на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

08.09.2023: Фестиваль Са-Пару или Гай Джатра прошел в Непале

Фестиваль Са-Пару на протяжении веков был одним из самых важных культурных событий в сообществе Ньюа. Однако нет единого мнения о том, как это произошло. Термин "ньюар" или "Ньюа", обозначающий "жителя Непала", впервые появился в надписи, датированной 1654 годом в Катманду. По словам экспертов в области культуры, Са-Пару, или Гай-Джатра, как его широко называют сегодня, является неотъемлемой частью индуистской общины неваров в Непале. Люди из этой общины празднуют Са-Пару, чтобы отдать дань уважения членам семьи, ушедшим из жизни в прошлом году. Они верят, что молитва за усопшую душу гарантирует им безопасное путешествие в небесную обитель.

“Члены семьи, понесшей тяжелую утрату, в основном мужчины, принимают участие в процессии, которая проходит по заранее определенному пути, называемому Сала-Ла (путь коровы), на площади Дурбар и вокруг храмов в окрестностях. Когда процессия проходит мимо, зрители жертвуют еду и подарки наличными и натурой участникам”, - рассказал Дипеш Радж Шарма, эксперт по культуре и президент Совета по развитию туризма Бхактапура.

Фестиваль отмечается в первый день растущей луны Гунла — десятого месяца непальского лунного календаря Самбат, который обычно приходится на последний месяц августа или первую неделю сентября по григорианскому календарю. Однако, по словам Кумара Ранджита, специалиста по культурному наследию Катманду, точная дата празднования Са-Пару остается спорной.

“Среди индуистских астрологов ведутся постоянные споры о том, как договориться о восходе и заходе новолуния, что приводит к празднованию фестиваля в разные даты”, - отметил Ранджит.

В этом году местные жители Бхактапура отмечали фестиваль 31 августа, в то время как жители Катманду и Лалитпура праздновали 1 сентября. В то время как Са-Пару ежегодно празднуется в Непале подавляющим большинством населения неварцев (нева), а правительство объявляет день празднования государственным праздником, происхождение фестиваля имеет несколько аспектов, и каждая община придерживается различных представлений о происхождении фестиваля.

В Катманду местные жители верят, что король Пратап Малла, восьмой король Кантипура — современного Катманду, организовал грандиозный фестиваль в попытке утешить свою скорбящую королеву, оплакивающую потерю их сына; однако историки и академики говорят, что нет никаких доказательств, подтверждающих это утверждение. По словам Алока Сиддхи Туладхара, документалиста по культуре и наследию, Са Пару, вопреки распространенному мнению, предшествовал правлению короля Пратапа Маллы, и фестиваль был неотъемлемой частью сообщества Ньюа или неваров.

“Са-Пару или Са-Я всегда были неотъемлемой частью культуры Ньюа. Хотя его происхождение и важность сегодня маскируются историями, которые мало похожи на правду”, - прокомментировал Туладхар.

По словам Туладхара, фестиваль приобрел свою первоначальную форму как празднование стихий природы и коров - центрального элемента аграрного образа жизни народа. Коровы, среди прочего крупного рогатого скота, были важны для фермеров не только из-за их молока, но и навоза, который использовался в качестве удобрения, и мочи, которая после ферментации работала как пестицид, добавил Туладхар.

“Пратап Малла был королем только Кантипура. Если бы он был инициатором Сапару, соперничающие королевства, такие как Бхактапур и Лалитпур, бойкотировали бы фестиваль. Вместо этого Бхактапур празднует фестиваль грандиозным образом”, - добавил Туладхар.

Однако, что сделал король Малла, так это добавил юмора в празднование. Король приказал процессии пройти через дворец Хануман Дхока, чтобы показать своей скорбящей королеве, что есть и другие, кто переживает подобное горе. После того как попытки утешить скорбящую королеву провалились, король объявил награду любому, кому удастся рассмешить ее. Именно тогда местные жители начали надевать специальные костюмы, раскрашивать лица, высмеивать лидеров и социальную несправедливость. По мнению историков культуры, ежегодный парад также служил переписью населения. Процессия должна была пройти через помещения Хануман Дхоки, где должны были разместиться придворные короля. Затем они подсчитывали количество посетителей, которое принималось за ежегодную перепись смертности.

