Захватывающее зрелище - Дурутху Перахера на Шри-Ланке
авиабилеты | визы | фото |
В храме Келания Раджа Маха Вихара (храм Келания) ежегодно в день пойя перед полнолунием месяца Дурутху (январь) проводится процессия, известная как “Дурутху Перахера”. По этому случаю сотни и тысячи людей со всех уголков страны, а также сотни иностранных туристов направляются в храм, чтобы стать свидетелями захватывающего зрелища. Это – самый популярный фестиваль, потому как он проводится в январе, когда на Шри-Ланке устанавливается комфортная погода и потому туристы из разных стран мира с удовольствием посещают райский остров. Немаловажное дополнение к популярности добавляет тот факт, что храм Келания находится всего лишь в 11 километрах от Коломбо.
Красочная процессия представляет собой ритуал, отражающий вековые религиозные обычаи, церемонии, традиции ланкийцев. Участники демонстрируют искусство, прошедшее через века – фольклор, народная музыка, танцы. Это грандиозное зрелище, известное в народе как Келани Перахера, впервые было организовано в 1927 году Доном Вальтером Виджевардене. На момент своего создания ритуал состоял всего из двух частей - Дхату Перахера, проводимого в знак уважения к реликвиям Будды, и Вибхишана Девала Перахера, проводимого в честь бога Вибхишаны, покровителя Келании. Позже были добавлены две других части процессии. Первое в 1930 году, в честь Бога Вишну, покровителя Шри-Ланки, и второе в 1954 году, в честь Скандхи Кумары, бога войны и покровителя Катарагамы.
Таким образом к сегодняшнему дню, Дурутху Перахера состоит из трех отдельных процессий, посвященных реликвиям Будды и трем богам - Вишну, Скандхи Кумары и Вибхишаны. Перахера, по сути, является кульминацией религиозного фестиваля, ежегодно проводимого в храме в ознаменование первого визита Будды на Шри-Ланку в месяце Дурутху (январе). Религиозные празднества и церемонии, связанные с этим культурным ритуалом, длятся около месяца – с начала декабрьского полнолуния (Ундувап) до январского полнолуния (Дурутху). Фестиваль отмечается в три этапа. Он начинается с серии проповедей (Дхарма Десана), проводимых каждую ночь, за которыми следует недельная церемония пения религиозных гимнов (Паритрана Десана). Впоследствии кульминацией ритуала становится знаменитая процессия Перахера. Она проводится ночью три дня подряд, перед полнолунием Дурутху.
Первый день Перахеры, проводимый на верхней террасе храма, называется “Удамалува Перахера”. Каждую ночь перед началом в зале статуи Самадхи Будды совершаются обычные ритуалы и слышен залп пушки, возвещающий начало перахеры. В первый день проводится только Дхату Перахера, да и то в небольшом масштабе. В нем участвуют лишь немногие слоны. Как обычно в процессии принимают участи знаменосцы, барабанщики, танцоры с огненными шарами, танцовщицы. Возглавляет процессию настоятель храма и члены Даяка Сабха (организационного комитета), которые надевают белые одежды. Священный ларец с реликвиями, помещенный на красочную подушку, с полным почтением несут главный хранитель реликвии Баснаяка Ниламес и его помощник. Перахера перемещается по верхней части храма, охватывая область священного дерева Бодхи, Дагобы и Вихараге, или дома изображений. Процессия делает три полных круга вокруг и возвращается в храм. Затем священный ларец водворяется на место.
Второй день Перахеры более красочный и масштабный. На этот раз все четыре процессии, посвященные реликвии Будды и богам-покровителям выстраиваются в соответствующем порядке. На этот раз процессия выходит на улицы нижней храмовой площади и поэтому называется “Пахата Малува Перахера”. Слон, несущий шкатулку со священной реликвией и те, кто несет божественные знаки отличия образуют символ каждой Перахеры. Сделав один круг вокруг храма, Перахера вновь возвращается в храм.
Третье и заключительное шествие под названием “Рандоли Перахера” является кульминацией всего фестиваля. Обычно оно проводится в день перед полнолунием. Это самое красочное и великолепное зрелище, которого буддисты Шри-Ланки, а также туристы ожидают с большим энтузиазмом.
Перед началом процессии божественные знаки отличия соответствующих богов церемониально выносятся из каждого помещения под звуки барабанов хевиси и надежно помещаются в украшенное хранилище на спине слонов. Затем церемонии, связанные с началом грандиозного шествия, проводятся в комнате статуи Самадхи Будды. Буддийские монахи и смотритель реликвии, а также священники собираются перед статуей Самадхи. Достопочтенный Вихарадхипати Тера или действующий священник произносит короткую речь о важности момента. Трижды трубят в священную раковину для благословения богов, за которым следует праздничный бой барабанов (Магул Бера). Под пение Сета Пирита, Вихарадхипати Тера передает шкатулку со священной реликвией смотрителю (вождю) Баснаяке Ниламес. В этот момент гремит пушка, возвещая о начале Перахеры, после чего священный ларец выносится из храма в сопровождении традиционного оркестра хьюиси и группы танцоров. Священный ларец помещают в украшенную хауду, позолоченное восьмиугольное сиденье, установленное на спине слона. Перахера начинает двигаться по улицам.
