Новости
07.11.2010: Тибет. Долгожданное паломничество
С 16 по 28 октября 2010 мне удалось побывать в Тибете. В мае 2010 года я уже пытался посетить Тибет, но на непальско-китайской границе нас тогда не пропустили.
Паломников из других буддийских стран в Тибете практически нет. Тибет посещают иностранные туристы, китайские туристы, но основную массу паломников по святым местам буддизма составляют все же сами коренные тибетцы.
Сразу скажу, что, несмотря на засилье китайцев, духовность в Тибете невозможно уничтожить. Тибетцы – народ высоко духовный, и это бросается в глаза вновь прибывшему паломнику. По политическим соображениям доступ к некоторым святыням (например, на второй этаж храма Джокханг) для тибетцев закрыт. Только у тибетцев проверяют паспорта при входе в монастыри, храмы и другие святые места. Если выясняется, что паломник – не коренной житель Тибета, от него требуют купить входной билет в монастырь.
Другой очевидный факт: тибетцы, монахи и миряне, вынуждены жить под протекцией «китайского» 11-го Панчен-ламы, а место пребывания настоящего Панчен-ламы 11-го, признанного Его Святейшеством Далай-ламой, остается государственной тайной. Его Святейшество Далай-лама XIV неизменно присутствует в сердцах и умах тибетских монахов и мирян, но его изображения монахи прячут в своих комнатах, выставлять их в монастырях запрещено.
Тур в Тибет я оформлял через китайскую турфирму, которая работает с русскоговорящими туристами. Я планировал посетить Лхасу, древний буддийский монастырь Пелкхор Чоде неподалеку от третьего по величине города Тибета – Гьянтце, затем древний буддийский монастырь Ташилунбо, расположенный во втором по величине городе Тибета – Шигадзе, после чего за три дня совершить обход вокруг горы Кайлас. Когда я вносил в свой маршрут кору вокруг Кайласа, погода ещё позволяла совершить обход. Но когда я приехал в Лхасу, дорога на Кайлас была закрыта. Погода резко изменилась, дорога сильно обледенела, и в поселке Дарчен, с которого начинается кора, из-за плохой погоды кроме коренных жителей никого уже не было.
Отказавшись от первоначального плана, я на месте с гидом и руководителем турфирмы стал заново прокладывать маршрут. Я хотел посетить Поталу, летнюю резиденцию Далай-ламы Норбулинку в Лхасе, а так же все буддийские монастыри школы Гелуг.
Практически все святые места, в которых мне удалось побывать, произвели на меня очень сильное впечатление. Не буду сравнивать Тибет с Непалом и Индией, так как в каждой из этих стран своеобразный духовный климат и своя обстановка. Но могу сказать, что Тибет остается исконно буддийской страной.
Мой новый маршрут был таким: в Лхасе я посетил Поталу (зимний дворец Далай-ламы); храм Джокханг, где находится древняя буддийская статуя «Джово»; площадь Баркхор, расположенную напротив храма Джокханг; древний буддийский храм «Рамоче», храм богатства, летнюю резиденцию Далай-ламы в Лхасе – Норбулинку. По пути из Лхасы в Гьянтце я побывал на священном озере Ямдро, где медитировал Гуру Падмасамбхава со своей второй духовной супругой Еше Цогьял. По пути из Гьянтце в Шигадзе – в древнем монастыре Пелкхор Чоде. Затем в городе Шигадзе я посетил древний буддийский монастырь Ташилунбо. Вернулся в Лхасу. Далее в Лхасе побывал в монастырях Сэра и Дрепунг, в монастыре Ганден, основанном Ламой Цонкапой, где он написал свой знаменитый труд «Ламрим Ченмо»; в пещерном монастыре «Драк Ерпа», расположенном неподалеку от Лхасы.
Кроме того, удалось посетить тибетский район Комбо, или Кумбо. По одной из версий (скорее всего, «китайской»), именно здесб расположена мистическая страна «Шангри-ла», «Шамбала». Места удивительные, сказочные, горы в лесах, леса дикие, вдоль горного ущелья голубая река Брахмапутра. В Кумбо я остановился у священного озера Басомтцо. На середине этого озера имеется небольшой островок, где стоит небольшой буддийский монастырь традиции Ньингма. Со слов гида и директора турфирмы, я был первым туристом из России, который побывал в этих местах. Они говорят, что русские об этих местах не знают, хотя здесь расположены буддийские монастыри, в том числе и школы Гелуг, а также священные для буддистов гора и озеро, которые считаются «аналогами» горы Кайлас и озера Маносаровар. Паломничество в район Кумбо занимает 7-10 дней. Этот район первыми открыли для себя англичане, а затем американцы, но русских здесь еще не было. Разрешение на въезд в Кумбо от китайских властей, следует получать заранее через турфирму, за 20 дней или за месяц.