Тем временем в Бхактапуре другая версия происхождения фестиваля утверждает, что именно король Джаястхити Малла из Бхактапура основал фестиваль. Община Нева в районах Катманду, Бхактапур и Лалитпур в долине Катманду празднует Са-Пару с небольшими различиями в ритуалах и типичных животных, которых они используют. Г-н Ранджит, академик, объясняет, что местные жители использовали все, что было в их распоряжении в то время, чтобы отметить это событие, что привело к определенным различиям в празднованиях в трех районах долины.

“Местные жители предлагали все, что было им доступно, чтобы отдать дань уважения покойному. Бхактапур, который был центром гончарного дела и скульптуры, выставлял напоказ скульптуры быков”, - поясняет Ранджит.

В Бхактапуре Са-Пару празднуют вместе с членами семьи, понесшей тяжелую утрату, шествуя по городской площади на самодельной колеснице под названием ‘Са’ или повозках со скульптурой Нанди, мифологического быка Шивы.Традиционно колесницы, символизирующие корову, были украшены хвостами яков, изображениями божеств и умерших, тканью, обозначающей тело, и увенчаны нья:ку (палочками, изображающими рога) и листьями лотоса вместо зонтиков, которые используются сегодня.

“Если покойная - женщина, то ее представительская колесница завернута в сари, в то время как колесницы мужчин обернуты простой белой тканью”, - поделился Дипеш Радж Шарма.

Процессию возглавляют музыканты, играющие на лала и джхьяли, в то время как танцоры двигаются под их мелодии.

“Весь наш район наполнен шумом возбужденных местных жителей, танцующих в такт традиционной музыки. Их энтузиазм заразителен — даже те из нас, кто непосредственно не участвует в празднествах, легко увлекаются подобным зрелищем”, - отметила жительница Бхактапура г-жа Наябха.

В конце процессии проносится завернутая в солому колесница, представляющая Бхайраву. Это означает окончание шествия. Затем члены семьи забирают колесницу домой, разбирают ее и погружают бамбуковые опоры колесницы в близлежащую реку. Лалитпур, с другой стороны, наблюдает за Матайя-ятрой, когда местные жители присоединяются к процессии музыкантов, бродящих по улицам.

“Здесь, в Тхечо, у нас есть Баха Самракшан Самити (Комитет по сохранению музыкальных инструментов), который представляет 12 различных инструментов, на которых можно играть во время Матая Джатры. Различные группы и члены сообщества показывают свои танцы и наслаждаются фестивалем”, - сказал Иччха Махарджан, член Баха Самракшан Самити.

Аналогичным образом, в Катманду мужчина из семьи, понесшей тяжелую утрату, надевает костюм и головной убор и раскрашивает свое лицо, чтобы оно напоминало корову.

“Парад проходит по своему собственному установленному маршруту. Однако каждый участник, находящийся в центральном поселении Ньюа и его окрестностях, должен пройти через ворота дворца Хануман Дхока”, - рассказал Туладхар.

“Обычно в параде принимают участие мужчины. Если женщина хочет принять участие, она наряжается Радхой, спутницей Кришны. И ее сопровождает мальчик, представляющий младенца Кришну”, - добавила Шарма.

То, что Са-Пару стал популярным как Гай-джатра в долине Катманду, свидетельствует о динамичном характере фестиваля. На протяжении веков фестиваль приобрел несколько различных значений и столь же разнообразные способы празднования. Возвращаясь к истокам фестиваля, Ранджит отметил: “Фестиваль сегодня имеет разное значение для разных людей. Для меня и большинства членов сообщества неваров (нева) фестиваль служит напоминанием о том, что смерть - это естественный процесс, частью которого в конечном итоге станет каждый”.

Оригинал новости

Непал и Бутан: Два красочных фестиваля за один тур!

Открытие Непала

Непал. Загадочный Катманду

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы | политика конфиденциальности

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Telegram, В контакте

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2024 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484