Новости
21.04.2010: Непал. Буддийские монахини обучаются кун-фу
Обычно буддийский монастырь - это место спокойствия и тихих медитаций. Но на горе Амитабха в окрестностях Катманду есть монастырь, монахини которого предпочитают улучшать карму и более активным образом.
Каждый день, на рассвете, женщины из монастыря Друк Гава Хилва, принадлежащего к 800-летнему буддийскому течению Друкпа, надевают вместо малиновых роб спортивные кимоно и желтые пояса и идут на тренировку к своему учителю кун-фу из Вьетнама. Уроки боевого искусства в монастыре начались два года назад, и за это время монахини доказали, что умение драться совместимо с покоем медитации.
Каруна - молодая монахиня из Ладаха, одна из учениц. «Кун-фу улучшает мои способности концентрироваться и физическое состояние, - говорит девушка. - А еще помогает избавиться от беспутных молодых мужчин, которые пристают к монахиням за пределами монастыря. Теперь мы их не боимся».
В этом уголке света в буддизме, в основном, доминируют мужчины, а женщинам остается только готовить для монахов и убирать за ними. Но в монастыре Друк Гава Хилва дела обстоят по-другому: 400 насельниц монастыря делают все сами. Они управляют кафе для туристов, ездят в город за продуктами. Джигме Ригзин Лхамо - 32-летняя монахиня, которая в архитектурных проектах разбирается не хуже, чем в священных книгах. Вместе с другими монахинями Джигме руководила строительством гостевого дома, который сдается туристам, установки по выработке биогаза и водопровода. «Мы не хотим жить за счет пожертвований верующих. Мы поставили перед собой задачу быть финансово независимыми», - говорит монахиня, управляющая бухгалтерией обители.
В монастыре помимо женщин живет и небольшое количество монахов-мужчин. Как они смотрят на то, что всем руководят женщины? Им непривычно выполнять распоряжения, рассказывает Джетсунма Тензин Палмо, которая в 21 год поменяла работу лондонского библиотекаря на малиновую робу. «Но они привыкают. Принцип равенства полов постепенно проникает из светского мира в мир духовный», - считает монахиня, 12 лет проведшая в полном уединении в ледяной пещере.
Сегодня у «пещерной монахини», как ее здесь называют - собственная община в Лахауле. Джетсунма говорит, что основала монастырь, устав от господства мужчин: «Есть много преданных вере, умных женщин, но они лишены всех возможностей. Повсюду - даже в книгах и священных учениях - слышен только мужской голос».
В своем монастыре Джетсунма также собирается начать уроки кун-фу. После того, как в непальских монастырях стали обучать английскому и компьютерной грамотности, количество девушек, выбирающих для себя монашеский путь, значительно возросло.
Монахини на горе Амитабха - женщины из Индии, Тибета, Непала и Бутана - также бросают вызов традиции. «Мы исполняем танец Чам, который раньше могли танцевать только монахи-мужчины, и даже совершаем вечерний молитвенный ритуал Сенге-цева», - рассказывает Джигме Мипхам Зангмо, которая водит монастырский автомобиль.
За всеми этими переменами стоит его святейшество Гьялванг Друкпа, который лично научил монахинь совершать ритуалы, ранее считавшиеся прерогативой исключительно мужчин. «Будда никогда не говорил, что женщины менее важны, чем мужчины. У них - невероятный потенциал, который наконец-то признан», - говорит Гьялванг Друкпа - двенадцатое воплощение лидера Друкпы - одной из школ тибетского буддизма, название которой переводится, как «дракон».
Перевод «Благовест-инфо»
http://www.blagovest-info.ru