Кора вокруг Кайласа (отзыв Марины, сентябрь 2023)
авиабилеты | визы | фото |
Моё паломничество началось давно, в 2013 году. На сессии с одним специалистом я в состоянии транса показала на карте те места, где буду налаживать сотрудничество, искать партнёров (я хотела заняться мебельным бизнесом с Китаем) - указала на Лхасу и еще видела, что там будет большое озеро (теперь убеждена, что то было о.Манасаровар). Эту карту, моё состояние я запомнила навсегда, хотя так и не начала мебельный бизнес. Второй зов я услышала в пути, будучи за рулём, в начале 2018 года. Просто как гром среди ясного неба: "ЛХАСА". Поисследовав интернет, я узнала, что индивидуально поехать в Лхасу невозможно, там особые разрешения и только для групп. Был и третий раз, когда я осознала, что это зов именно Кайласа, звучащий для меня из Тибета. Произошло это после восхождения на Эльбрус в сентябре 2018 года. Я и горы? Нет, это невозможно. Но горы имеют умение звать, и так, с Эльбрусом, они возникли в моей жизни. После восхождения я вдруг явственно поняла, что меня звал и зовёт Кайлас.
И вот, в конце 2019 я уже полностью выкупила тур, мы должны были ехать в апреле 2020го, как грянула пандемия. Фантастика! Наверное, вы знаете, что ехать на Кайлас лучше с запросом. Так вот мой запрос 2020 года и 2023 - это разные запросы двух разных людей. Запрос 2020го разрешился сам, с Божьей помощью. Хотя этот запрос - один из самых главных в жизни женщины. И непосредственно к этому паломничеству-2023, когда открылись границы, когда мы поняли, что едем (!), я подошла другим человеком, эти три года моя жизнь менялась со скоростью света. У меня был особый опыт, который я желаю пройти каждому человеку- опыт безусловной любви, открытости людям, миру, помощи, сострадания... И вот таким стал мой запрос к Священной горе – обрести это состояние, жить так, как мне посчастливилось, хоть и недолго.
Ехать я решила только со Светланой Паша, другие варианты просто не рассматривала. На то была одна веская причина – участник допандемийной коры одной лишь фразой убедил меня: «Если на кору – то только со Светланой». Я убедилась, что это действительно так. Светлана верила в каждого из нас, хотя группа была максимальной наполненности (14 человек) и настолько разная по своему составу, состоянию здоровья, устремлениям, что лавировать в этом потоке могут только прирожденные гиды.
Хочу отметить, что поездка действительно физически сложная. Даже если вы ходите в горы, даже если бываете на восхождениях. И вся поездка в целом, и непосредственно кора, как апогей происходящего. Я уверена, что такое давление на физическое состояние необходимо для внутренних трансформаций. Легкая прогулка в летний прохладный вечер так точно не сработала бы.
Все начинается с высадки в Лхасе. Высота 3600. Пишу и начинаю глубоко дышать! Там сразу чувствуется гипоксия. А потом наступает первая ночь в монастыре, когда часть группы не спала, гуляла (активность помогает справиться с гипоксией), часть спала с трудностями, единицы спали хорошо. Но и это еще ни о чем не говорит, так как на коре вы все равно будете проживать то, за чем приехали.
Я очень хотела погрузиться в религию буддизма, ощутить дух Будды, до поездки читала «Тибетскую книгу живых и мертвых». Да, отчасти это удалось, потому что монастыри Тибета очень аутентичны в своем историзме, запахах, ритуалах, огромных статуях Будд. С другой стороны, темп поездки был очень высокий, в каждом месте мы были один день. Это придавало калейдоскопичности происходящему. Невозможно было остановиться, вздохнуть, что-то осмыслить, «помедитировать» в широком смысле слова. Допускаю, что это про мой личный темп осмысления. В Лхасе мы были два дня. Дворец Потала – да. Внешне очень красивый, сколько ступеней мы преодолели в нем – не сосчитать! Но больше сакральности было в монастыре Дрепунг в центре старого города. Каждый раз поражаешься силе воли тибетцев, делающих простирания вокруг монастыря. Очень хотелось задержаться, от и до прожить практику буддийской молитвы. Благовония, ритм барабанных инструментов – прямой путь в транс - и хотя бы какую-то остановку в этом калейдоскопе!
