Великий Путь. О путешествии по одной из ветвей Шелкового пути. Часть 3
авиабилеты | визы | фото |
7. О Кашгарии, оазисах
Справка:Далее Путь, перевалив Кунь-Лунь, вторгается в обширную Кашгарскую котловину. Большую ее часть занимает величайшая песчаная пустыня мира – Такламакан. Она протянулась на 500-600 км с юга на север и около 1000 с запада на восток. Состоит из чистейшего желтого песка. Как в детских книжках. Вокруг – горные системы (Кунь-Лунь на юге, Тибет на востоке, Тяньшань на севере, Памир на западе). Это все примерно, конечно. Географ раз десять бы меня поправил. Ну да ладно.
Миллионами лет процессы выветривания сносили лессовые породы с помощью рек, текущих с горных ледников к пустыне и даже дальше, в ее глубину. Река Тарим, например, пронзала почти ее всю. Солнце, вода, лесс – получается Оазис. Буйство жизни, буйство всего, что с этой жизнью связано. Великий Путь разветвляется здесь на 2 потока вокруг пустыни – по часовой стрелке и против нее (мы были против).
Все этапы Пути прослеживаются по Оазисам. Тут караваны отдыхали, ели, спали, лечились, развлекались, влюблялись, умирали и просто, бывало, сходили с ума от щедрости мира. Щедрости на все то, что мы называем – материя и ее формы. Особенно после камней Тибета, когда и воды не растопить, поскольку нет дров, когда каждый грамм еды бесценен. Когда совсем забываешь, как выглядят трава, женщина…
После Тибета мы тоже немножко сходили с ума.
Оазис Каргалык
Он находится на выходе Пути из гор в Кашгарию. Когда мы на площади у мечети остановились у лотка с орехами, тут же образовалась толпа. Просто смотрели на нас. Тут мало туристов. Каждый на вес золота. После Тибета нас плющило кислородом.
Шашлыки – что же это за наказание! С теплой лепешкой. Мы ели и ели. Ели и ели.
Оазис Хотан
Посмотрите на карту. Это целая страна. Неизвестно, как давно тут живут люди. Может быть, они жили здесь всегда. Каждый осколочек под ногами может оказаться обломком наконечника стрелы. Которой, быть может, поразили Правителя завистники. И сами легли за тысячелетия толстым плодородным слоем под эти виноградники. Ах, как сладок знаменитый Хотанский изюм! Такой мог вызреть только на страстях человеческих.
Земная кухня умеет делать из зависти сладость, из сладости – силу, из силы – власть, чтобы вновь утратить все под выпущенной из-за угла стрелой, и так по кругу… тысячелетиями… Современные хотанцы, похоже, совсем не думают о том, где они живут и кто они по роду. Жизнерадостный и деловитый народ. Глаза – фонтан энергий. Горячих и желтых, как земля Хотана.
Оазис Керия
Проездом.
Обед. Длинный ряд дымных лавчонок. Еда. Волнующая своим видом. Ароматная не нашими ароматами. Темная тесная лачуга. Пара столов. Шурпа, баранина…настоящая баранина. Мир цветных замурзанных халатов и тюбетеек. Мы сами в ужасе от того, что позволяем своей плоти среди этого пищевого взрыва.
Но это – антураж. Главное – близость Пустыни, по краю которой мы движемся на восток, чтобы пересечь ее по центру. Она все время чувствуется огромной сущностью. Она притаилась на севере. Наверное, все знают, что Такламакан была домом для десятков, а может быть и сотен цивилизаций. Бесчисленные оазисы на вытекающих из гор реках рождали на свет миллионы людей. Ткачей, пекарей, хлопкоробов, воинов, купцов. Подлецов и мудрецов. И даже тех, кто знал, что мы придем сюда. А также тех, кто сейчас здесь, с нами. В нашей группе. Останки тысячами лет хранит сухой соленый песок. Мы заходили в музеи и смотрели на сухие вместилища судеб. Такие же рубашки, волосы, тапочки… все как у нас. Где вы все? Куда ушли? Почему вы не оставили нам весточку? Поражающая пропасть времен укрыта желтым песком, я так и не смог представить ее глубину.
Наверное, увидеть эту пропасть
Так просто - взгляд один в себя.
По кругу вертится чудовищная лопасть,
И мы на ней верхом, туда-сюда.
И где-то выход, где-то избавление
От вечных повторений полуснов.
О, кто же мы и по чьему велению
Пришли сюда, в феерию оков?
От дымной, суматошной Керии остался какой-то добрый отпечаток в душе. Не знаю, почему. Наверное, очень вкусно было, как ни крути.
Оазис Ния
Город-призрак. Широченные проспекты, исполинами - каменные дядьки с каменными орденами. Тысячи гектар асфальта, людей мало. В отеле – тяжелые бордовые шторы, как стены крепости. И музей. Снова пропасть времен.
