История Мексики. Дети Марины
авиабилеты | визы | фото |
Ее личность вот уже более 500 лет вызывает горячие споры. Ее портреты рисуют художники, о ее жизни снимают фильмы и пишут книги. Ее биографию разбирают по косточкам, пытаясь понять, кто она все же была – предательницей или спасительницей? Одни называют ее матерью нового мексиканского народа, другие считают воплощением зла. Мармина, или Малинче, как именуют ее до сих пор – самый неоднозначный женский образ истории конкисты Мексики. Но еще и часть каждой мексиканской души, ее гордость и стыд.
Она родилась на территории нынешнего Велакруса примерно в 1502 году под именем Малинции в семье высокопоставленного дворянина Ацтекской империи. Ее родным языком был науатль. Согласно записям историка конкисты Берналя Диаза дель Кастио, ее родители были представителями высшей касты индейцев. Благодаря тому, что она выросла на границе государства ацтеков и государства майя, она знала оба языка – науатль (язык ацтеков) и юкатекский (на котором говорили майя). Она была совсем юной, когда умер ее отец, а мать вскоре вышла замуж за другого мужчину. Девочка стала лишней в семье и ее попросту отдали торговцу рабами. Есть версия, что семья инсценировала смерть дочери, использовав для этого тело другой девушки, умершей в то же время.
Ей было около 20 лет, когда она стала подарком. 12 марта 1519 года в Мексику прибыли испанцы во главе с Кортесом. А в апреле индейцы майя преподнесли ему дары: драгоценные камни, ткани и 19 красивых девушек. Среди них красотой выделялась одна – и это была Малинче (по некоторым версиям, так испанцы выговаривали слово «Малинцин»).
Буквально через две недели обнаружилось, что девушка знает два языка, и Кортес стал использовать ее в качестве переводчицы. Сначала перевод был тройным: в нем задействовался еще испанец Херонимо Агиляр, которого Кортес нашел на острове Косумель, где тот жил после кораблекрушения в плену у майя. Итак, Агиляр переводил с испанского на майя, а Малинче – с майя на науатль. Но вскоре девушка выучила испанский язык и стала личной переводчицей, а заодно и любовницей Кортеса.
Но и этим не ограничивалась ее роль в событиях, происходящих в то время. Помощь Малинче была гораздо более существенной, чем знания языков. Она объясняла испанцами традиции и восприятие мира индейцев, вела тонкую игру, которую мы сегодня называли бы дипломатией. Она обладала большим влиянием и на начальном этапе конкисты сыграла огромную роль – давала советы, предупреждала о нападениях и служила проводником испанцев в чужой для них стране.
Ее преданность Кортесу, ее выбор чужака, цель которого была для нее изначально ясна, - являлось по определению предательством собственного народа. Она была избранной, но в то же время ненавидимой и отвергнутой своим народом. Марина, так назвали испанцы Малинче при крещении, родила от Кортеса сына Мартина. Этот незаконный ребенок стал, по мнению некоторых историков, первым человеком новой мексиканской расы, в которой смешались испанская и индийская кровь. Поэтому Малинче иногда называют матерью мексиканского народа. То же имя Кортес даст своему второму ребенку, которого ему родит законная испанская жена, Хуана де Зиньига. Марина теряла молодость, ее роль свелась к минимуму. Кортес уже прекрасно ориентировался на чужой земли, и со временем он выдал Марину замуж за своего офицера Хуана Харамиео, которому она родила дочь Марию.
Марина умерла в 1529 году от оспы, во время эпидемии. Ирония ее судьбы, преданность захватчикам, любовь к мужчине, ее предательство и принятая ею смерть от эпидемии, которая тоже была результатом конкисты – все это описано в тысячах книг. До сих пор не утихают споры, какова была роль Малинче в конкисте. Одни утверждают, что без ее влияния испанцы были бы более жестокими и могли бы полностью уничтожить народ, культуру и язык ацтеков. Другие называют ее предателем, потому как использовала все свои знания против соплеменников.
Но ее имя стало обозначать нечто большее, чем воспоминание о персонаже истории. Малинче – целое социальное явление, существующее и сегодня. Это символ закомплексованности индейского населения и его преклонения перед «белыми». И это неотъемлемая часть мексиканского характера, часть истории страны.
«Это мексиканец, который не смеет быть самим собой или который не хочет быть самим собой … Донья Марина – символ изнасилованной Матери-страны. Да, она сама выбрала свою судьбу, но, как только она стала не нужна, была забыта. Марина символизирует всех индейских женщин: униженных, обиженных и соблазненных испанцами. Кортес и Малинче – секретный конфликт этой страны, который до сих пор не разрешен. Реабилитируя Малинче, изображая ее как мексиканскую Еву, как ее представил муралист Хосе Клементе Ороско, вы отрываете мексиканца от своих корней и открываете его большому миру», - так пишет Октавио Паз, великолепный и самый честный мексиканский писатель современности.
Сегодня «малинчизм» в Мексике – принцип существования, характеристика социальной направленности и даже политика партий. «Малинчизм» - это открытость чужому, предпочтение ему. Одни считают это предательством, в другие – прогрессом. И актуальность этой дилеммы не прошла до сегодняшнего дня. Так кто же она? Мать или мачеха собственного народа? Ответа на этот вопрос нет до сих пор.
Источник: Первый журнал о Мексике на русском языке «ArminasNews», осень 2013
Фотографии картин:
Хосе Клементе Ороско - «Кортес и Малинче», Неизвестный художник 17 века «Взятие Теночтитлана», Wolfgang Sauber «Моктесума и Кортес», Роберто дель Рио «Малинче и Кортес», Диего Ривера «Малинче», «Кортес в сопровождении Доньи Марины и их сына»
Фото города Веракруса взято из Интернета. По вопросам авторства просьба обращаться в офис компании
Мексика: ближайшие туры
Тур в Мексику. Большое путешествие |
Тур в Мексику. По следам конкистадоров |