Новости
21.11.2018: Мои любимые черепа! Фестиваль Фиеста де лас Ньятитас в Боливии
В пасмурный ноябрьский день, Хуан Чипон тихо шел в церковь на главное кладбище Ла-Паса – столицы Боливии, неся украшенный череп своего отца. Хотя это может звучать как начало фильма ужасов, но Хуан был счастлив и улыбался, смотря на череп, который был покрыт цветочными венками. За Хуаном шли другие жители столицы, также неся искусно украшенные черепа. Местная женщина по имени Мариэла гордо несла череп своего дяди в байкерской шляпе. В одном из его передних зубов блестел алмаз.
- Да, это настоящий алмаз! – пояснила женщина, оскорбленная мыслью, что это может быть подделка.
Далее шествовала подруга Мариэлы с большим подносом, где красовались четыре черепа умерших родственников. Процессия из тысячи людей с черепами представляли часть самого необычного в мире ежегодного фестиваля Фиеста де лас Ньятитас - связи между живыми и мертвыми.
Черепа здесь называют ньятиты (что примерно означает "маленькие курносики"). 8 ноября ежегодно их выставляют напоказ всем ныне живущим. Во время Фиеста де лас Ньятитас живущие родственники, таким образом, благодарят мертвых, которые предоставляют свои черепа, за дружбу и служение. Здесь, на высокогорном плато Анд, смерть никогда не была фаталистической концепцией; те, кто умирает, просто переходят в другую фазу жизни и все еще находятся в семье или социальной группе. Многие считают, что содержание ньятиты в своем доме приносит большую пользу, поскольку считается, что мертвые имеют возможность помогать тем, кто еще жив. Череп может обеспечить безопасность дома, обеспечить внутреннее спокойствие, помочь студентам в их учебе и просто дать мудрый совет.
Ньятита может быть черепом родственника, но также часто являются черепами незнакомцев, полученными из медицинских школ или на старых кладбищах. И эти черепа раскрывают личность своему новому владельцу во сне. Обычно они хранятся в домашних святынях, но на праздник возвращаются на кладбище, где им организуется веселая месса. На главном кладбище, где проходит самое большое торжество, мероприятие является настоящим посмертным показом мод. Многие черепа носят очки или шляпы, в то время как другие стилизованы под тех, кто их хранит. Каждый стремится показать свои ньятиты в самом привлекающем виде, таким образом продемонстрировать любовь и уважение к мертвым. К середине дня, когда праздник в самом разгаре, территория кладбища буквально наводнена черепами. Люди бродят среди них и приносят самые необходимые вещи – сигареты, листья коки, лепестки цветов и венки. А пригуливающиеся среди толпы музыканты добавляют нотку какофонии, играя громкую боливийскую танцевальную музыку.
Корни фестиваля этнографы находят в доколумбовой Америке. Но современный фестиваль начали праздновать лишь в начале 20-го века. Никто толком не знает историю возникновения праздника. Но это никого не смущает! Собравшись на кладбище в компании такого количества черепов, местное население делает акцент не на прошлом и определенно не на смерти.
- Речь идет о жизни, о будущем, о благодарности и связи, - объясняет Захина, глядя с любовью на четыре черепа, которые установлены на временном алтаре кладбища, - в вашей стране, возможно, мертвые действительно умирают, но здесь смерть не окончательный уход. Это не противоречие, потому что мертвые мертвы настолько, насколько вы им позволяете. Для нас, мертвые по-прежнему являются очень важной частью нашей жизни.
Тур в Перу и Боливию: древние цивилизации и пустыня Уюни
Боливия: святые места индейцев
Тур в Боливию и Чили. Озерные земли Латинской Америки