Новости
08.03.2011: Северная Индия. Мужчины и женщины
О женщинах Индии нужно говорить особо, потому, как не перестаешь удивляться их терпению, работоспособности и будто струящемуся внутреннему огню. Они всегда красиво и со вкусом одеты, украшены кто с ног до головы, а кто и с головы до ног в золото, либо в серебро. Некоторые - маленькими блестящими штрихами подчеркивают детали своего туалета. Восьмидесятилетие "бабульки" и десятилетние девочки, замужние дамы и девушки на выданье - все они тщательно следят за своим внешним видом, нарядами, чистотой тела, одежды и особенно за волосами - особой гордостью. Каждое утро происходит обряд чесания волос. Как правило, это делается в лучах восходящего солнца. Длинные пряди сначала моются, затем расчесываются первый раз, после этого смазываются чуть-чуть специальным маслом и вновь расчесываются уже более длительное время. Часто, проезжая мимо домов, видишь на плоских крышах , во дворах или на верандах молодых и не очень молодых женщин с распущенными по плечам волосами. Они совершают обряд расчесывания и их длинные, роскошные волосы, принимая живительный свет, блестят на солнце.
Индийские женщины - явление уникальное. Они - тайный предмет воздыхания и вдохновения. Их украшают и берегут, используют как рабочих лошадок и советуются, решая сложные проблемы. Они не имеют права без своих мужей надолго отлучаться из дома, потому что на их «плечах» все хозяйство. Они работают в поле, рожают детей, строят дороги и, при этом, являя себя этому миру истинным произведением искусства. Как-то, в автобусе, я обратила внимание на древнюю старуху. Она сидела в яркой бело-малиновой шали. На голове полыхал вишневый платок, из-под которого виднелись уши, свернутые под тяжестью многочисленных золотых серег. В обеих ноздрях носа блестели тяжелые тили - серьги и вся ее фигура согнулась то ли от старости, то ли под тяжестью длинных нитей бус в несколько рядов жемчуга, кораллов, бирюзы и других неизвестных камней. Но что самой удивительное было в старухе - это красная полоса по пробору седых волос, сделанная нетвердой рукой ее согнутого годами мужа. Такую полосу делают женам для того, чтобы показать окружающим, что женщина уже принадлежит своему "хозяину" и способна рожать от него детей. Старая кокетка, вероятно, отправилась в гости одна и муж "пометил" ее, чтобы ни у кого не было соблазна отобрать его собственность.
Во всех праздниках северной Индии, в основном, участвуют мужчины. Они и хороводы водят, многочисленных богов посещают и сопровождают, организовывают свадьбы и деятельно участвуют в них, посещают дома, где ушли из жизни родственники и наносят визиты родным, где родился новый человек. Больные друзья и дни рождения, многочисленные священные службы - все это ложится на крепкие мужские плечи. Мужья и сыновья сидят в лавках, служат в государственных учреждениях и занимаются ремеслом. В северной Индии мужчины имеют право на отдых. Женщина же должна все свое время уделять семье, дому и хозяйству. Очень редко ей удается «оторваться» от домашних дел и с мужем отправиться на праздник, либо к родственникам на семейное торжество. Мужья, конечно, помогают женщинам по хозяйству. Но в определенное ими время. Некоторые проводят в компании вечера за бутылочкой местного самогона и приходят домой, наполненные добротой и мудростью. "Love is God, God is Love" («Любовь - это Бог, Бог - это Любовь») - основа философии хмельного жителя северной Индии. А если жена недовольна ежедневным причащением мужа из источника мудрости, он, показывая на звездное небо, выдает еще один философский пассаж - "Шанти, мере пьяра" («Спокойствие, моя дорогая»). Понятие "шанти" также употребляется в индийской духовной практике. В Гималаях в "шанти" пребывают многие мужья.
Здесь растет чарес, или конопля, которую испокон веков курили, да и сейчас потягивают местные философы и служители бога Шивы. А после божественного" покоя, какая может быть работа? Женщины в деревнях покуривают "бири" - маленькие сигаретки из скрученного табачного и эвкалиптового листа. «Бири», по мнению местных специалистов, прочищает легкие и дает заряд энергии. Вот и бегают по горам, неся за плечами огромные корзины, гималайские жены, покурив "бири", а их мужья, собираясь вместе, пребывают в "шанти", остановив свои взоры на белоснежных вершинах гор.
Есть в одной из гималайских долин такой праздник, где мужчины и женщины собираются вместе и поют песни. В песнях женщины высмеивают своих мужей, а те в свою очередь должны достойно ответить. Такой словесный поединок длится всю ночь и проходит он только раз в год. Посмеются, поиздеваются, выскажут друг другу все что думают, и больше не будут выяснять отношений целый год. Семьи в Гималаях крепкие и царит в них тепло и терпение, потому что правит по негласному закону в своем маленьком государстве женщина - хранительница «Всенаполняющего огня жизни».
Марина Филиппова – историк, журналист, директор авторских программ ИТЦ «Кайлаш»
Фото - Валерий Гаркал и Марина Филиппова
Путешествия в Индию весной-летом 2011 года
Статьи о культуре и традициях Индии
Информация об Индии
Визы в Индию
Билеты в Индию
Информация туристам