Шигатсе,Сакья) |
||
Путь Пилигрима на Кайлас. Май, июль 2025 |
||
Cвятыни Тибета. Кора на Сага Даву. Экспедиция к горе Кайлас 91К
|
||
Тур в Непал и Тибет. Tреккинг и кора вокруг Кайласа
|
||
Путь Пилигрима. Июнь. Сага Дава на Кайласе 2025 |
||
Святыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас. Кора 92К
|
||
Cвятыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас 93К
|