Новости
24.04.2019: Искусство тханка: сказ о тибетской семье
Норбу Сидар, мастер тханка, провел свои подростковые дни, читая обширные сутры из буддийских писаний, и следил, чтобы его племянники Кончоге и Церинг делали то же самое. Рожденные в семье художников своеобразной тибетской иконы в Ксигазе, они следовали по стопам своих предков, чтобы продолжить ремесло.
Тханка (thangka) - тибетский буддийский свиток на религиозные тибетские темы на хлопке или шелке, расписанный красками, включающими минеральные и органические пигменты, полученными из коралла, агата, сапфира, жемчуга, золота и других минералов. Цвет росписи остается на протяжении веков. Некоторые тханка могут датироваться 10-м веком. Обычно на них изображают буддийские божества.
Норбу Сидар - известный мастер школы Менсар в Тибетском автономном районе. Менсар - одна из четырех школ тханка, уделяющая особое внимание продуманности буддийских образов, ландшафта, животных и одежды. Он возглавляет тибетскую Академию тханка в центре Лхасы, предлагая бесплатные занятия заинтересованным кандидатам, особенно тем бедным, но талантливым ученикам из его родного города Шигадзе.
Кончоге, заместитель своего дяди, тоже успешный художник. Он часто часами сидит перед стойкой художника для практики и хочет стать признанным мастером.
«Чтобы нарисовать тханка, нужно приложить силу глаз, рук и сердца, с предельной чистотой в сердце и настойчивым вниманием к деталям», - говорит Кончоге.
Норбу Сидар и Кончоге являются четвертым и пятым поколениями художников из семьи Тутопов, которые жили около 100 лет назад в деревне Ташиганг, округ Лхазе в Сигазе. Тутоп изучил основы живописи, когда работал на семью в Лхасе. Через несколько лет он создал свой собственный стиль и начал передавать ремесло. Его сын Дава Дондруп, художник второго поколения семьи, был одаренным художником и был приглашен для ремонта старинных росписей в главном зале Сагийского монастыря. Дава Дондруп, дед Сидара, вдохновлял и обучал мальчика.
«Когда я был маленьким, мой дедушка почти все время рисовал», - сказал Норбу Сидар.
В возрасте 12 лет, Норбу Сидар уже знал, многие сутры наизусть.
«Я думал, что читать книги очень скучно, но пожилые люди в моей семье продолжали проверять мои декламации. Меня бы отругали, если бы я расслабился», - поделился художник своими воспоминаниями.
Норбу Сидар использует ветви ивы, чтобы нарисовать на доске белый пигмент, прежде чем перейти к практике окраски и завершения линий для тханка. Он учился у деда шесть лет.
«Рисунки на тханка геометрические и оставляют мало места для творчества, поэтому практика - единственный способ сделать их идеальными», - отмечает Норбу Сидар.
В 1980-х годах Норбу Сидар участвовал в проекте ремонта и реконструкции в монастыре Ташилунпо в Шигадзе, где оттачивал свои методы рисования с опытными художниками. Он говорит, что самое трудное - это глаза.
"Даже самая тонкая линия имеет значение. Каждый росчерк пера говорит об уровне мастерства для тханки и этот уровень очень разный".
Позже Норбу Сидар отреставрировал фрески в монастыре Сера и монастыре Дрепунг в Тибете и стал квалифицированным реставратором. С 2005 по 2015 год он работал самостоятельно во дворце Потала - реставрировал фрески 18-го века. С это работой могли справиться только лучшие реставраторы.
"Некоторые линии исчезли, и изображения едва можно было разобрать. Мне пришлось читать книги, разбираться, чего не хватает, рисовать в альбоме, прежде чем я приступил к работе", - рассказывает Норбу Сидар.
Двухэтажное здание Академии, где преподает мастер, находится на улице Паргор в центре Лхасы. Около 40 студентов разделены на начальный, средний и высокий уровни. Занятия проводятся бесплатно. Некоторые ученики после изучения основ живописи уходят, чтобы найти работу, но студенты, такие как Тензин, имеют намерение стать мастерами. Тензин, 24-летний студент из бедной семьи в Лхасе, провел семь лет, посещая занятия с Норбу Сидаром. Академия, поддерживаемая государственными средствами, дает ему 2000 юаней (около 298 долларов) каждый месяц в качестве пособия. Одну пятую он оставляет себе, а остальные отсылает родителям.
"Я хочу использовать кисть, чтобы изменить свою жизнь и жизнь семьи, но прежде чем смогу это сделать, я должен быть действительно хорош в навыках", - говорит студент.
Мягко говоря, Норбу Сидар бескомпромиссен, когда дело доходит до обучения.
"У одной тханка могут быть сотни изображений божеств, поэтому линии имеют решающее значение. Минимальная ежедневная практика составляет семь-восемь часов в течение двух лет. Это требует больших усилий, чтобы правильно работать с линиями", - объясняет Норбу Сидар.
В 2006 году тханка была включена в список национального культурного наследия. Этот статус дал искусству сильный импульс. В настоящее время более 10 000 человек работают в этом направлении. Государственные средства на охрану наследия и выручку от продажи картин помогают покрыть эксплуатационные расходы Академии. Ежегодно в академии проводится семинар для проведения научных обменов, исследований и обучения. За эти годы академию окончили более 300 мастеров.
Хотя многие магазины в Лхасе продают недорогие тханка неискушенным туристам, Норбу Сидар и Кончоге настаивают на медленном и традиционном способе, используя мастерски сделанные кисти из конского, козьего и кошачьего волоса.
"Искусство тханка, как одной из жемчужин тибетской культуры, должно быть передано и возрождено в новое время. Я надеюсь, что мои ученики унаследуют культуру и передадут стойкий дух, воплощенный в искусстве", - говорит Норбу Сидар.
Тибетский треугольник (Самье, Лхаса, Гьянтсе, Шигатсе)
Восточный Тибет: Мистерия Чам в провинции Амдо