Новости
05.11.2018: На Сотбис выставят картину грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани
На одном из самых крупных и авторитетных аукционных домов в мире - Сотбис выставят на продажу картину грузинского художника-примитивиста Нико Пиросмани «Грузинка в лечаки». Картина будет представлена на «неделе русских торгов» 27 ноября 2018 года в Лондоне. Первоначальная стоимость лота - 500 - 700 тысяч фунтов. Надо отметить, что в этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Нико Пиросмани, который всю свою жизнь в бедности прожил в Грузии, где сейчас в Тбилиси и селе Мирзаани находятся мемориальные музеи.
О картине "Грузинка в лечаки". Лечаки - накидка на голову, которая в прошлом в Грузии была частью женской одежды.
Австрийский писатель Стефан Цвейг познакомился с творчеством Нико Пиросмани в 1928 году во время визита в Москву на празднование столетнего юбилея со дня рождения Льва Толстого. Цвейг был большим поклонником примитивистского искусства . Он увидел работы Пиросмани в Третьяковской галерее, позднее написав ‘[в галерее] встречаешь совершенно неожиданный массив великолепных русских картин, совершенно неизвестных нам здесь [в Европе] " (С. Цвейг, Рейзе нах Руссланд, 1928). Он заявил, что Пиросмани станет "настоящим открытием для Европы" и прозвал художника "великим Пиро" (Дневник Григола Робакидзе, 13 сентября 1928 года). Цвейг во время поездки приобрел картину Пиросмани «Грузинка в лечаки», которая быстро стала его любимой. Она висела в его доме в Зальцбурге до его эмиграции из Австрии в США.
После смерти Цвейга в 1942 году картина оставалась во владении его первой жены Фридерике Марии Цвейг, пока не была подарена доктору Гарри Зону в 1953 году. Доктор Зон, основатель Международного общества Стефана Цвейга и друг Фридерике, в 1981 году подарил картину комнате Цвейга в библиотеке Рида в колледже государственного университета в Нью-Йорке, где она и оставалась до этой продажи.
Пиросмани был "открыт" в Грузии в 1912 году футуристами Ильей и Кириллом Зданевичами, которые организовали отправку нескольких его работа в Москву в 1913 году на выставку авангардистов, в которой участвовали Наталья Гончарова и Михаил Ларионов. Подход Нико Пиросмани к живописи был захватывающим, потому что он расширял границы того, что считалось "приемлемым" искусством. Это неизбежно вызывало насмешки консервативных критиков, которые высмеивали неспособность художника рисовать "правильно".
Пиросмани вел очень замкнутую жизнь и не имел художественного образования. Он был художником-самоучкой. Жил в Тбилиси и зарабатывал сущие гроши, украшая интерьеры питейных заведений и расписывая вывески магазинов, часто принимая еду и напитки вместо оплаты. Нико Пиросмани рисовал непосредственно на материале, наиболее доступном для него, таком как скатерти, принадлежащие заведениям в которых он работал. По мере того, как его работы стали привлекать все большее внимание, Пиросмани скрылся от толпы любопытных и жил в подвалах, что только подпитывало атмосферу таинственности, которая стала ассоциироваться с его именем. Художник скончался в Тбилиси в 1918 году.
Его необработанная эстетика вдохновляла поколение грузинских и российских художников, стремившихся вырваться из академического застоя традиционных художественных школ. Картина "Грузинская женщина в лечаки" - одна из серии "грузинских женщин", написанных Пиросмани, большинство из которых в настоящее время находятся в Государственном музеи Грузии. Есть незначительные вариации этой картины.