Новости
14.05.2009: Индийские гости. Легенды и мифы воронежского края
Тихо звучит колокольчик на шее переднего верблюда, на котором сидит укутанный в запылённые одежды седовласый купец. Немилосердно палит солнце, и кажется, что своими лучами оно хочет растопить и его, и весь караван. Иногда появляются всадники в остроконечных бараньих шапках. Тогда караван останавливается, купец медленно лезет в свои одеяния и вытаскивает золотую табличку-пайзу, которая служила пропуском.
Незваные гости уходят, и всё начинается сначала.Дорога, жара и надежда на близкий отдых… Сидя на высоком седле, купец старался не замечать ни всадников, ни половецких могил с их высокими каменными «бабами». Он весь был погружен в мысли. Далека дорога из Дели до берегов Дона… На память приходили строки из стихотворения поэта Масуда Сада Салмана из Лахора, воспевавшего боевые доспехи из земли руссов. Он знал Мухаммеда Авфиза, описавшего путь из Индии и земли славян. Ему пришлось читать сочинение Мубаракшаха Марварварруди «Тарих и Фахруддин», где говорится о руссах и их реке Дарье и Рус (Волге). И сам он бывал уже здесь и привозил отсюда мечи, льняное полотно (катании-и-руси), высоко ценившееся у вельмож и служившее почетным даром…
Может, был в действительности такой купец, а может, не был. Трудно с достоверностью утверждать это через сотни лет. Но его современник ибн-Батута сумел побывать на Руси, пройдя всю Азию и Африку. Да и не он один был пришельцем из далеких земель. С помощью купцов люди познавали тогда другие страны.
В XIV столетии какая-то часть Среднего Подонья входила в состав государства Кок-Орды (Синей Орды), которое поддерживало тесные связи с Индией. Поэтому русский летописец указывал на «Синюю Орду, иде близ Индеи». На протяжении длительного времени население Подонья было связано с далеким восточным государством.
В 1895 году в одном из курганов возле села Воробьевки (ныне Бутурлиновского района Воронежской области) было найдено серебряное изображение головки слона, которое, как предполагают исследователи, относится к VIII веку.
На территории Воронежской области отыскали и статуэтку богини Дурги с санскритской надписью 1169 года. (Аналогичны находки у Острой Луки, возле Куйбышева, и на Урале, возле Троицка).
В 50-х годах XIX века возле села Гвазды была извлечена из земли буддийская статуэтка непальской работы 1306 года, о чем свидетельствует надпись на ней. По всей вероятности, торговые пути по территории Подонья шли с юга и востока. О первом из них говорит находка на городище Маджары (возле Ставрополя на Куме) золотой монеты правителя Дели Мухаммеда Тиглака, относящейся к XIV столетию. Интересно отметить, что архитектура этого городища близка к остаткам мусульманских зданий на Битюге. О восточных связях наших предков свидетельствует известная китайская карта начала XIV века. На ней в северо-западной части Монгольской империи после названия Алан-Аси (аланыясы) и Киньча (Кипчак) указывается государство Олосы (Улосы, Улусы), название которого происходит, очевидно, от слова «урус» («русский»). Здесь, в Подонье, находились некогда города Урус и Урусчук, о которых сообщают персидские историки в связи с походом Тамерлана в 1395 году. В китайской летописи этого периода «Юаньши» упоминается город на Руси под названием Майкьесе – это, вероятно, Мохша (Наровчат).
О Руси на Востоке знали не только от купцов, торговый путь которых начинался в горах Непала и шел по Китаю, среднеазиатским пустыням и половецким степям, но и от гвардии монгольских императоров, состоявшей из русских людей. Возможно, от посещений воронежских мест возникла казахская легенда о том, что на Руси правила дочь Чингис-хана. Легенда эта записана во второй половине XIX века в южно-сибирских степях видным востоковедом В.Радловым. Ведь в Подонье бытуют десятки преданий, связанных с дочерьми татарских ханов, по имени которых названы, вероятно, реки Хава, Усмань, Татарка и другие. Возможно, они отражают какое-то историческое событие, не дошедшее до нас, но запечатленное в народной памяти на одном из участков торговой трассы Подонье – Средняя Азия – Китай – Непал – Индия.
Современный индийский историк С.Н.Дас Гупта считает, что «находки на озере Ильмень и в других областях России индийской утвари, монет и предметов, украшенных индийскими орнаментами, явно свидетельствуют о проникновении и постепенном распространении индийской культуры вместе с индийскими товарами, отправляемыми в важнейшие русские торговые центры». Они попали и на берега Дона, где в XII-XIV веках существовала крупная и развитая в экономическом отношении область под названием Червленый Яр – с селами, городами и монастырями. Через нее пролегали кратчайшие торговые пути из стран Востока в Киев и Волжскую Булгарию, в Ростово-Суздальское княжество и Рязань, а оттуда – в далекий Новгород.В период татаро-монгольского ига Червленый Яр входил, возможно, в состав Синей Орды. Татарские царевичи, построившие здесь каменные мечети и дворцы, носили индийские украшения. На скелете из мавзолея-мечети села Мечетки был обнаружен амулет – печать из сердолика, который обычно привозился из Кашмира или Ирана. Может быть, в этих городах и селах, как и в других местах России, зачитывались «Сказанием об Индийском царствии» и дивились всем небылицам, описанным там. Или же заслушивались протяжным пением гусляра о сказочных богатствах индийской земли.
Автор: Анатолий Кожемякин
Источник: «Воронежская неделя», № 19 (1900), 23.05.09г.