на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

27.11.2010: Мексика. Будни лакандонов



Настоящими людьми (hach winik), называет себя единственный, не подчинившийся испанским конкистадорам народ майя. Фото: Jutta Ulmer

Челн беззвучно скользит по озеру. Хуан Чан удерживает баланс и гребёт стоя. Прохладный утренний ветерок скользит по его белому одеянию, похожему на тунику. Длинные развевающиеся волосы придают ему архаичный вид.
Хуан Чан К'ин – лакандон, он живет в небольшой общине Наха, в джунлгях сельвы Лакандонии. Ему за 50, он рассказывает нам о том времени, когда он был ребенком, и его деревня еще не была обнаружена захватчиками.
«В то время мы жили в согласии с k'ax – лесом. Он давал нам все, что нам нужно для жизни. Мы собирали плоды и семена, охотились на попугаев и обезьян. Мой отец научил меня плавать в этом озере и ловить рыбу. Кроме того, он учил меня пользоваться лекарственными растениями. Мои сестры пряли нити k'uch, которые повязывались на шею больным. И наш вождь Чан К´ин Виейо произносил волшебные заклинания против злых предзнаменований. Теперь все это стало неважным. Наши традиции утрачиваются».


Они известны, как лакандоны, и живут между джунглями и спутниковым телевидением. Фото: Jutta Ulmer

Лакандоны – единственный народ майа, не покоренный испанскими конкистадорами. В 18 столетии они бежали в джунгли южно-мексиканского федерального штата Чьяпас, где жили изолированно, семейными кланами. Только в 20-ом веке они вступили в контакт с цивилизацией. Их изначальный, мистический образ жизни делал их излюбленными объектами этнологов. Их народность насчитывает 650 человек, живущих в трех деревнях – Наха, Метцабок и Лаканха.


Путешествие в челне. Фото: Jutta Ulmer

Хуан Чан К´ин гребет к берегу и ведет нас через густые джунгли назад в Наха. Жители деревни сидят перед своими домами. Они разговаривают между собой и наблюдают за нами. Большинство мужчин коротко подстрижены и одеты в футболки и джинсы. Xikul – традиционное одеяние из льна встречается так же часто, как и длинные волосы. Ученые, миссионеры, туристы и телевидение привнесли западные черты в их мир за прошедшие 50 лет. Только немногие придерживаются древнего образа жизни. Кроме Хуан Чан К´ина сохраняет традиции Дон Антонио, которого мы встретили в его доме для поклонения богам. К сожалению, мы не можем с ним поговорить, так как он говорит только на своем родном языке – майя-лакандон.


Шаман разжигает смолу копал в божественной чашке. Фото: Jutta Ulmer

Дон Антонио – шаман, он проведет для нас церемонию майя. Из 20 божественных чашек он выбирает 3 для ритуала: бога леса Känänk'ax, бога путешественников Itzana, и Äkyantho – бога, создавшего наш, западный мир.
В божественных чашках он зажигает копал (природную ископаемую смолу деревьев). Дым поднимается вверх и уносит монотонные молитвы Дона Антонио к Богам на небеса. Часть фимиама он улавливает листьями горных пальм, которые он подарил нам на прощание. Этот дым должен защитить нас во время дальнего путешествия и сохранить нам здоровье. Жители деревни редко обращаются к Дону Антонио. Аспирин и пенициллин вытеснили традиционные ритуалы. Возможно, без туристов последний шаман Наха остался бы без работы.


Дым поднимается вверх и уносит его монотонные молитвы к богам на небеса. Фото: Jutta Ulmer

В прошлые годы лакандоны открыли свои деревни для чужаков-посетителей и устроили центры эко-туризма. Туристические проекты финансируются государством Мексики. В отличие от других коренных народов Мексики, лакандоны получают большую финансовую поддержку государства. В 1972 году им даже отписали 600 000 гектаров сельвы Лакандона и управление руинами Майя, Бонампак и Йашчилан. За это они дали разрешение на бурение нефти и вырубку леса в их части джунглей по требованию столицы Мехико. С деньгами лакандоны познакомились в 1950 годах. До того их миром и основой их жизни был лес. Их мысли и действия определялись общиной. Сегодня каждый принимает решения индивидуально.


Деревня между руинами древней цивилизации майя и спутниковым телевидением. Фото: Jutta Ulmer

Поблизости от места руин Бонампак расположена Лаканха. В эту деревню легче добраться и она стала еще более «западной», чем Наха. Её жители поддались евангелическим миссионерам из США. Они молятся Богу христиан и боятся страшного суда. Их жизнь проходит между Библией и туризмом. В Лаканха почти в каждом доме есть места для ночевки или же ресторан. По электронной почте мы заказали cabaña rustica (рустикальный однокомнатный апартамент) на кемпинге реки Лаканха (Campamento Río Lacanjá), и все-таки были немного удивлены, что речь идет о хижине на сваях без дверей и запоров. В окружении диких джунглей защиту от животных ночью предлагает только сетка от комаров.


Джунгли давали им все, в чем они нуждались. Фото: Jutta Ulmer

Мы устроились поблизости от природы. Наша турбаза отвечает стандартам мексиканского экологического туризма. Производится разделение мусора (для последующей переработки), используется солнечная электроэнергия и множество туристических маршрутов. Можно путешествовать через сельву Лакандона, речной тьюбинг по реке Лаканха и, конечно, посетить Бонампак. Мы заказываем такси у Энрике, который везет нас к руинам Майя. Предположительно Бонампак был княжеством, которое переживало свой расцвет между 650 и 800 годами после рождества Христова. Руины выглядят не слишком сенсационно. Неповторимы, однако, настенные рисунки Templo de las Pinturas. В трех палатах последовательные рисунки запечатлели события из жизни майя до захвата испанцами: пышно украшенные властители отправляются на войну, благородные дамы жертвуют свою кровь, плененных врагов приносят в жертву Богам. Это место всегда было местом церемоний для лакандонов.


Ребенок в традиционной льняной одежде. Фото: Jutta Ulmer

Мир узнал о его существовании в середине прошлого столетия. На территории руин можно увидеть много лакандонов. Они предлагают свои услуги в качестве гидов и продают разные предметы прикладного искусства ручной работы. Более всего пользуются спросом у туристов используемые лакандонами ранее для охоты лук и стрелы. В то время как у себя дома, в Лаканха, они одеты по-западному, в этом туристическом месте мужчины одеты в белые ниспадающие одеяния, а женщины в красивые платья с цветочными рисунками, так как приезжающие со всего мира гости хотят видеть лакандонов таинственными, первобытными и фотогеничными.


Будущее лакандонов. Фото: Jutta Ulmer

The Epoch Times

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы | политика конфиденциальности

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Telegram, В контакте

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2024 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484