на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт

Новости

27.10.2010: Индия. Янтарь позволил сделать ряд важных открытий

Древнеиндийский муравей (здесь и ниже фото авторов исследования).

В янтаре, обнаруженном в Индии, найдено более семисот новых видов древних насекомых.
Небывалое в Индии месторождение янтаря найдено неподалёку от Камбейского залива в штате Гуджарат. Его изучением занимается международная группа исследователей из Германии, Индии и США под руководством Йеса Руста из Университета Бонна (ФРГ). Из нескольких тонн исследовано пока всего 150 кг.
Теория гласит, что вначале на Земле существовало два суперконтинента; северный назывался Лавразией, южный — Гондваной. В середине юрского периода (ок. 160 млн лет назад) последняя разделилась на несколько частей. Большинство из них остались в южном полушарии, но начали дрейф в северном направлении со скоростью 15–25 см в год. Примерно через 100 млн лет Индийский субконтинент соединился с Азией. Изолированное существование очевидно должно было привести к появлению уникального растительного и животного мира. Тропический климат нельзя назвать благоприятным для сохранения ископаемых останков, но то, что найдено, парадоксальным образом не подтверждает гипотезу индийского эндемизма. Камбейский янтарь содержит множество насекомых, родственники которых встречались в других частях мира — Азии, Австралии и даже Южной Америке.
Г-н Руст объясняет это существованием сухопутных перешейков между Индией и другими массивами суши. Возможно, это были также островные цепи. Некоторые насекомые, обнаруженные в янтаре, обретают крылья только в период спаривания, но этого достаточно, чтобы они могли преодолеть несколько километров между островами. Что касается растений, то они в состоянии дрейфовать вместе с океаническими течениями, в том числе с насекомыми «на борту».
Сам янтарь — это застывшая смола деревьев лиственных пород семейства диптерокарповых из нижнего эоцена. Их потомки по сей день преобладают в лесах Юго-Восточной Азии.
Анализ сохранившихся в янтаре образцов древесины позволил оспорить традиционную точку зрения, гласящую, что влажные тропические леса Юго-Восточной Азии возникли в миоцене 25–20 млн лет назад. Новая гипотеза отодвигает их рождение до 60 млн лет назад. Впрочем, это едва ли можно назвать сенсацией, ибо определение возраста современных тропических лесов — проблема, которая далека от разрешения из-за очень малого числа окаменелостей в тропических регионах.

А это пчела.

Но самая удивительная часть открытия — огромное количество прекрасно сохранившихся насекомых, большинство из которых неизвестно науке. В отличие от других видов янтаря, встречающихся на севере, индийский намного мягче. Это позволило учёным полностью растворить его с помощью толуола и хлороформа и извлечь образцы насекомых, растений и грибов, возраст которых оценивается в 52 млн лет.
Это первая подобная находка в Индии. 80% запасов мировых запасов янтаря приходится на Доминиканскую Республику, Мексику и Прибалтику.

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы | политика конфиденциальности