Новости
03.03.2011: Тибет. К истории о Тан и Тубо
К новости о помещении статуи царевны Вэньчэн во дворец Потала в Лхасе - столице Тибета
Существует два мнения по поводу Тан и Тубо в историографии: китайское и тибетское. В этом сообщении мы приведем отрывок из небольшой статьи, помещенный в Интернет издании "Великая Эпоха" и отрывок из книги С.Л.Кузьмина "Скрытый Тибет".
Историческая трагедия — падение королевства Тубо
(отрывок)
Сонгцен Гампо был тридцать вторым правителем Ярлунга (Yar-klungs), маленького царства в центральном Тибете. Он завоевал Шанг-Шунг и в ходе расширения своих владений основал обширную империю, простиравшеюся от границ Бактрии до границ ханьского Китая, от Непала до границ Восточного Туркестана. Согласно историческим записям Шанг-Шунга, когда-то он занимал все Тибетское нагорье. Однако к тому времени, когда Шанг-Шунг потерпел поражение, его территория включала только западный Тибет. Чтобы упрочить политические союзы и свою собственную власть, Сонгцен Гампо сначала женился на принцессе из Шанг-Шунга, а затем, в конце своего правления, на принцессах из Китая династии Тан и Непала. После свадьбы с принцессой Шанг-Шунга он приказал убить ее отца Лигньихью (Lig-myi-rhya) – последнего царя Шанг-Шунга. Это позволило ему сместить направленность местной ритуальной поддержки с имперского культа на себя самого и свое быстро растущее государство.
Сегодняшний Тибет был когда-то известен как Тубо. Суньцэнь Гампо был первым, кто установил мощное королевство Тубо и стал первым Цаньпо (тибетский король). Это королевство стало настолько мощным при правлении Суньцэнь Гампо, что император Тайцзунь династии Тан решил выдать замуж за него одну из своих дочерей, принцессу Вэньчэн. Принцесса Вэньчэн прибыла в Тибет со статуей Будды Шакъямуни, и приказала построить буддийские монастыри в Лхасе. Ремесленники, сопровождающие принцессу, начали строительство монастырей, а сопровождающие её буддистские монахи начали переводить священные писания. Таким образом, буддизм распространился в Тибете. Три тибетских короля, включая Суньцэнь Гампо (6l7-698гг. н. э.), Трисун Деуцэнь (742-798гг. н. э.), и Тримаран Ралпачэнь (806-841гг. н. э.), - все были буддистами и сделали многое для распространения буддизма в Тибете.
С процветанием буддизма в Тибете королевство Тубо становилось всё более и более мощным, и его военная сила стала почти сопоставимой с той, что была у династии Тан. В 836 г. н. э. тибетский король Тримаран Ралпачэнь был убит своим братом Лан Дхармой, который затем узурпировал власть. Лан Дхарма придерживался верования Бон, и выступал против буддизма. Он начал преследование буддистов, вследствие чего буддизм в Тибете пришел в упадок. В 846 г. н. э. Лан Дхарма был убит, королевство Тубо разрушилось, и Тибет стал децентрализованным государством, состоящим из княжеств, борющихся за власть. Тримаран Ралпачэнь был третьим великим религиозным королём Тибета. Его отец Саеналег имел пять сыновей: Цанму, Лан Дхармуа, Тримаран Ралпачэня, Лхацзэ и Лхундупа. Самый старший сын стал монахом, а последние два умерли ещё в детстве. Лан Дхарма был четвёртым сыном. Согласно тибетским историческим отчётам, Лан Дхарма был человеком, который «любил мясо и алкоголь». Он был «жестоким, воинственным, и не имел сердца, которое помогает другим». Более всего он известен своей попыткой истребить буддизм в Тибете просто потому, что он одобрял шаманство (или Бон, на тибетском).
После того, как Лан Дхарма убил своего брата Тримарана Ралпачэня и захватил власть, он разрушил буддийские монастыри, убил много монахов, других вынудил жить мирской жизнью и часто призывал их в армию. Также запретил все буддийские ритуалы и приказал удалить буддийские статуи из монастырей, изуродовать, забивая в них гвозди, и бросить в реку. Та же участь ожидала и статую Будды Шакьямуни, которую привезла принцесса Вэньчэн, но её просто спрятали, потому что ее было трудно перенести в реку.
Лан Дхарма оклеветал принцессу Вэньчэн, сказав жителям Тибета, что она была перевоплощенной Ракшаси, пытаясь таким образом очернить буддизм. (В индусской мифологии Ракшасы - злые существа, враждебные людям). Он приказал, чтобы фрески Будды в буддийских монастырях были заменены на изображения пьяных тибетцев. Он также уничтожил все буддийские священные писания, уцелело только небольшое количество. Последствия преследования буддизма отразились приблизительно на пяти поколениях. Некоторые историки связывают преследование со спадом политической власти. Лан Дхарма, убивший своего брата Тримарана Ралпачэня, также был убит в Лхасе в 842 г. н. э.. Королевство Тубо, установленное в 127 г. до н.э, разрушилось со смертью Лан Дхармы, последнего из Цаньпо. После смерти Лан Дхармы, две его любовницы, которых поддержали императорские родственники, боролись за трон для своих сыновей и раскололи императорский двор на два лагеря. В течение правления внуков Лан Дхармы, два имперских двора перенесли нападения восставших рабов и народных масс. Королевство Тубо, которое когда-то конкурировало с династией Тан, самой процветающей из всех китайских династий в вопросах культуры, богатства и военной силы, пришло в упадок.
Начиная со времени краха королевства Тубо, Тибет был лишён своего могущества. Все последующие тибетские королевства, типа королевства Бутан, королевства Гугэ и королевства Ладах, пребывали под юрисдикцией китайских династий, и подчинялись специальному уполномоченному отделу. Тибетская культура, таким образом, пришла в упадок.
