Новости
21.12.2009: Индия. Кармапа XVII прибыл в Бодхгаю
Под звуки тибетских труб-гьялинов Его Святейшество Кармапа XVII Оргьен Тринлей Дордже вошел в переполненный молитвенный зал монастыря Тергар в Бодхгае, где в эти дни проходит недельный курс философских учений, приуроченных к XIII ежегодным зимним диспутам (Карма Гунчо). В этом году в качестве главной темы Кармапа избрал соотношение между тремя типами обетов: обетами пратимокши (куда включаются монашеские обеты, а также обеты упасаки (или геньена), которые держат большинство буддистов-мирян), обетами Бодхисаттвы и тантрическими обетами. В течение шести дней Его Святейшество Гьялва Кармапа будет давать комментарий на текст «Краткие заметки о сложных моментах трех видов обетов», небольшое по объему, но очень важное сочинение Кармапы VII Чодрака Гьяцо.
Его Святейшество начал учения с приветствия настоятелей и членов монашеской общины, а также приветственных слов в адрес учеников-мирян, которые съехались в Бодхгаю из разных стран. Он отметил, что учения, приуроченные к зимним диспутам, с каждым годом собирают все больше учеников. И хотя эти учения в первую очередь рассчитаны на представителей монашеских общин, приехавших в Бодхгаю из монастырских центров линии Карма Кагью для интенсивного обучения и философских диспутов, в последние годы на зимние учения съезжаются и ученики Кармапы из азиатских и западных стран.
Его Святейшество Кармапа начал изложение темы соотношения трех видов обетов с краткого обзора истории вопроса. В трудах многих великих буддийских наставников, начиная с Нагарджуны, мы найдем подробные объяснения каждого из трех видов обетов (включая церемонию их дарования и предписания по их дальнейшему соблюдению). В рамках нынешних учений, однако, Кармапа рассматривает взаимосвязь между ними, отвечая на вопрос, как один человек может одновременно соблюдать все три вида обетов. На первый взгляд, говорит Кармапа, налицо конфликт между тремя уровнями обетов, и потому важно найти правильный подход к его устранению. Хотя эта тема впервые была затронута в Индии, тибетские учителя уделили ей повышенное внимание, а потому глубокое понимание трех видов обетов стало одной из наиболее сильных сторон тибетского буддизма. Взяв за основу труды индийских учителей Абхаякары и Вибхутичандры, знаменитые тибетские учителя написали значимые труды о трех видах обетов. В школе Сакья авторами таких работ стали Джецун Дракпа Гьялцен и Сакья Пандита, в Гелуг ─ Чже Цонкапа, а в Кагью ─ Гьялва Кармапа VII Чодрак Гьяцо, чей текст о трех видах обетов и составил основу учений этого года.
Накануне учений Его Святейшество Гьялва Кармапа Оргьен Тринлей Дордже освятил ступу Будды Майтреи, расположенную на вершине холма в святом месте Куккута Падагири (Рево Джакханг), в двух часах езды от Бодхгаи. Ступа посвящена Будде Майтрее, Махакашьяпе и Арье Асанге, который, по преданию, провел 12 лет в медитации в пещере на вершине холма, где теперь воздвигнута святыня. Организатором церемонии освящения выступил Азиатский буддийский центр, базирующийся в Бодхгае.
Кармапа находится в Бодхгае с 29 ноября. Помимо участия в XIII зимних диспутах, он возглавит XXVII Молитвенный фестиваль линии Кагью (Кагью Монлам), в котором, как ожидается, в этом году будет участвовать значительное число буддистов из разных регионов России. По завершении Монлама и сопряженных с ним учений и посвящений, Кармапа примет участие в учениях Его Святейшества Далай-ламы, которые откроются в Бодхгае 4 января.
Как сообщалось ранее, 31 декабря в Бодхгае состоится премьерный показ пьесы Его Святейшества Кармапы о жизни великого тибетского святого Миларепы. В постановке примут участие артисты Тибетского института сценических искусств (TIPA) и около 500 монахов.
Юлия Жиронкина
По материалам Офиса Кагью