Новости
16.01.2020: Мексиканская керамика талавера
Процесс изготовления талаверы из мексиканских городов Пуэблы и Тлакскалы вошел в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества. Такое решение было принято на 14 сессии Межправитльственного комитета по охране нематериального культурного наследия в столице Колумбии Боготе.
Талавера - мексиканская и испанская гончарная традиция, названная в честь испанской гончарной фабрики Talavera de la Reina, из Талавера-де-ла-Рейна. Мексиканская керамика представляет собой тип майолики (фаянса) или оловянной глазурованной фаянсовой посуды, с белой глазурью в основе. Она происходит из города Сан-Пабло-дель-Монте (в Тласкале) и городов Пуэбла, Атликско, Чолула и Текали (четыре последних - в штате Пуэбла). Именно там находится подходящая для производства глина, из которой, начиная с 16 века, и делалась посуда, а также облицовочные материалы.
Большая часть этой керамики первоначально была синего цвета. Позже в изделиях стали появляться желтые, черные, зеленые, оранжевые и лиловые цвета. Майолика была привезена в Мексику испанцами в первом веке колониального периода. Производство этой керамики стало развиваться в Пуэбле из-за наличия мелкой глины и спроса на черепицу со стороны активно строившихся в этом районе церквей и монастырей. Производство керамики выросло настолько, что к середине 17-го века были установлены стандарты и гильдии, которые так улучшили качество, что Пуэбла стала знаменита уже к середине 17-го века. Столетний период (1650 – 1750 гг) называют «золотым веком» керамики талаверы. По традиции, которая сложилась в Мексике, керамику стали называть Талавера поблана, чтобы отличить ее от одноименной керамики из Испании. Это смесь итальянских, испанских и местных керамических техник.
Традиция производства керамики талавера стала исчезать со времен Мексиканской войны за независимость в начале XIX века, когда число мастерских в штате Пуэбла сократилось до восьми производств. Благодаря усилиям художников и коллекционеров в начале ХХ века ремесло несколько оживилось, что позволило составить значительные коллекции керамики талаверы в Пуэбле, Мехико и Нью-Йорке. Дальнейшие усилия по сохранению и продвижению ремесла были предприняты в конце 20-го века. Были введены новые декоративные конструкции и принят закон Denominación de Origen de la Talavera, который защищал подлинные изделия, сделанные оригинальными методами 16-го века.
Процесс ручной обработки занимает от трех до четырех месяцев. Процесс рискованный, потому что кусок может сломаться в любой момент. Этот процесс настолько сложен и сопряжен с возможностью непоправимого ущерба, что в колониальные времена ремесленники использовали особые молитвы во время обжига. Сложность процесса делает талаверу в три раза дороже других видов керамики. Из-за этого производители талаверы оказались под давлением имитаций, которые «приходят» из Китая или других частей Мексики. Глазурованная керамика из других частей Мексики называется майоликой.
Подлинная талаверская керамика поступает на продажу только из Талавера-де - ла-Рейна (Испания), городов Сан-Пабло-дель-Монте, Пуэбла, Атликско, Чолула и Текали (Мексика), поскольку там сосредоточены необходимые глины, а также сохранена традиция ремесла. Все куски вручную помещаются на гончарный круг, а глазурь содержит олово и свинец, как это было использовано в производстве колониальных времен. Глазурь должна быть слегка пористой и молочно-белой, но не чисто белой. Есть только шесть разрешенных цветов: синий, желтый, черный, зеленый, оранжевый и лиловый. Применяются только природные минеральные пигменты. Окрашенные рисунки имеют размытый вид, так как они слегка сливаются с глазурью. Основание, та часть, которая касается стола, не застеклена, она обнажает терракоту. Внизу обязательно должна быть надпись, содержащая следующую информацию: логотип производителя, инициалы художника и местонахождение производителя в Пуэбле. Каждое производство должно дважды в год проходить проверку производственных процессов. Образцы подвергаются шестнадцати лабораторным испытаниям в международных сертифицированных лабораториях. Только изделия из мастерских, которые соответствуют стандартам, могут иметь подпись гончара, логотип мастерской и специальную голограмму, удостоверяющую подлинность изделия.
Перевод - Марина Филиппова