на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

25.01.2010: Банки: индийские зарисовки





Небольшой отпуск, пока Москву терзали крещенские морозы, мне довелось провести в стране жаркого солнца и сказок про Маугли – Индии. Разумеется, профессиональное внимание не могло обойти состояние розничного банковского рынка. Кратко о рыночной структуре индийского банковского сектора я уже упоминал. Она весьма похожа на отечественную: на рынке доминируют госбанки во главе со всемогущим State Bank of India. Фактически рынок розничных финансовых услуг делится на две части: собственно банковские услуги, предоставляемые полноценными коммерческими банками, к которым кроме госбанков относятся частные и иностранные банки, а также микрофинансовые услуги, назначение которых – преодолевать дефицит финансирования в регионах и бороться с бедностью. Микрофинансовые услуги предоставляет большое число «прочих» финансовых институтов, к которым относятся региональные сельские банки, местные банки, кооперативные банки и другие локальные посредники.

Про страну, где путешествовал Афанасий Никитин, в отечественном менталитете укоренилось много разных мифов. Один из наиболее популярных, восходящих еще к советскому прошлому, состоит в том, что Индия – страна контрастов между бедными и богатыми. Да, действительно, между верхними и нижними слоями населения существует значительное расхождение в доходах и расходах. Однако оно во многом сглаживается низкими минимальными потребительскими расходами за счет дешевых продовольствия, жилищно-коммунальных услуг (о зимнем отоплении вспоминать не приходится, в южных районах горячая вода из крана может считаться экзотикой, поскольку водопроводные трубы в жарком климате днем самостоятельно нагреваются), а также расходов на местный транспорт (из-за распространения моторикш – гибридов мотоцикла и такси). Суточная стоимость проживания в Индии в несколько раз меньше, чем в России. По этой причине многие наши соотечественники сдают внаем свое жилье и на арендные доходы живут в тропиках. По формальным признакам разрыв между бедными и богатыми в России даже больше, чем в Индии. Коэффициент Джини, характеризующий расслоение общества, в России достигает 41,5, в то время как в Индии он ниже – 36,8. Потребление и расходы 10% самых малоимущих домохозяйств там вдвое выше, чем у нас на родине.

Тем не менее, проблема бедных и богатых стоит достаточно остро. Правительство и банки пытаются ее решить разными способами. На федеральном уровне ими являются налоги на роскошь и субсидирование малоимущих. Банки идут на дифференциацию тарифов и условий для различных групп клиентов. Во-первых, многие индийские финансовые посредники имеют низкую минимальную сумму операций, что позволяет охватить нижний сегмент рынка. Для микропредприятий, а также малого и среднего бизнеса держатся низкие ставки – 9,25 – 10,25% при ставке по депозитам 6,25 – 6,75%. Не берусь судить, за счет чего поддерживается низкая процентная маржа. Скорее всего, из-за специфики резервирования по таким категориям заемщиков. Во-вторых, в стране распространены операции на короткие сроки, что в России считается нерентабельным в силу высоких удельных издержек обслуживания клиентов. В частности, индийские банки предлагают депозитные операции на одну, две, три недели.

Немаловажная проблема индийского розничного рынка – массовое обслуживание клиентов и борьба с очередями. В Индии проживает около 1,2 млрд человек – второе место в мире после Китая (где проживает 1,3 млрд человек). Большинство из них не имеет личных счетов и доступа к банковским услугам. Однако тех, кто имеет, достаточно для образования многочисленных очередей, которые выстраиваются от аптек до храмов. В городских отделениях банков проблема очередей решается за счет «электронной» очереди. Сбербанк России только приступил к внедрению этой системы в своих отделениях. Другой вариант – введение должности распорядителя очереди, которая у нас на родине существует в некоторых иностранных дочерних банках или самодеятельно реализуется начальниками и охранниками в отделениях. В любом случае Индийские отделения банков планируются, как правило, с запасом по площадям в расчете на массовое обслуживание.

Другой аспект массового обслуживания и дефицита банковских услуг – доступность розницы по всей стране. Удивительно, но расходы на создание филиальной сети на порядок ниже, чем в России не только благодаря стоимости квадратного метра, низкой оплаты труда и ЖКХ, но и требованиям регулятора. В Индии не найдешь железобетонных касс или бронированных стоек, за тонированными стеклами которых не видно операционистку. Вне каких-либо особых требований Резервного банка Индии местные банки самостоятельно решают, какой уровень безопасности им обеспечивать. Во многом это обусловлено принципом ненасилия, распространенном в индийском обществе. Разбои и нападения случаются, однако в целом они нехарактерны для страны. Большую проблему составляют мелкое воровство и жульничество (в том числе банковскими служащими), которые де-факто не считаются столь же зазорными, как уголовные преступления. Наконец, развитие чекового обращения, интернет-обслуживания и сети многофункциональных банкоматов должно помочь там, куда не дотянутся дешевые банковские офисы.

По отдельным направлениям индийский розничный рынок стоит на один шаг впереди России. Касается это, прежде всего, характеристик банковских услуг. В минувшем десятилетии инфляция в стране, излюбленной Киплингом, не поднималась выше 9,7%. В 2011 – 2014 гг. ее прогнозируют на уровне 4 – 4,5%. Относительная ценовая стабильность позволила развить операции большей срочности, а также снизить цены на услуги. Депозиты сроком на 3 – 5 лет являются обычным явлением, чего в России еще несколько лет ожидать не стоит. Хотя надо сказать, что процентная ставка по ним благодаря слабой конкуренции и депозитной политике госбанков в реальном выражении отрицательна. Низкая инфляция позволила развить также долгосрочное финансирование по приемлемым ставкам. Десятилетнюю ипотеку можно найти по 8,5%.

Конечно, у индийских банкиров хватает своих проблем с обеспечением по кредитам, возвратами, ограничениями регулятора. Последние годы проходят под лозунгом реформы финансового сектора, направленной на повышение его конкурентоспособности, а также либерализации международного движения капитала. Мумбай (бывший Бомбей) намерен составить конкуренцию азиатским городам за звание международного финансового центра. Насколько эти амбиции реалистичны – сложно сказать, ясно только, что опыт одной из стран BRIC весьма полезен для развития нашего розничного рынка.
Сергей Моисеев
http://slon.ru/

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2019 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484