Новости
11.03.2009: Тибет. Далай Лама. Поиск инкарнации, жребий, референдум. Справка
Далай-лама Тензин Гьятсо выступил с юбилейной речью по случаю 50-летия восстания в Тибете, в которой поделился гордостью за тибетскую молодежь, принявшую участие в мартовских беспорядках в Лхасе и других городах автономии в 2008 году.
Согласно буддийским верованиям, после своей физической смерти далай лама переселяется в тело одного из новорожденных. Поэтому после смерти далай ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации - маленького ребенка, который должен обладать определенными признаками и должен пройти испытания. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребенок отправляется в Лхасу (столица Тибета), где проходит обучение под руководством опытных лам.
Существует ряд признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение далай ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.
Процесс поиска нового далай ламы долог и сложен. Предыдущего, покойного далай ламу сажают на трон в забальзамированном виде и ждут, пока его тело изменит положение - обычно оно поворачивает голову. Потом следует гадание на водах священного озера, где можно увидеть отдельные буквы - по ним угадывается примерное название провинции Тибета, где нужно искать нового ламу. Туда отправляется специальная экспедиция из монахов.
В книге "Моя земля и мой народ" Далай лама XIV рассказал, что после смерти тринадцатого Далай ламы его тело, помещенное на трон в Норбулинке, летнем дворце Далай лам в Лхасе, было повернуто к югу, но через несколько дней заметили, что лицо его повернулось на восток. Кроме того, к северо-востоку от Лхасы были замечены странной формы облака, а на деревянном столбе с северо-восточной стороны храма, где находилось тело, вдруг появился громадный гриб в форме звезды. По традиции обратились за помощью и к священному озеру Лхамо Лхацо, озеру предсказателю, в чьих водах можно увидеть будущее. Много дней провела поисковая партия на его берегу, пока, наконец, на его глади не проступили три тибетских буквы: "А", "Ка" и "Ма", которые затем истолкуют как указание на то, что Далай лама родился в провинции Амдо ("А"), неподалеку от монастыря Кумбум ("Ка" и "Ма"). В подтверждение последнего озеро, по словам Далай-ламы, показало монастырь с зелеными и золотыми крышами, а также дом с лазурной плиткой. В этом доме и был обнаружен двухлетний мальчик, любимой игрой которого было "собирание вещей в тюки и отбытие с ними на игрушечной лошадке". Так в двухлетнем Лхамо Дхондрупе распознали воплощение Далай ламы XIII.
В своей автобиографии Далай лама XIV вспоминал: "Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому+ Ламы из поисковой группы пришли к нам и разложили передо мной, двухлетним, вещи, среди которых были несколько, принадлежавших покойному Далай ламе. Я сразу выбрал их из кучи и сказал: "Это мое". Так было определено, что именно в меня вселилась душа умершего, и я был признан очередным воплощением Будды".
Кроме того, будущий Далай лама XIV назвал по именам членов поисковой партии, а потом вдруг заговорил с ними на столичном лхаском диалекте, которого в этой жизни он никогда слышал, и потребовал отдать висевшие на шее одного из паломников четки тринадцатого Далай ламы.
После соответствующих испытаний Лхамо Дхондруп был признан реинкарнацией Далай ламы XIII. Возведение на трон Далай ламы XIV состоялось 22 февраля 1940 года в столице Тибета Лхасе.
Сложный ритуал поиска преемника в ламаистской церкви распространяется не только на далай ламу, но практически на всех его приближенных. Так, к примеру, случилось в середине 1980-х годов, когда скончался наставник Далай ламы XIV - 81 -летний Линг Ринпоче. Далай лама сам почувствовал, что дух учителя Линга возродился где -то на севере Индии, в Гималаях. На его поиски была отправлена многочисленная экспедиция во главе со слугой умершего. Побывав в разных местах на севере Индии, слуга отобрал четырех мальчиков. Каждому предложил на выбор четки Линга. Один из них коснулся четок и с радостным криком взобрался слуге на колени. В седьмой день седьмого месяца 1987 года ребенок был провозглашен седьмой реинкарнацией Линга.
До недавнего времени обязательным считалось вести поиск преемника умершего далай ламы внутри самого Тибета или близ его границ - в Индии или Непале. Также неукоснительно соблюдалась традиция, когда новым верховным монахом становился представитель мужского пола.
Первым, кто решился высказаться против этого, стал сам Далай лама XIV. Вначале в одном из интервью он заявил, что не видит ничего зазорного, если новым реинкарнируемым далай ламой станет женщина: "Женщин среди далай лам не было лишь потому, что в старотибетском обществе традиционно доминировали мужчины. Но даже столетия назад в Тибете имелись высокопоставленные женщины ламы".
В 2000 году Далай лама ХIV заявил, что, если во время его земной жизни Тибет не добьется независимости от Китая, к новой жизни он должен будет возродиться только на территории свободного государства. А именно - реинкарнируется в любой другой стране, возможно, не очень благосклонно настроенной к Китаю.
Правительство Китая, несмотря на отсутствие какого либо духовного статуса, пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецендент во время правления императора Цяньлун династии Цин, который применял процедуру выборов далай лам и панчен лам с помощью жребия, золотой урны и шариков с именами.
В ноябре 2007 года Далай лама высказал мнение о том, что до его смерти буддисты Тибета должны избрать его преемника с помощью референдума, а не традиционным способом, когда на роль преемника выбирается ребенок. Духовный лидер тибетцев не уточнил, какую именно форму будет иметь предполагаемый референдум.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
http://www.rian.ru