Возглавляя процессию, идут погонщики слонов, выстроившись в один ряд и щелкая кнутами через равные промежутки времени. Они возвещают о приближении Перахеры. Далее идет группа исполнителей огненного шоу. Они шествуют по улице, размахивая и вращая сотнями огненных шаров, создавая в воздухе различные узоры. За ними следует слон, несущий национальный флаг, символизирующий нацию и группа знаменосцев. Они маршируют в два ряда, неся красочные знамена и флаги различных округов и провинций. Появляется группа барабанщиков хевиси, играющих разные барабанные ритмы и танцующих под их мелодии. За ними следует слон, несущий буддийский флаг. Вплотную к слону маршируют знаменосцы в два ряда по обе стороны. Следующий слон несет Нагар Ходияр (флаг кобры). Флаг Кобры включен в число традиционных знаков отличия некоторыми общинами Карава. Появляется на своем слоне Перамуне-рала, пограничник в обычной одежде, несущий в руке хроники или "лекаммитию". За ним следует группа танцоров и барабанщиков, бьющих в свои барабаны и танцующих в такт ударам. Верхом на следующем слоне едет главный управляющий слоновьей конюшней. В правой руке он держит серебряный жезл, который является символом его должности. Далее следует шеренга слонов в полном вооружении. Через определенные промежутки времени можно увидеть группы танцоров, представляющих различные школы танцев, а далее шествует Кариякаравана-рала, церемониймейстер, сопровождаемый свитой, барабанщиками и танцорами.
Скромное зрелище представляют два буддийских монаха в шафрановых одеждах. Это представители Братства Сангхи, которые выполняют функции хранителей реликвий Будды. Под традиционным желтым зонтиком, который держат над ними, они идут легким торжественным шагом.
Появляется слон благородного происхождения, несущий шкатулку со священной реликвией на богато украшенной спине. Он идет во всем своем величии и достоинстве по белой ковровой дорожке (павада), расстеленной на дороге. Действительно, очень удивительно видеть, как он ходит с торжественной грацией, полностью осознавая священный долг, который избран выполнять. Он не сделает ни единого шага вперед до тех пор, пока перед ним не будет расстелена белая дорожка. Любая задержка в распространении павады привела бы его к резкой остановке. По бокам от него два других слона. Двое одетых в белое слуг, сидящих на спине слона в знак почтения посыпают священный ларец благоухающими цветами жасмина. Перед слоном проходит группа кандийских танцоров, которые двигаются под бой барабанов и поют хвалебные стихи. За великолепным слоном под зонтиком идет вождь Баснаяке Ниламес, одетый в королевский индийский костюм. Он является мирянином-хранителем шкатулки со священной реликвией. Впереди его сопровождает танцоры, а сзади - его личная свита из виданов и слуг. Одетые в обычные кандийские костюмы, служители несут традиционные копья (мура-аюдха), зонтики (сесат) и листья хвостового горшка (татату). Официальная одежда вождя Баснаяке Ниламес из Келании отличается от одежды Диявадана Ниламе из Канди.
Порядок приготовления каждой Перахеры почти одинаков. Знаменосцы идут во главе, за ними гуськом следуют слоны. Для поддержания хореографического баланса Перахеры периодически добавляются группы барабанщиков и танцоров хевиси, исполняющих различные танцевальные композиции. Обычно представлены все три основные школы танца Шри-Ланки (Ударата, Сабарагамува и Пахатхарата). Вся протяженность маршрута Перахеры освещена факелами, которые несут через равные промежутки времени. Перахера в установленном порядке пересекает нижнюю храмовую площадь, а затем петляет по внешним улицам. Все улицы вокруг украшены красочными баннерами и флагами. Буддийский флаг занимает почетное место и развевается на крышах домов и строений по обе стороны улиц.
Хвостовая часть Перахеры характеризуется тремя паланкинами (рандоли), которые несут слуги соответствующих храмов. Сопровождающая женщина идет рядом с каждым паланкином, обмахивая его хвостом чамары. В этих паланкинах перевозятся украшения богов.
Перахера, пройдя всю длину маршрута, теперь возвращается к храму. Шкатулка с реликвиями снята со спины слона вождем Баснаяке Ниламес и отнесена обратно в храм под бой барабанов и благоговейно помещена в хранилище. В этот момент гремит пушка, возвещая о церемонии закрытия Перахеры. Все боги возвращаются к себе в храмы, где проводятся церемонии закрытия. После этого служители посещают Вибхишана Девалу, выражают почтение Богу Вибхишане и совершают пуджи в форме благодарности ему за то, что он позволил успешно завершить Перахеру.
Прославленная история храма Келания проходит через анналы истории, записанные в древних хрониках, наскальных надписях, литературных произведениях и вековых легендах. Место, где сегодня стоит храм, освященное лично самим Буддой, считается одним из самых значимых мест на Шри-Ланке. Сам храм реставрировался королями, почитался и защищался знатью и простолюдинами с незапамятных времен. Он выдержал враждебность иностранных захватчиков и еретиков-вандалов в неблагоприятные времена. Сегодня он занимает одно из главных мест в культурном наследии острова. Верующие и почитатели со всех концов острова и далеких стран отправляются сюда, чтобы поклониться священному месту и полюбоваться его красотой. Поэтому в наше время храм становится все более популярным и привлекательным как место буддийского поклонения и туристическое направление, особенно в январе месяце, когда с такой пышностью проходит Дурутху Перахера.
Источник фото – Daily Mirror
Текст взят - https://kelaniyatemple.lk/the-duruthu-perahera-and-festival/
Ссылки по теме:
Шри-Ланка: ближайшие туры
Шри-Ланка. Культурный треугольник и Нувара Элия |
Шри Ланка. Культурный треугольник |
Экскурсионный тур на Шри-Ланку. Райский остров |
Шри Ланка: Культурный треугольник и природа |
Путешествие на Цейлон. Культурный треугольник из Сигирии |