По пути до Лхасы часто встречаешь целые группы (10-15-20 человек) паломников, которые идут до Лхасы, совершая простирания, все они тибетцы.
Каждый раз, когда я возвращался в Лхасу вечером, я совершал кору вокруг Поталы и Джокханга. В один из дней перед отъездом из Тибета, когда я в очередной раз обходил вокруг Джокханга, возле входа в этот храм я встретил монахов, один из которых знал английский язык. Среди них был и пожилой монах. Через монаха, который знал английский, не удалось выяснить, что пожилой монах принадлежал к монастырю Дрепунг и теперь преподает Дхарму в Джокханге. По удивительному стечению обстоятельств, он оказался учителем одного из монахов, который сейчас работает главном храме Калмыкии. После беседы монахи пригласили меня внутрь храма Джокханг.
Потала и Норбулинка в настоящее время внесены в список памятников культуры Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутри Поталы и Норбулинки фотографировать и снимать на видеокамеру запрещено. Во всех монастырях тибетская охрана, в Потале и Норбулинке проверка путем просветки и металлоискателей. Все монастыри, храмы, а также Поталу и Норбулинку можно посетить исключительно с гидом, который сам покупает для вас билеты при входе. Китайские гиды стремятся провезти вас по всем государственным музеям, фабрикам и другим учреждениям, чтобы туристы потратили как можно больше денег. Спорить с гидом не только не запрещено, но и необходимо. Вы хозяин своего маршрута и вольны посещать или не посещать предусмотренные первоначальным планом места. Главное – не позволять гиду вас обманывать.
Моему гиду понадобилось 5 дней, чтобы понять с какой целью я приехал в Тибет, что я здесь не турист, а паломник. Разобравшись, он понял, что при посещении монастырей, ему необходимо узнать, где заказать молитву, где купить благовония, буддийские талисманы и т.д.
Как известно, в Потале насчитывается более 2 000 комнат, но доступны для посещения только 18-20, в белом дворце открыт западный зал, а восточный зал закрыт, и, наоборот, в красном дворце восточный зал открыт, а западный зал закрыт, все остальные комнаты закрыты либо на ремонт, либо по политическим соображениям. Всё, что так или иначе связано с Его Святейшеством Далай-ламой XIV, закрыто. К счастью, оказалась открытой ступа Пятого «Великого» Далай-ламы в Потале. В Норбулинке имеется четыре резиденции Далай-лам: Седьмого, Десятого, Двенадцатого или Тринадцатого, а также Четырнадцатого.
В Пелкхор Чоде были открыты только два дугана: один общий Цогчен и дуган школы Сакья. В Пелкхор Чоде стоит самая большая ступа Кумбум, в переводе «Ступа тысячи будд». В монастыре Ташилунбо имеются золотая ступа 10-го Панчен-ламы и огромная статуя Будды Майтреи (высотой 12 метров).
По пути от Шигадзе до Лхасы мне удалось посетить место, где Атиша по дороге в Лхасу достиг Нирваны. В монастыре Сэра посчастливилось увидеть монашеские диспуты, два дугана и три мандалы (Гухьясамаджи, Ямантаки и Чакрасамвары). В монастыре Дрепунг я побывал в двух дацанах, в Гоманг-дацане и Лоселинг-дацане. В монастыре Гандэн удалось посетить два дугана, основной дуган – Цогчен, где имеется трон Ламы Цонкапы, посчастливилось прикоснуться четками и лбом к сидению и шапке Ламы Цонкапы. А во втором дугане удалось увидеть золотую ступу Ламы Цонкапы. По пути из Лхасы в Шигадзе, в Гьянтцо, в Кумбо, я посетил все ступы, расположенные вдоль трасы. В пещерном монастыре Драк Ерпа есть пещеры, где медитировал Гуру Падмасамбхава. Воздух в Тибете чистый, а погода всегда была солнечной…
Роман Эрдниев
http://savetibet.ru