Новости
15.03.2023: Карнавал Замба в городе Эль-Мина в Ливане
Мы начинаем публиковать заметки о культуре и традициях Ливана – древнейшего государства на Ближнем Востоке. Сегодня – первая заметка об интересном карнавале свободы - Замба..
Мужчины и женщины, мальчики и девочки, всех возрастов и различных конфессий, местные жители и иностранцы выходят на улицы старой Эль-Мины раз в год, за день до православного Великого поста. Они отмечают “Замбо” –карнавал свободы.
Местный гид Мира Минкара знает три мифа об основателях Замбо: “Первая версия заключается в том, что жители Мины были первыми, кто эмигрировал в Бразилию. Некоторые из них вернули традицию карнавала. Они принесли основную особенность праздника – красить тела в черный цвет. Потому как большинство бразильцев очень смуглые. Поэтому карнавал – просто имитация бразильской традиции.
Вторая история довольно забавная: «За неделю до поста все монахи из Куры и прилегающих районов приезжали в Триполи и Мину, чтобы сделать покупки перед постом. Жителям Мины не понравились монахи, поэтому они нарядились в костюмы, следовали за ними и издевались!» - объяснила Минкара.
Третья история карнавала связана с тюрьмой в Мине. Однажды, перед постом, обитателей тюрьмы вывели на улицы. Они были в основном темнокожими. Заключенные очень радовались такой свободе и веселились как дети. Местному населению понравилось представление, устроенное заключенными, и они начали каждый год выходить на улицы, праздновать и веселиться. А тела красить в черный цвет.
Раньше на карнавале веселились в основном христиане. В 1932 году христиане составляли 55 % населения Ливана. Однако к концу века их число снизилось. Но здесь до сих пор проживает большая община армян и греков. Сейчас же Замбо больше не является исключительно христианским мероприятием, поскольку оно привлекает участников со всего города и всех религий.
Молодые, а также некоторые мужчины постарше раскрашивают свои тела углем и выходят на улицы. Они несут разные воззвания, в основном смешные или сатирические. На протяжении всего шествия, которое длится несколько часов, лица участников или случайных прохожих используются в качестве полотен. Всех измазывают черной краской. Многие местные жители наблюдают за шествием с балконов, чтобы не попасться в руки участников карнавала. Они подбадривают участников и сияют улыбками. Это карнавал! И в этот веселый день все идет своим чередом! Как и на всех карнавалах, здесь царит дух свободы, участникам нравится давать волю чувствам и шалить.
После нескольких часов следования за пиратским флагом, пуганья маленьких детей, чернения лиц “тейтас” и попыток наполнить жестянку деньгами, петляя по узким улочкам Мины и выпив немного “муссе” (шипучего напитка) по пути, призывы к “аль-бахру” (на море) становятся громче. Травяные юбки сбрасываются и все бегут на набережную Корниш. Мальчишки, делая сальто назад, показывают высший класс прыжков в море. А взрослые участники, стоя на камнях, оттирают себя губками и жидкостью для мытья посуды. Для снятия слоев краски требуется довольно много времени.
Жан Раттель, поэт и житель Мины, ветеран карнавала, также известного как “Аль-Лауба” (адаптировано от арабского слова, означающего “игра”), поясняет: «Благодаря Замбо людям на несколько часов предоставляется относительная свобода, и это очень скромная реакция на все, что происходит вокруг нас, что вызывает большой стресс и ограничивает социальное поведение и нормы, что идет вразрез с традициями и обычаями. Но это также то, что стоит за многими другими карнавалами. Замбо - это способ оставить все, что утомляет, вашу карьеру, религию, мораль и перевернуть все вспять».
Участник карнавала Ахмед добавляет: «Мне нравится в карнавале то, что нарушаются все правила, люди провоцируют законы, они распивают алкоголь на публике, шалят, они делают все, чего обычно не делают».
«Нет ни одной точной истории о происхождении Замбо, - также отметил доктор Самер Анноус из Университета Баламанда. - Несколько лет назад я беседовал с некоторыми пожилыми людьми, и они сообщили мне, что этот карнавал начался во времена французской колонизации (с 1920 по 1943 год) и что местные греко-православные жители подражали сенегальским солдатам, служившим на стороне французов; вот почему они красят свои тела в черный цвет».
Никто не знает точно, когда этот карнавал возник. Но каждый год на несколько часов Мина превращается в город свободный от социальных и общественных норм. А затем, выплеснув эмоции, люди расходятся и тихо начинают отмечать в кругу друзей это событие и делиться впечатлениями.
Фото 1 - Fathi Al-Masri/AFP/Getty Images; Subeirut
Тур в Ливан. На стыке цивилизаций