Новости
19.02.2009: Индия. Миллионер из трущоб интригует любителей кино
81-я церемония вручения "Оскара", которая состоится 22 февраля, будет, по заявлению президента американской Киноакадемии Сида Гэйниса, "сильно отличаться" о81-я церемония вручения "Оскара", которая состоится 22 февраля, будет, по заявлению президента американской Киноакадемии Сида Гэйниса, "сильно отличаться" от предыдущих шоу. Главная же интрига, как и со времен самого первого дядечки с мечом, по-прежнему кроется в борьбе за звание лучшего фильма года. На этот раз наиболее ярких фаворитов - "Миллионера из трущоб" Дэнни Бойла и "Загадочную историю Бенджамина Баттона" Дэвида Финчера прокатчики довезли и до нас.
Посмотреть этого "Миллионера из трущоб" - все равно что прочитать пару страниц Милна и знать, что игрушкам его сына Кристофера - Винни, Пятачку, Иа, Тигре, Кенге и Ру - уже по 85-90 лет, но они все еще живы. Сидят себе в Нью-Йоркской публичной библиотеке на столе, покрытом зеленым сукном. Все вместе.
В этом фильме, говорят, есть почти все. Индия - страна контрастов, ворох искренних чувств, чудо. И в подарок пятьсот эскимо. 20000 рупий (почти полмиллиона долларов) Джамалу Малику - лопоухому сироте из трущоб Мумбаи и десятки наград создателям фильма.
Дэнни Бойла назвали лучшим уже многие критики, Ассоциация иностранной прессы Голливуда подкрепила свое мнение "Золотым глобусом" за "Лучшую режиссуру" плюс еще три награды - за "Лучший фильм", "Лучший сценарий" и "Лучший саундтрек". Семь наград британской кинотелеакадемии BAFTA, включая основные. Призы зрительских симпатий на самых знаменитых киноманских фестивалях в Торонто и Роттердаме.
Одна из последних наград вручена в воскресенье - Американская Ассоциация операторов наградила Энтони Дод Мэнтла за мастерскую работу в "Миллионере". Хотя до этого Мэнтл уже снял "Догвилль", "28 дней спустя", "Последнего короля Шотландии" и еще пару-тройку далеко небезызвестных фильмов.
Его работа втягивает в действие картины мгновенно. Здесь все краски в самом гармоничном беспорядке и точно такой яркости, какая бывает только после дождя. Ровно то же самое с воспоминаниями, эмоциями, чувствами. Основной идеей, в конце концов. Тысячи раз снятая десятками тысяч режиссеров история о том, что человек должен преодолевать все трудности, добиваясь своего счастья и, самое главное, оставаться при этом Человеком с той самой большой буквы "Ч", и тогда судьба, Бог, кто-то или что-то еще непременно вознаградит за это. В тысячу первый раз эта история рассказана Бойлом так, что от нее не хочется плеваться и протестовать против пошлости повторений.
Хочется ерзать в кресле, переживая за главных героев, кричать "Да беги же, беги! Быстрее!", говорить с экраном, подсказывая ответ на вопрос о мушкетерах, и досматривать до конца шедевральные титры.
И вроде бы реальные трущобы Мумбаи, в том числе Дхарави - крупнейшие трущобы Азии. Дети, которых заставляют просить милостыню, да еще и калечат для пущей выгоды. Грязь, нищета, страх. Но все ничего. Все хорошо, что хорошо кончается. А по-другому и не бывает. Потому что Джамал Малик - очень хороший человек. И ему очень везет. А еще он живет в Индии.
И потому лучше любого американца понимает, что будущее - это future, прошлое - past, а настоящее - perfect, что значит "совершенно". И жить нужно сейчас. Танцуя и радуясь. Принимая подарки судьбы и время от времени все-таки занимаясь hand made, что значит творить (в том числе и подарки) своими руками.
"Загадочная история Бенджамина Баттона" - картина, вызывающая огромное количество споров. И если основные претензии к "Миллионеру из трущоб" - это "все понарошку" и "Бойл снял образцовую "оскаровыбивалку", то к "Баттону" претензий куда больше.
Его ругают за неоправданный хронометраж в 166 минут, за неправдоподобный Мурманск, за "просто аттракцион". Финчера, уже вписавшего себя в историю кино образцовым триллером "Семь" и революционным "Бойцовским клубом", обзывают "господином оформителем" и обвиняют в том, что, сконцентрировавшись на технологиях, он напрочь забыл о сюжетной линии и прочих основных несущих конструкциях фильма.
Другие же называют фильм давно уже непопулярным словом "классика" или же дают 13 номинаций на "Оскар".
По сути, это действительно история. Далеко не загадочная, но, тем не менее, скрытая за туманом не таинственности, но чего-то другого, определенно более важного. По большому счету здесь не важна ни реалистичность Мурманска в 41-м, ни правдоподобность Парижа в 60-х, ни то, что XX век практически не врывается в фильм разрушениями, болезнями, полетом на Луну и всем остальным громыхающе эпохальным. Потому что эта картина - скорее сказка, а еще вернее - притча о простом и вечном. Универсальное высказывание о человеке, времени и смерти.
Один из немногих фильмов, где смыслы просты и понятны. Они высказаны естественно, просто, без кричащей морали, без спекуляций на эмоциях. Чтобы уловить их, не нужно вглядываться, вслушиваться, вдумываться. Нельзя повернуть время вспять, ничего нельзя предугадать. И исход у любого, живущего во времени, каким бы оно ни было, пусть даже и ведущим обратный отсчет, один. Этому фильму хочется просто отдаться. Посмотреться, как в зеркало, прочувствовать. И ничего больше.
И, по большому счету, все спорящие из-за этого фильма разделены на две простейшие группы: те, кто почувствовал, и те, мимо кого фильм просто прошел стремительно молодеющим Брэдом Питтом, рыжеволосой балериной Кейт Бланшетт, той самой высокотехничной, красивой картинкой.
Которую многим из нас, обладающим пресловутым клиповым сознанием, стремлением максимально использовать неподдающееся время, несущееся с никому не известной скоростью, уже очень трудно досмотреть до конца.
http://www.e-vid.ru