В Лхасе можно было докупить что-то из спортивного, туристического. Но многие магазины не выдержали пандемии, были закрыты. Выбор был не такой уж большой, но был. По ценам – выше московских. Кстати, это было первое шокирующее открытие. При первом взгляде на образ жизни, быт тибетцев кажется, что ты находишься примерно в Средней Азии и сейчас сможешь вкусно и совсем недорого поесть в местной «чайхане». Не тут-то было. В самой Лхасе и крупных городах, в принципе, стоимости за обед были хоть как-то удобоваримы, но далее, при переездах между городами (по 6 и более часов) в мелких поселках стоимость обеда доходила до 100 юаней (примерно 1300 рублей) за суп с овощами и чашку риса. Вот это не укладывалось в голове, ребята из группы искали кафе рядом, а не те, в которые вез тибетский гид, и обедали там по совсем иным ценам. Да, когда заходишь в ресторан в Москве, фешенебельный, с мебелью и вышколенными официантами – такая стоимость за простейшие блюда не вызывает шока. Но кафе в Тибете – это особые места. Простой стол с приколоченной клеенкой, ощущение некоторой антисанитарии (хотя, конечно, это не так)…
Что касается еды – обязательно берите сублиматы. Примерно через неделю я стала есть тибетскую кухню (вегетарианскую) с нейтралом, переходящим в отвращение, а через 10 дней мечта была только одна – приехать домой и поесть родной, «нормальной» еды! Рис, лапша, овощи, рис, лапша, овощи, странноватый бульон от лапши и овощей, рис, лапша, овощи. Все мы едим дома рис, лапшу, овощи, но вкусовые оттенки у каждой нации свои. В Тибете они специфические. Поэтому берите хорошие сублиматы (гала-гала располагает вкусным ассортиментом отечественных вкусных сублиматов!) хотя бы из расчета на половину поездки – на 1,5 недели.
Продолжая тему общественных мест типа WC в Тибете… Про них можно говорить, но не хочется. К этому невозможно привыкнуть ни при каких обстоятельствах, но и не нужно. Ведь мы ехали за духовными поисками или знакомством с культурой. По части WC культура пока не на уровне, этого и не ждешь, но и к зрелищам, что довелось увидеть – тоже готовности не было. В общем, ни на что не обращайте внимания, кроме озер, неба над головой, внутреннего состояния, того, как разворачивается ваш запрос по мере путешествия.
Интересно было знакомство с озером Манасаровар, но еще интереснее – с Ракшасом. Светлана сразу предупредила, что лучше близко не подходить и уж тем более не трогать. Озеро мертвое, пользующееся недоброй славой среди местных – для меня было пленительно зовущим. Я и подошла, и руки помочила, и волны посмотрела (впервые видела на озере волны). Оно меня заворожило. Само озеро и пейзажи вокруг – будто с другой планеты! И, да, через два месяца после возвращения в моей жизни стали наступать обличающие обстоятельства, очень болезненные – никому не пожелаешь такого состояния! Я в первую очередь подумала про то соприкосновение с Ракшасом. Озеро подымает со дна внутреннего мира то, что мирно лежало и не попадалось на глаза. И вот – здравствуйте, познакомьтесь. Если вас поманит Ракшас – знайте, что последствия могут быть очень интересные и даже судьбоносные.
До коры мы успели побывать в знаковом и очень красивом месте – королевстве Гуге. Песчаные столбы и замки – это чудо природы. При касании песок осыпается, я бы ходила и трогала эти природные постройки часами, осыпая этот песок. И ни ветер, ни непогода не трогают, не разрушают эти удивительные чудеса! Там же мы отдыхали непосредственно перед корой, потому что королевство находилось на высоте 3800 м. Да, после 4500, 4000 это действительно было отдыхом, хотя я уже и это отдыхом не чувствовала. Это была третья неделя поездки, от высоты была откровенная усталость.
Записи из дневника:
«Завтра мы выезжаем из королевства Гуге, где было некоторое отдохновение от высоты (почти 5000) на 3800 и размещаемся непосредственно у Кайласа, в поселке Дарчен. Уже послезавтра начнётся наша кора, которая, я знаю точно, ещё больше откроет моё сердце и сознание, подарит новую жизнь вместе с Богом. ⠀ За это время, что мы путешествуем, набирая высоту, я поняла. ⠀
1. Человек создан для небесно-земной жизни. Мы должны стоять твёрдо на земле, материально состояться, но головой упираясь в небо, истово веря в Бога. Только так.
2. Чтобы совершенствоваться, необходим метод. Просто идти, постоянно искать религию, учителей, подходы = терять время. Найдите свой путь восхождения, вы знаете его именно сейчас, и идите, не сворачивая с мыслью "А может быть есть ещё что-то интересное и работающее?". Но нам нужен ЧИСТЫЙ путь. Примеси и неконгруэнтность национальности, менталитету, внутреннему состоянию уведут в другую сторону.
3. Всё люди равны, но Каждый - живой, объёмный, интересный человек со своей уникальной судьбой. Нет кого-то выше или ниже, все мы являем Бога как волны являют океан. А потому важна простота, улыбчивость, отзывчивость. Простая жизнь - как же это сложно бывает. А ведь у Христа была очень простая жизнь и сам он – тоже».
Кора состояла из 3-х дней, 2-х ночей.
