Новости
06.12.2010: Китай. Клонирует и продает российские истребители
Китай освоил российские военные технологии и теперь из импортера превращается в активного экспортера. Это подрывает позиции России в развивающихся странах и угрожает изменить баланс сил в ряде горячек точек мира, пишет Wall Street Journal.
Впервые Кремль заключил договор с Китаем о продаже военного оборудования, включая гордость российских ВВС - истребитель Су-27, сразу после развала СССР, когда страна отчаянно нуждалась в денежных средствах.
На протяжении следующих 15 лет Россия была крупнейшим поставщиком вооружения для Китая, предоставив ему на $20-30 млрд истребителей, подводных лодок, танков и боеголовок. В том числе Россия продала Китаю лицензию на производство истребителя Су-27 - с использованием импортированных из России запчастей.
Сегодня российские прибыли от вооружения на исходе, а китайские - только начинаются, пишет Wall Street Journal.
Китай научился подделывать оружие
Теперь Китай сам может производить современные виды оружия, включая высокотехнологичные истребители, аналогичные Су-27, и близок к созданию собственного авианосца. Мало того, что китайские инженеры успешно "клонировали" знаменитое авиационное электронное оборудование Су-27, они устанавливают на него реактивный двигатель собственного производства.
Соответственно, пишет газета, за последние два года Пекин не сделал ни одного крупного заказа из России.
Сейчас Китай начинает сам экспортировать большую часть своего вооружения, подрывая интересы России в развивающихся странах и создавая потенциал для изменения баланса сил в ряде горячих точек мира.
Эпохальный сдвиг
Этот эпохальный сдвиг в сфере торговли вооружением был наглядно заметен во время авиасалона в пригороде китайского Чжухая, который проходил в ноябре. Если в прошлые годы Россия неизменно являлась "гвоздем" мероприятия, поражая публику акробатическими номерами группы "Русские витязи", демонстрируя свои истребители, вертолеты и грузовые самолеты и заключая миллиардные сделки, то в этом году на салоне не было ни одного настоящего самолета, только пластиковые миниатюры.
Китай же, напротив, представил самую большую коллекцию военной техники - практически полностью основанной на российском ноу-хау.
Среди гостей авиасалона была пакистанская пилотажная группа Sherdils, которая летает на истребителях изначально российского происхождения, но которые сейчас производятся в Пакистане и Китае.
"Проблемы России, - пишет WSJ, - повторяют проблемы многих иностранных компаний в Китае, который начинает конкурировать с ними на мировом рынке, производя современные поезда, энергетическое оборудование и другие товары, созданные на базе западных технологий".
Однако в случае с военной техникой, пишет американская газета, существует еще дополнительная угроза: Китай разрабатывает оружие, включая авианосцы и палубные истребители, которые могут представлять опасность для Тайваня и для контроля США в западно-тихоокеанском регионе.
Кроме того, китайский экспорт истребителей и других современных видов вооружения может нести угрозу для военного баланса в Южной Азии, Судане и Иране.
Что касается Москвы и Пекина, то диспуты по поводу интеллектуальной собственности становятся испытанием для их попыток достичь дружеских отношений.
"Мы недостаточно внимания уделяли защите нашей интеллектуальной собственности, - говорит представитель Минобороны РФ.- Теперь Китай уже конкурирует с нами на мировом рынке".
Как клонировали истребитель
Самой яркой иллюстрацией этого явления WSJ называет китайский истребитель J-11B, по утверждению России, являющийся прямой копией Су-27.
После покупки в 1996 году лицензии за $2,5 млрд на строительство 200 китайских версий Су-27 (названных J-11), которые должны были создаваться с российским оборудованием и не могли продаваться на экспорт, Китай в 2004 году прервал контракт, заявив, что самолет больше не отвечает их требованиям. А спустя три года представил свою версию истребителя - J-11B.
Василий Кашин, военный эксперт по Китаю, говорит: "Когда им продавали лицензию, все понимали, что они это сделают. На тот момент пришлось брать на себя этот риск - это был вопрос выживания".
J-11B выглядит, как точная копия Су-27, но китайцы уверяют, что это на 90% собственная разработка, оснащенная продвинутой авиаэлектроникой и радарами китайского производства.
В свете появления этого клона Россия оказалась перед тяжелым выбором - продолжать продавать вооружение Китаю, рискуя, что его постигнет та же участь, или прекратить такие сделки, потеряв пока еще прибыльного клиента.
Первоначальной реакцией России стала приостановка переговоров о продаже Китаю Су-33, однако с тех пор переговоры возобновились, правда, Россия настаивает на крупном заказе, отказываясь продать Китаю только два таких самолета, как он хочет.
Заместитель генерального директора производителя этих самолетов компании "Сухой" Сергей Сергеев говорит: "Мы просто надеемся, что наши самолеты будут лучше. Одно дело сделать хорошую копию ложки, другое - копию самолета".
Пока что Китай уже успел перехватить у России несколько прибыльных заказов, предложив свои самолеты таким странам, как Египет, Мьянма и Азербайджан по более выгодным, чем у России, ценам.
http://www.rb.ru