Новости
10.09.2010: Индия. Митинг за восстановление 17-го Кармапы на трон Румтека
По информации сайта Haalkhabar, на 26 сентября в Гангтоке, столице Сиккима, запланировано шествие за восстановление 17-го Кармапы, живущего в монастыре Гьюто Рамоче неподалеку от Дхарамсалы, на трон в монастыре Румтек. Оргьен Тинлей Дорже пользуется наибольшей поддержкой различных слоев населения и значительной части буддийского монашеского сообщества в Сиккиме, сообщили после состоявшегося здесь 14 августа совместного совещания представители “Комитета по приему Кармапы” (Karmapa Reception Committee) и “Комитета совместных действий” (Joint Action Committee).
Как заявили организаторы публичного мероприятия, в числе которых 4 из 15 членов Комитета по приему Кармапы – К.Т.Бхутия (KT Bhutia) и Ринчен Бхутия (Rinchen Bhutia) из Румтека, Гьячен Бхутия (Gyachen Bhutia) из Пхудонга (Phudong), Н.Т.Бхутия (NT Bhutia) из Ралонга (Ralong) – шествие, которое пройдет от Indira Bya Pass через всю столицу, завершится массовым митингом, в котором примут участие около 50 тысяч сторонников восстановления 17-го Кармапы из всех четырех дистриктов штата независимо от касты и религии.
В ходе митинга, место проведения которого еще предстоит определить, планируется принять важные резолюции. Среди них, как отметил К.Т.Бхутия, может быть даже отправка в Дели делегации “Комитета совместных действий” c членами “Комитета по приему Кармапы” для обсуждения относящихся к восстановлению 17-го Кармапы вопросов с высшим руководством Индии.
Участники совещания 14 августа также решили пригласить на митинг политических лидеров Сиккима: в качестве почетных гостей ожидаются главный министр штата Паван Чамлинг (Pawan Chamling) и губернатор штата Вальмики Прасад (Balmiki Prasad). Но прежде им решено представить меморандум с требованием, чтобы Оргьен Тинлей Дорже был восстановлен на трон Кармапы в Румтеке.
Оргьен Тинлей Дорже приобрел всемирную известность после побега из материкового Китая через горные перевалы в Дхарамсалу, куда он добрался 5 января 2000 года. С тех пор 17-й Кармапа, которому в июне исполнилось 25 лет, проживает в тантрическом монастыре неподалеку от Дхарамсалы, где находится резиденция Далай-ламы в изгнании. В 2001 году правительство Индии предоставило ему статус беженца, разрешив посещать священные места буддизма по всей стране. Он ежегодно посещает Бодхгаю и Сарнатх, где возглавляет религиозные собрания школы Кагью.
Последняя поездка тибетского духовного лидера привлекла широкое внимание индийской и международной прессы. 26 августа 17-й Кармапа Оргьен Тинлей Дорже посетил в Калькутте памятные мероприятия мирового значения, прошедшие по случаю 100-й годовщины со дня рождения Матери Терезы. Церемонии с его участием включали подношение цветов к месту ее упокоения, открытие фотовыставки, а также торжества, организованные благотворительной организацией Young Men's Welfare Society. Мать Тереза начала свой миссионерский труд в помощь бедным в Калькутте в 1948 году, и этот индийский мегаполис оставался ее домом вплоть до кончины в сентябре 1997 года. В Индии эта годовщина отмечается на общенациональном уровне: правительство страны выпустило монету в честь Матери Терезы, а компания Indian Railways пустила поезд «Mother Express», окрашенный подобно сари монахинь ордена Missionaries of Charity в голубой и белый цвета, который повезет по всей стране посвященную Матери Терезе выставку.
Однако ситуация с зарубежными поездками духовного лидера тибетского буддизма остается неясной. Свой первый и пока единственный визит за границу Кармапа совершил в мае 2008 года, получив от министерства иностранных дел Индии разрешение на выезд в Соединенные Штаты с 15 мая по 2 июня. В июле 2010 года индийское правительство во второй раз подряд отказало ему в разрешении на зарубежную поездку с религиозными целями: молодой Кармапа планировал выехать в США с двухнедельным визитом по приглашению расположенного в Нью-Йорке центра «Karma Triyana Dharamchakra» в Вудстоке. В апреле буддийскому наставнику не дали разрешения выехать из Индии в Европу, где он должен был дать учения в 9 европейских странах. Как подчеркивается на независимом тибетском сайте phayul, редакция которого находится в Дхарамсале, пока никаких подробностей о причинах отказа не сообщается.
Возможно, индийское правительство опасается за жизнь близкого к Далай-ламе молодого духовного лидера, родившегося 26 июня 1985 года в исторической тибетской провинции Кхам. Хотя с 2007 года однопартийный режим материкового Китая ввел в действие правила в отношении «живых будд» Тибета, в соответствии с которыми перерождения высокопоставленных тибетских лам должны утверждаться на уровне главных партийных бонз в Пекине, 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дорже формально признан в Китае задолго до этого.
Похоже, впрочем, что теперь Пекин открыто проявляет недовольство сложившимся положением, поскольку не видит возможности использовать 17-го Кармапу в качестве пешки в своей политической игре против Далай-ламы. В середине августа Radio Free Asia (RFA) сообщило, что власти внутри Тибета не позволяют тибетцам держать при себе изображения 17-го Кармапы. Тибетец, недавно прибывший в Непал из Тибета рассказал, что в 2009 году в Шанькоу (Shankou) в регионе Чамдо “фотографии Кармапы объявлены китайскими властями вне закона”. По его словам, китайские милиционеры в пригороде Лхасы Лугуг (Luguk) отбирали изображения Кармапы, висевшие у тибетских монахов на шее, а до этого “до этого тибетцам во многих частях страны сказали, что им не разрешается иметь фотографии Кармапы”. Другой источник сообщил, что водителям, которые в своих переездах по Тибету нередко имеют в машине фотографии Кармапы, служащие сил безопасности “строго приказывают” отказаться от этого обычая.
Называя этот шаг китайских властей “неожиданным”, эксперт по Тибету из Колумбийского университета Робби Барнетт считает его внушающим определенные опасения, так как до сих пор Пекин официально придерживался умеренной позиции в отношении 17-го Кармапы, полагая, что когда-нибудь он вернется в Тибет. В интервью RFA он подчеркнул, что две политические линии, одна из которых заключается в том, что ‘он может вернуться и мы не нападаем на него публично’, а другая проявляется в запрете на фотографии, “совершенно несовместимы”. Если бы речь шла об ограничениях на публичный показ или об отдельных случаях изъятия фотографий Кармапы у частных лиц, это можно было бы отнести на счет произвола местных чиновников, отмечает он, но во многих местах и особенно в Лхасе подобное “маловероятно”, а значит, “происходит что-то более значительное”.
Валерий Никольский
http://savetibet.ru