Новости
15.06.2010: Калмыцким паломникам отказали во въезде в Тибет
«Наше тщательно спланированное и подготовленное паломничество к горе Кайлаш, практически еще не начавшись, было прервано при попытке пересечения государственной границы Китая в соответствии с полученной нами групповой визой. Наша группа из 14 участников прилетела по маршруту Москва—Дели—Непал 6 мая и, проведя 2 дня в Катманду, рано утром 9 мая, в День Победы, выехала в Кодар для прохождения китайской границы.
При проведении досмотра ручной клади у нас были изъяты книги (молитвенники), в которых было изображение Его Святейшества Далай-ламы, а у одного из участников — четки. После этого нас вежливо попросили выйти из помещения таможни. Профессионально поддерживая в нас ощущение, что во всем справедливо разберутся, пограничники начали досмотр нашего багажа, срочно вынесенного из помещения таможни на участок земли, прилегающий к пропускному пункту. Здесь в антисанитарных условиях, таможенники начали пристальный досмотр наших рюкзаков, раскрывая тщательно упакованные вещи, включая и предметы личной интимной гигиены. Затем, демонстрируя брезгливость и пренебрежение, таможенники, не сказав ни слова, удалились.
Будучи заложниками безграничного желания продолжить, а вернее начать путешествие на Кайлаш, мы вели себя беспротестно.
Прождав на залитой солнцем площадке более 3-х часов и не получив внятных разъяснений и изъятых книг и четок, мы вернулись в непальское поселение под сочувственными и всепонимающими взглядами местного населения. Наше желание осуществить путешествие на Кайлаш – совершить обхождение (кора) было безграничным, и, переночевав, рано утром мы снова с вещами явились на китайскую таможню, где нас вежливо встретили китайские служащие и любезно пригласили всех, у кого накануне были изъяты молитвенники, пройти в помещение таможни.
Мы решили, что с нами, наконец, разберутся. И с нами, действительно, разобрались: с каждым из нас беседовали индивидуально, нас фотографировали, не получив на это нашего личного согласия. Манера беседы носила явно выраженный характер допроса. Всем были заданы однотипные вопросы: где и когда были куплены изъятые книги и знаем ли мы человека, чье изображение в ней помещено. И лишь у одного очень немолодого мужчины спросили о цели поездки. Он ответил, что пытается осуществить предсмертную просьбу своего умершего родителя — побывать в Тибете, ступить на священную землю.Завершив допрос, нас попросили выйти из помещения таможни. После многочасового ожидания через местного гида мы получили немотивированный отказ.
Все эти события произошли в те дни, когда праздновалась 65-летняя годовщины «нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне».Вернувшись в Катманду, мы обратились в Российское консульство с протестным письмом, подписанным, членами нашей группы. Письмо было официально принято, но ответ на него так и не был получен.
Лучиана Карева
Комментарий Марины Филипповой
Я понимаю огромную печаль калмыцких паломников, которые собрались пройти кору вокруг священной горы и посетить священные буддистские места в Тибете. Но я не понимаю их неведения по поводу ситуации в Тибете. Они неоднократно посещали Дхарамсалу, где все эти вопросы обсуждались не только ими. Все знают, что нельзя брать с собой изображения и книги Далай Ламы 14 на территорию Тибета. Но, тем не менее, игнорируя эти положения, они все-таки берут их собой, пересекая границу другого государства. И опять звучат возмущения по поводу китайцев, и опять муссируется тема. А ведь Далай Лама 14 сам просит не возбуждать конфликтных ситуаций. Он просит всех. И объясняет свою позицию на Учениях, где присутствуют эти паломники. Восток – дело тонкое. Незнание не освобождает от ответственности. А уж хорошее знание вопроса – это уже провокация. И опять звучат фразы, которые связывают Его Святейшество с Китаем. И опять будоражится сознание общественности. Поэтому странно звучат слова в начале сообщения: "Наше тщательно спланированное и подготовленное паломничество к горе Кайлаш..." Так ли тщательно было подготовлено это паломничество?