на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

24.08.2019: Фестиваль Гатанх Муга (Гатамуга) в Непале

Фестиваль Гатанх Муга (Gathamuga) в Непале отмечается фермерами в долине Катманду с незапамятных времен и посвящен он «официальному» прощанию с потусторонними силами или полезными демонами.

Ранние поселенцы долины Катманду, вероятно, решили остаться здесь из-за большого сельскохозяйственного потенциала. Дно долины было обогащено водами девственного озера, которое существовало над ним в течение тысяч лет, прежде чем оно медленно истощилось. Со временем, когда поселение превратилось в сложное общество, сформировалась особая культура, породившая множество традиций и ритуалов, которые вращались вокруг аграрного образа жизни населения.

Традиция Гатанх Муга (Гатамуга) - это одна из таких практик, которая пережила бесчисленные века. В последние годы основные непальские СМИ ошибочно и безответственно связали Гатанх Муга с легендой о демоне Гантакарне. Демон, возможно, был родом из Каши (Индия), и, похоже, это сошло ему с рук. Мы о нем писали в одном из сообщений (12 августа 2018 года). В действительности культ Гатамуги является коренным для долины Катманду (также называемой непальской мандалой) и имеет значение, которое глубоко укоренилось сельскохозяйственном образе жизни и средствах к существованию людей долины. Этот смысл теперь почти потерян.

История начинается в июле с начала сельскохозяйственного сезона, когда в Непал приходят сильные муссонные дожди. Сочетание обилия высоко пахотных земель и экологических условий, благоприятствующих сельскому хозяйству, обеспечило процветание сельского хозяйства в долине Катманду с древних времен. Жители долины, однако, постоянно сталкивались с нехваткой рабочих рук. Численность трудоспособного населения долины просто не была достаточно большой, чтобы занять обширные сельскохозяйственные угодья, которые нужно было обрабатывать, поливать, сеять, пропалывать и ухаживать – все в течение короткого промежутка времени (около месяца) во время пика муссонных дождей. Нехватка продовольствия и возможный голод были неизбежны через несколько месяцев, если не засеять большое количество земли. Нехватка была настолько серьезной, что даже если в семье случалась смерть во время сельскохозяйственного сезона, тело умершего родственника хранилось в темном углу на первом этаже, пока у членов семьи не освободиться время, чтобы выполнить похоронные обряды.

Чтобы справиться с этой нехваткой рабочей силы, в начале земледельческого сезона фермеры с помощью тантрических церемоний призывали сверхъестественных духов, которые давали им сверхчеловеческую физическую силу и таким образом позволяли им изо дня в день трудиться на своих рисовых полях, пока работа на плантации не закончится. Эта практика, по-видимому, вполне адекватно решала проблему нехватки рабочей силы. Однако следующей проблемой, которая возникала, было избавление от духов после того, как они выполнили свою задачу предоставления дополнительной мышечной силы фермерским рукам. На четвертый день убывающей Луны месяца Шраван (середина августа) в веселой атмосфере празднуется красочный фестиваль, чтобы попрощаться с этими полезными духами, пока их вклад не будет снова востребован годом позже.

Как проходит этот фестиваль? Высокий манекен, сделанный из обычных растений, устанавливается на перекрестке. На нем – красочная, но грозная маска. Каждое домашнее хозяйство в этом районе вкладывает маленькую тряпичную куклу в это грозное чучело. Куклы представляют нежелательных духов, проживающих в доме. Местный бродяга, чье тело выкрашено в гротескные цвета, обязан целый день присматривать за нелепой статуей. В качестве оплаты за свою работу злополучного бродягу кормят до упаду взбитым рисом и йогуртом. Прохожие и владельцы близлежащих магазинов дают ему милостыню. С наступлением сумерек внушающую благоговейный трепет фигуру, ныне представляющая собой свод всех нежелательных сил, обитающих по соседству, бесцеремонно тащат вниз к ближайшему берегу реки, рядом следует разукрашенный бродяга. Среди хаоса, громкого улюлюканья и насмешек зевак попрошайка задолго до того, как дикий парад достигнет реки, тихо ускользает от хриплой толпы, прикарманивая дневной заработок. Чтобы противостоять риску столкнуться с нежеланными духами, которые рыщут в каждом уголке города, люди носят железные кольца, поскольку железо, как полагают, отпугивает злые силы. Под этим предлогом за несколько дней мелкие продавцы делают бойкий бизнес от продажи всевозможных металлических украшений.

Ночью старший мужчина каждого дома, распевая мантры, выполняет тантрический ритуал вбивания трехзубых железных гвоздей в главные двери дома. Члены семьи окуривают все комнаты дома густым дымом от белого и черного горчичного семени, сожженного над углем в небольшом глиняном горшке. Хотя эта процедура символически изображает изгнание любых остатков вредоносной энергии из дома, горчичный дым является сильным инсектицидом, который, несомненно, помогает устранить нежелательных вредителей, появившихся во влажный период. Наконец, на перекрестке улиц выставляется подношение из вареного риса, шелухи и сырых легких буйвола, чтобы успокоить ушедших духов, признавая, что их услуги будут запрошены в следующем году. Как только этот ритуал подношения, известный как Бу Вайегу завершен, двери плотно закрываются, и никто не рискует выйти в ту ночь. Считается, что практикующие колдовство и люди, ищущие темное знание в эту ночь особенно активны в посещении похоронных площадок.

После того, как сельскохозяйственный сезон закончится, люди смогут позволить себе уделять внимание повышению качества своей жизни. Гатамуга знаменует собой начало фестивального сезона. Множество религиозных и культурных событий происходят в быстрой последовательности в течение следующих нескольких месяцев.

Оригинал новости

Фестиваль Гантакарны в Бхактапуре (Непал)

Загадочный Непал

Короткий тур в долину Катманду

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Facebook, В контакте, Twitter, Instagram

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2019 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484