Сложность была в том, что не понимаешь протяженности (километраж есть, он известен, но лично мне было непонятно, сколько это), не можешь оценить, много осталось или мало, хватит сил или не хватит. Скорее всего, это и была основная сложность. Да, высота, темп, группа (я на восхождения ходила индивидуально) было неизведанным и немного тревожащим, но верные установки вначале пути помогают настроиться. Могу сказать, что сервис по сравнению с любым маршрутом на восхождениях – как уровень 5*. Я ночевала в досчатых приютах на высотах 4500, в спальном мешке на нарах. А тут – подогрев, кровать с бельем(!), хотя ты и ложишься в спальник, «удобства» внутри гестхауса, хоть и не всегда. Это на маршрутах восхождения из разряда фантастики. Не знаю, что будет с маршрутом коры через 5-10 лет. Возможно, это станет настолько туристским, что духовные искатели будут идти своими тропами. Сейчас все происходящее в Тибете, в том числе, благодаря Китаю, идет именно в сторону туристического облагораживания всего и вся. Да, что-то однозначно потеряется, но нельзя сказать, что и это очень плохо, потому что по описаниям бывалых, маршрут 5 лет назад и ранее – это страх и ужас. Никаких гестхаусов, палатки среди поля, отсутствие дорог, пыль и кочевой стиль перемещения.
На коре лично мне очень помог тибесткий гид Цидон. Добрый, заботливый, он вел меня под руку весь второй день коры, от гестхауса до перевала Дролма-ла (кульминация коры) и вниз. Я шла очень тяжело, постоянно плакала, мне казалось, что я иду куда-то на Голгофу, неся свой крест. Сложный был путь, именно психо-эмоционально. А вниз мы побежали так, что чуть только не обогнали самых первых поднявшихся из нашей группы. Это было удивительно еще и по той причине, что спускаться мне всегда намного сложнее, чем подниматься. Последний крутой участок был перед кафе, в котором все встречаются после перевала. Я не помню, чтобы на таком высоком темпе я спускалась с таких крутых участков когда-либо в жизни! Это было фантастикой. Позаботьтесь о хороших трекинговых высоких ботинках и палках. Это два важнейших атрибута в этой экспедиции.
Когда я готовилась к коре, я прочитала, наверное, все отзывы, которые были в сети. И моему удивлению не было предела – практически ни слова о духовных трансформациях, о переживаниях, об изменениях в жизни. Теперь я понимаю, почему это так. Все происходящее после коры сложно поддается описанию. Жизнь продолжает свое течение, но это уже другое, более чистое, более проявленное течение, с более прозрачными уроками, освобождением от надуманного, лишнего. Очень интересные осознания происходили у моего супруга, который не был в поездке, но мы были постоянно на связи (покуда сама связь это позволяла, так как вай-фай в гостиницах не всегда и не везде был того качества, которое необходимо для общения даже в переписке). По сути своей, отчасти эта моя поездка была именно для него, что тоже мистично. Потом мы уже шутили с друзьями и знакомыми, что ради экономии семейного бюджета можно смело отправлять одного из супругов – результат будет у обоих
За день до вылета мы по программе побывали в «базовом» лагере Эвереста. Это условно базовый лагерь, так как по факту представляет собой смотровую площадку для отважных туристов. Наша адаптация и кора миновали, поэтому 5 с лишним тысяч высоты уже не действовали каким-то обесточивающим образом. Мы приехали в непогоду, все вокруг было в облаках, не видно ни зги на расстоянии 100 м. Как и всегда в горах, погода может меняться ежесекундно. От этого всегда трепет, ощущение себя лишь маленькой частицей, стоящей перед вековыми исполинами. Мы пробыли на площадке около 40-50 минут, порядком подзамерзли, уже засобирались обратно, как облачность стала рассеиваться, и то тут, то там кусочками стал проглядывать Эверест! Какая красота, какая надежда, какая удача! Эверест показался полностью. Пожалуй, это было одно из самых больших впечатлений этой поездки. Кто ходит в горы, тот поймет – как же захотелось пройти тропой восхожденцев, побывать на вершине мира! Внутри все трепетало от величия.
Эта поездка на Кайлас была для меня первой, но совершенно точно – не последней. Усталость, высота, пища, впечатления от общественных мест – это все стерлось из памяти сразу, как стирается у молодой мамы вся боль и страх прошедших родов. Я точно знаю, что еще не раз приеду к Кайласу. С большей осознанностью, меньшим вниманием к лишним деталям, с другим опытом. Это тоже удивляет, потому что ни к одной другой горе не было желания съездить дважды. Я отдавала дань уважения – и уезжала навсегда. В этом мистическом места планеты все иначе. Ты будто и был там, и не был. Переживал что-то – и не переживал. Я буду рада быть здесь вновь, в этой жизни или в какой-либо другой. До свидания, Кайлас. До скорой встречи!