на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

05.05.2010: От Индии до Камбоджи. День рождения Будды в разных традициях.Ч.2






Буддистская традиция, так же как и практически любая религия, в своей философии, поучениях, правилах, церемониальной практике и религиозных медитациях основана на священных текстах. У буддистов таким текстом является канон Типитака. Канон состоит из трёх частей: виная-питака (корзина правил или дхарма - закон), сутта-питака (корзина поучений) и абидхама-питака (корзина чистого знания, т.е. толкование учения). Буддизм Тхеравады (его еще называют – Хинаяна) признаёт два основных состояния Будды – Будда поучающий (самьяксан) и Будда безмолвный (пратьека). Отсюда различия в изображаемых образах Будды. Традиционно Будда изображается в трёх позах – стоя, лёжа или сидя. Истощённым (в сидящей позе) он изображается в знак предпринятой им аскезы во время медитации. Также в основном в Китае распространено изображение Хотей (веселящийся упитанный Будда).





Будда как принцип – вечен, он уже неоднократно (около 500 раз) воплощался в земной жизни. Будда как человек – реальный исторический персонаж. Часть буддистского учения, изложенная в Дикха Никая (Сутра Знаков) разработала даже систему физических признаков Будды – 32 основных и 80 дополнительных анатомо-физиологических признаков, по которым можно определить очередное земное воплощение Будды. Согласно учению считается, что Будда – единственно пробуждённое состояние, полностью свободное от заблуждений, пороков и желаний и постигшее суть природы вещей.





Зародившись как религиозное течение в Индии, буддизм ранее всего распространился на Цейлоне, где впервые был создан священный текст учения Тхеравады - палийский канон Типитака. Известно, что в монском королевстве Суфаннапум уже в III веке до н.э. существовал культ поклонения Будде, пришедший сюда с Цейлона. Монский народ первым адаптировал буддизм на полуострове Индокитай. В XI веке монское государство пало в борьбе с бирманцами, их столица Татон перешла под контроль завоевателей. Король монов Мануха передал Типитаку и священные реликвии Будды (несколько волос и 4 зуба) бирманскому королю Багана Анаврате, который восприняв учение буддизма Тхеравады от покорённых им монов, сделал его государственной религией в первой бирманской империи.





С конца XIX века в Тайланде получила распространение и лесная традиция буддизма – некоторые монахи уходили в джунгли для медитации в целях достижения просветления. Они становились особо почитаемыми и нередко их почитали как святых. Их аскеза считается наивысшим духовных подвигом. Всего в Тайланде почитается 13 таких старцев, в разные времена практиковавших лесную традицию. Их изображения часто можно видеть в тайских домах подобно иконам. Основоположником такой практики являлся монах Пра Ачан Сао Катасило Махатхера (1861-1941). Его наставления не были записаны и передаются в устной традиции верующих и монахов. Его ученик и последователь монах Пра Ачан Мун Пхуридатто (1870-1949) имел уже огромное число почитателей и учеников, его наставления стали впоследствии предметом изучения, в том числе и в Буддистских Университетах. Во второй половине XX века стала распространённой традиция отдавать мальчиков-подростков (не младше 8 лет) в монастыри на временное послушничество и обучение языку пали и основам религиозного учения. Их называют «дек ват» (монастырские дети). Некоторые впоследствии избирают для себя путь постоянного монашества. Вообще же, даже взрослые периодически проходят временное послушничество в монастырях. Как правило, это связано с серьёзными событиями в жизни (смерть близких и проч.). В Тайланде (в отличие от буддизма Махаяны) признаётся учение о заслугах и поэтому временное послушничество рассматривается как путь облегчения загробной участи умерших. В отличие от бирманской традиции в Тайланде не так широко распространено послушничество и монашество женщин – есть всего три женских монастыря. Минимальным возрастом полного посвящения в монашество является 20 лет. Монахам предписано соблюдение 227 монашеских правил, а монахиням – 311.
Церковный календарь основан на лунном календаре. Поэтому время наступления большинства праздников исчисляются по фазам луны и имеют переходящую дату. Наиболее значительные праздники всегда приходятся на полнолуние, которое ещё по древней традиции называют днём восковой луны.





Между традициями Махаяны и Тхеравады долгое время существовали острые противоречия, касающиеся «чистоты» учения. Однако в современном буддистском мире довольно мирно уживаются обе традиции. Более того, буддизм не отвергает как «ложные» учения других мировых религий, воспринимая определённые универсальные истины и проповедуя их. Буддизм Тхеравады содержит много символических верований в знаки, талисманы, признаки сопутствия удачи. Существует выработанная веками система символов, чаще всего основанная на вере в то, что людям, рождённым в определённые дни недели, следует придерживаться «своих» символов и признаков удачи в жизни. Такая система символов получила название Прачам ван. Согласно этой системе, каждому дню недели соответствует свой определённый цвет, планета, символическое или реальное животное, божество. 8 основных поз Будды также относятся каждая к определённому дню недели. Для среды существует 2 изображения позы Будды (дневное и ночное). Соответственно, каждый родившийся в определённый день недели (а родившийся в среду – ещё и в определённое время суток) должен особенно поклоняться и испрашивать жизненной удачи у определённого изображения позы Будды.





В традиции Махаяны День рождения Будды, День его Просветления и День ухода в Нирвану будет отмечаться 27 мая. Праздник длится семь дней, но первый день - самый важный. В храмах читают сутры и проводят ритуалы танцев Чам. Это день для углублённой практики и чтения сутр, а также для выполнения пудж. Заслуги увеличиваются в 10 миллионов раз. В это время благоприятно совершить паломничество в Тибет и пройти кору вокруг священного Кайласа. Этот праздник у тибетцев называется Сага Дава и является, по мнению тибетцев, самым благоприятным днем для прохождения коры.

Путешествия в Тибет с прохождением коры:
http://kailash.ru/tibet/383.html
Статьи о паломничестве в Тибет:
http://www.kailash.ru/c008/

Использованные материалы:
topasia.ru - описание буддийских праздников и традиций
sunhome.ru - статья о буддизме и его основных направлениях
krugosvet.ru - справочный материал на тему «Будда и буддизм»
http://www.genon.ru


 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2019 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484