8. Через Пустыню
Наша эпоха (уже около 3 недель) наложила свой отпечаток на каждого. Все стали молчаливее. Даже я. Опытнейший водитель из Лхасы – на пару секунд заснул за рулем, еле успел проснуться и отвернуть от кювета. Это видел только я (остальные спали), никому не сказал. Кажется, водитель и все мы были под охраной мудрых и деятельных энергий, что позволили нам начать этот Путь. Надеюсь, помогут и закончить его.Справка:
С юга на север через пустыню идет асфальтовая дорога длиной километров 500-600. Это 2 дня пути. Китайские строители проложили вдоль нее по 8 линий пластиковых труб с каждой стороны. В трубах отверстия через каждые 2 м. У каждого отверстия посажено дерево. (всего около 4 млн). По трубам подается вода. Она добывается насосными станциями из скважин. Станции – через каждые 2 км. Стоят на гребнях дюн. Днем солнечные батареи запасают энергию. Ночью накачивается вода и самотеком идет полив.
Только так удается остановить желтые пески. Они готовы погрести все – живое и неживое, большое и малое, юное и древнее, доброе и злое, правое и неправое. Пустыня демонстрирует воистину космическое безразличие ко всему мирскому.
Дорога – прямая линия. Ровно на середине - постоялый двор. Кого-то застает в пустыне ночь. Они тут ужинают и спят. Таких мало. Мы – событие. Довольно большой сарай разделен на комнаты с окнами – номера. Есть холл – сюда выносят еду. Во дворе – утки, куры, кролики огромные лохматые собаки в вольерах. И песок. Повсюду. С северной стороны он уже почти накрыл наш отель.
Взяв воду, компас, пошли гулять по дюнам. Это НАСТОЯЩИЕ бесконечные дюны. Не могу это описать. Россказни о пустынной жаре не подтвердились. Удивительно комфортно. Как в Подмосковье летним вечером.
Вечер. Фотографируем закат, отойдя немного. Падает ночь. Звезды выкатились и уставились на нас – кто это? Такламакан – официально самое безлюдное место на планете Земля. Мы – в самом ее центре. Точка среди миллионов квадратных километров. Пустыня под звездами была огромна, монотонна и бесцветна, но источала реальность на весь азиатский континент. Кажется, что если бы не она, не ее истинность, то шальные мысли и чувства человеческие закрутили бы планету не в обратную сторону.
Я чувствовал себя необычно. Нашел сухой куст тамариска. Развел костер в ложбинке между дюнами. Треск сучьев. Огонь без дыма. Звезды. Полная тишина. Мистерия. Почему-то вспомнился дом.
У крика, брошенного в вечер
Над камской тишью скуки ради,
Хандра чуток. Заняться нечем.
Нет никого над сонной гладью.
Лишь в небе кто-то ставит свечи,
И свечи плавно в воду падают.
И вариантов нет иных.
Уткнуться в темень стен еловых
На берегу другом, и в них
Побыв, вернуться в тело снова.
…Родив о полуяви стих
Под пламенеющим покровом.
И стало так уютно, так хорошо на душе, мои ушедшие куда-то друзья и родные пришли ко мне, сели рядом и мы смотрели на Млечный путь, как будто все еще впереди, и зная уже о том, что с нами было, мы мечтали, как проживем снова эту жизнь, не допустив горестей и бед, грехов, оставив только радость и понимание, тепло и узнавание, и это будет долго-долго…
Я понял – мы не одиноки.
Безлюдье – миф. И в пустоте
Гудят невидимые токи,
В них жизнь и мы, всегда, везде.
Далее
Потом были оазисы северной грани пустыни. Были новые места силы и опыта.
Мы прошли. Наша маленькая эпоха была прожита. Нам было трудно. Но мы справились. Мы стали частью Пути. Спасибо всем моим товарищам и нашим помощникам за это.
P.S.
Уже по приезду мне опять задавали вопрос - зачем ?
Наверное, чтобы прикоснуться к опыту людей, струившихся этим ручьем. В прошлом – будущее. Может быть, я хотел подвести итоги своего личного пути, коснувшись прошлого.
…если возможны здесь какие-то итоги,
Если возможно к ним вообще прийти,
Но мы идем, нам дали жизнь и ноги.
Опять шагаем за истертые пороги
Себе навстречу… по Великому Пути.
Автор – Василий Бижов
31 марта 2013, Екатеринбург
Великий Путь. О путешествии по одной из ветвей Шелкового пути. Часть 1
Великий Путь. О путешествии по одной из ветвей Шелкового пути. Часть 2
Тибет: ближайшие туры
Путь Пилигрима на Кайлас. Май, июль 2025 |
||
Cвятыни Тибета. Кора на Сага Даву. Экспедиция к горе Кайлас 91К
|
||
Путь Пилигрима. Июнь. Сага Дава на Кайласе 2025 |
||
Святыни Тибета. Традиционная экспедиция к горе Кайлас. Кора 92К
|
||
Путь Пилигрима на Кайлас. Август, Октябрь 2025 |