Новости
08.11.2010: Буддизм. Забытые сокровища Хамбо-ламы Итигэлова
В Этнографическом музее Санкт-Петербурга хранится значительное количество коллекций, связанных с императорской фамилией, под общим названием «Императорские коллекции», где собраны подарки разных лет от разных народов, в нескольких витринах и в различных экспозициях. В настоящее время заведующая отделом специализированного хранения музея Елизавета Нератова планирует работу по переатрибуции музейных предметов – подарков от Хамбо-ламы Итигэлова, которые ранее хранились как подарки калмыцких буддистов.
Императорский сын
Духовные связи императорской фамилии с буддийскими служителями были удивительно тесными. Так, по информации газеты «Учение Будды», супруга русского императора Николая II долгое время рожала дочек. Обеспокоенный отсутствием сына-наследника Николай II обратился через своего личного врача Петра Бадмаева за советом к Хамбо-ламе Агвану Доржиеву, проживавшему в то время в Петербурге.
Для выяснения этого вопроса, крайне важного для судьбы русского престола, Агван Доржиев специально поехал в Тибет в резиденцию Далай-ламы XIII. И привез ему подношение от Николая II – пудовый слиток золота.
После беседы со своим оракулом Далай-лама XIII сообщил: «Карма русского императора такова, что он не может иметь сына, который наследует его престол». Когда шел разговор, в комнату вошел старый лама. Далай-лама XIII обратился к нему с вопросом: «Не согласитесь ли Вы, почтенный Римпоче, погостить некоторое время в России?».
– Рад оказать Вам услугу, – ответил лама, вышел из комнаты. В ту же ночь он умер.
Спустя девять месяцев после этого разговора, у русского императора Николая II родился долгожданный сын.
Высочайшее приглашение
В феврале 1913 года Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов был приглашен на празднование 300-летия дома Романовых в Санкт-Петербург. В поездке его сопровождала делегация в лице ширетуя Цугольского дацана Гатапа Бадмаева, Гомбо и Сокто Бадмажаповых. 22 февраля Хамбо-лама Итигэлов присутствовал на торжественном обеде в честь 300-летия дома Романовых в резиденции царя Николая II. От имени всех бурят, духовных и светских, он произнес поздравительную речь. 19 марта духовные лица были на личной аудиенции императора.
21 февраля Пандидо Хамбо-лама Даша-Доржо Итигэлов провел торжественный молебен за здравие и благоденствие императора и всего царского дома в Санкт-Петербургском буддийском храме «Гунзэчойнэй». На молебне присутствовали известный русский путешественник, исследователь Центральной Азии П.К. Козлов с женой, посол Монголии Ханда-Доржо, калмыцкий князь Тундутов-младший, известные бурятские ученые Базар Барадин, Цыбен Жамсарано и другие.
Долгое время дары Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова хранились в императорских коллекциях неопознанными, они ошибочно были причислены к дарам от калмыцких буддистов. С 1989 года в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга в экспозиции «Дары от буддистов императорской фамилии» были выставлены подарки Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, преподнесенные царской семье в феврале 1913 года к празднованию 300-летию дома Романовых. При этом сотрудники музея не знали, какими драгоценными экспонатами обладает музей.
Забытые сокровища
Как сообщила «Новой Бурятии» заведующая отделом специализированного хранения музея Елизавета Нератова, драгоценная находка оставалась неизвестной из-за того, что подарки Хамбо-ламы Итигэлова в музейный архив были переданы всего под одной строчкой «подношения императору Николаю II» и даже без предметного описания.
Тайна открылась в начале 2010 года, когда Елизавета Нератова занялась коллекцией даров к 300-летию дома Романовых от Далай-ламы, которые привез Агван Доржиев.
«Я искала документы об этом в Российском государственном историческом архиве в начале этого года, – рассказала Елизавета Нератова. – И в процессе поиска наткнулась на информацию о том, что за неделю до вручения подарков императорской семье от Далай-ламы. Дому Романовых были преподнесены подарки от Хамбо-ламы Даша-Доржо Итигэлова. Там я нашла описания всех подарков и поняла, что они у нас есть, хранятся и с 1989 года выставляются под названием «Особая кладовая, дары от буддистов императорской фамилии», но по ошибке причислялись к подаркам от калмыцких буддистов.
Среди даров от Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова, переданных музею, находятся серебряное подносное блюдо – царю Николаю II, царице Александре Федоровне – серебряная буддийская скульптура Белая Тара, четырем дочерям – маленькие бронзовые скульптуры Белой Тары, наследнику царевичу Алексею – серебряная восьмирукая буддийская скульптура Ушнишавиджаи. Остальную часть подарков от Хамбо-ламы и бурятских буддистов царская семья оставила себе. А именно хадаки, золотые украшения для императрицы и подарки, преподнесенные Марии Федоровне.
Путаница с подарками в музее, по мнению Елизаветы Нератовой, произошла из-за небрежности князя Ухтомского, который в 1913 году вел регистрацию музейных коллекций. «И он все, что мог, напутал. Он сделал регистрацию и опись предметов под одними и теми же дарами, половину забыл и после революции его работу заканчивали другие люди. И вся история с пропажей информации связана с небрежными записями князя Ухтомского. А как таковые сами вещи-то и не терялись», – отметила г-жа Нератова.
http://www.newbur.ru