C.Л. Кузьмин «Скрытый Тибет»
Глава 2. Древность и средние века (отрывок)
В VII в. н.э. Тибетское государство вышло на мировую арену, ненадолго став одной из главных сил, действовавших в Центральной Азии. В 613 г. (или 617 г.) родился великий царь Сонцэн Гампо, сын Намри Сонцэна. Он родился незадолго до образования китайского государства Тан, которое создал в 618 г. император Ли Юань (девиз правления — У-дэ).К этому времени Тибетское государство на север простиралось до хребта Тангла, на юг — до Гималаев, на запад — до горы Кайлас, на восток — до р. Дричу (верховья Янцзы). Сонцэн Гампо поставил целью укрепление государственности. При нем была разработана система землевладения и землепользования, во всех частях страны созданы фонды государственных земель, страна поделена на шесть провинций, во главе которых поставлены кхонпоны (генерал-губернаторы), проведено межевание земли, разработано новое законодательство, создана новая армия и т.д.
В царствование Сонцэна Гампо в Тибете ввели письменность. Вообще, по заключению Ю.Н. Рериха, в Тибете было пять попыток ввести письмо. Но общепринятой стала система, разработанная Тонми Самбхотой. В 632 г. Сонцэн Гампо послал его в Кашмир. Будущий тибетский министр учился там письму и грамматике у индийских пандит (ученых). По возвращении в Тибет, он переработал пятьдесят индийских букв в тридцать тибетских согласных и четыре гласных. В основу алфавита были положены индийские письменности брахми и гупта, в основу системы падежей — система падежей санскрита. В системе грамматики, ранее использовавшейся в Тибете, которая возникла из системы страны Шангшунг, было много неудобных в использовании частиц и частей предложения. Тонми сильно сократил их число, сделав грамматику намного удобнее. Разработанный им письменный язык стал единым для всех тибетцев независимо от племенных различий разговорного языка.
В 634 г. тибетцы впервые атаковали дансянов (предков тангутов), находившихся в зависимости от Тугухунь — государства племен сяньби, вероятных предков монголов. Это государство занимало часть территорий современных китайских провинций Ганьсу, Цинхай, Сычуань и Синьцзян-Уйгурского автономного района. За семь лет до этого в Тугухунь приехали послы недавно образовавшегося китайского государства Тан (618 г.) для того, чтобы обезопасить танские пограничные области от нападений. Но тугухуньский хан не доверял китайцам. Он предложил заключить договор «хэ цинь» — «о мире и родстве»: прислать его сыну в жены танскую принцессу. В год нападения на дансянов тибетцы тоже прислали посольство в государство Тан. В ответ в Лхасу прибыло китайское посольство во главе с Фэн Дэцзя. Тибетцы, зная об отношениях Тугухунь и Тан, тоже просили для своего монарха танскую принцессу. Но китайцы воевали с сяньби и тюрками, а не с тибетцами, поэтому предмет для заключения мирного договора отсутствовал. Так что принцессы были отправлены в Тугухунь и к тюркам, а не в Тибет. По сведениям летописи «Красные анналы», тибетский царь в ответ пообещал прислать армию, взять принцессу силой, а Танское государство захватить. 12 сентября 638 г. тибетские войска вторглись в населенный дансянами округ Суйчжоу (современная провинция Сычуань), а в Чанъань — столицу государства Тан прибыл тибетский посол и пригрозил напасть на китайские земли. Теперь повод для договора появился. В декабре 640 г. тибетский сановник Тонцэн Юлсун привез в Чанъань 5 тыс. ланов серебра и несколько сотен золотых вещей. В марте следующего года он отбыл в Лхасу, сопровождая китайскую принцессу Вэньчэн. Путь в Лхасу занял несколько лет, и Вэньчэн стала женой Сонцэн Гампо лишь в 646 г. В течение примерно пяти лет царь не правил: эти годы правил Гунсон Гунцай, сын Сонцэна Гампо от его тибетской жены Монса Тичам (других сыновей у него не было). По обычаю, он взошел на трон, достигнув 13 лет. Но в 18 лет он умер, и Сонцэн Гампо вновь был обязан царствовать. Предполагают, что Сонцэн Гампо временно потерял власть в борьбе со своим влиятельным советником, но сумел одолеть его.
Вэньчэн привезла с собой статую Будды — Чжово Шакьямуни, более 10 тыс. тюков вышитой парчи, много ящиков с китайскими классическими книгами, книгами по разным технологиям, с различной утварью, помогла буддийским монахам Юйтяня (Хотан) и других мест приехать в Тибет для строительства буддийских монастырей и перевода канона. Но первой женой царя была непальская принцесса Бхрикути. Она привезла с собой изображения Майтреи, Тары и статую Будды в возрасте восьми лет.
Сонцэн Гампо поздравил танского императора Ли Шиминя (девиз правления — Чжэнь-гуань) с победой на востоке Ляонина. Следуя этикету своего времени, он отмечал, что император завоевал все стороны Поднебесной, и выражал желание совместно с другими подавлять бунты, поднятые против него. Это послание говорит о союзнических отношениях обоих монархов. Но некоторые историки делают из него странный вывод: «Эти факты говорят о том, что Сонцэн Гампо считал Тибет под управлением местной администрации династии Тан».
Женитьба тибетского царя на китайской и непальской принцессах была важным политическим актом. Но самым главным, несомненно, был духовный вклад обеих принцесс — в развитие буддизма в Тибете.
http://savetibet.ru/2010/03/10/ancient_tibet.html
Туры в Тибет в 2011 году
Информация о Тибете
Фото из путешествий по Тибету
Статьи о путешествиях в Тибет