Земля шерпов. Монастырь Тенгбоче (Непал)
авиабилеты | визы | фото |
Народность, проживающая здесь – шерпы, выходцы из Восточного Тибета. В 16 веке они начали заселять эти высокогорные долины, переходя высокогорные перевалы, разделяющие ныне Тибет и Непал. В обнаруженных рукописях – тертонах – спрятанных Гуру Ринпоче в этой долине в 8 веке, говорится, что долина эта священна и будет давать приют тибетцам в трудные времена. Гуру Ринпоче медитировал здесь в пещере Akar-phug, расположенной над селением Кхумжунг. После его медитаций Соло Кхумбу очистилась от злых духов и стала священной долиной – биюл – местом, прекрасным как для практик, так и для проживания добропорядочных людей.
Шерпы оказались очень восприимчивым к новым веяниям народом, с помощью фонда развития и при непосредственном участии Хиллари они обустроили эту долину чуть ли не как Швейцарию! Гостей со всех стран мира встречают необычайно чистые высокогорные приюты на высоте до 5100 м (!), называемые здесь лоджиями, с вай-фаем, ресторанчиками, солнечными батареями. Регион развивается постоянно. Строят небольшие электростанции, фермы, создали центр по выращиванию лекарственных растений. Все это происходит под чутким руководством духовного наставника Тенгбоче Ринпоче Ламы. Он для жителей долины является и духовным учителем, и советником в вопросах образования и здоровья, он принимает самое активное участие в жизни детей, у которых кто-то из родителей погиб во время работы в экспедициях. Непальское правительство четырежды награждало ламу за его успешные усилия в деле развития региона и Непала в целом.
Монастырь Тенгбоче был основан в 1916 году на месте, где лама Сангва Дордже оставил во время медитации свои следы в камне. Сангва Дордже говорил, что здесь будет построен храм. И вот однажды, это было в 1914 году, лама из селения Кхумжунг по имени Чатанг Чотар (его также звали лама Гулу) отправился в монастырь Ронгбук, расположенный с тибетской стороны возле Эвереста. Там он получал учение от ламы Наванг Тенцинг Норбу. По завершению всех пудж и церемоний лама Тенцинг Норбу сказал, что Чатанг Чотар должен основать монастырь в Соло Кхумбу на месте следа Сангва Дордже. Взволнованный монах подумал, как он сможет найти деньги на строительство такого монастыря?! В ответ на его мысли Тенцинг Норбу сказал, что в одном из своих воплощений Чатанг Чотар был отцом Сангва Дордже, поэтому может не волноваться, это благая карма поможет найти необходимые средства. В то время династия Рана управляла Непалом. Они услышали, что лама закладывает новый монастырь и послали ему подношение и продовольствие для монахов. Также были пожертвования от местных жителей Genpo Sherab Tsepal, Lama Karma и Thakdo Kusan. Местные жители непосредственно участвовали в строительстве.
Нынешний настоятель монастыря Ngawang Tenzin Zangbu – реинкарнация основателя монастыря. Отец его получил благословение долгой жизни от ламы гулу (Чатанг Чотар), и как потом оказалось, через месяц лама Гулу ушел из воплощения. А родившийся вскоре сын постоянно удивлял родственников желанием отправиться в Тенгбоче. Тогда родители отправились в Ронгбук, где тогда жил еще дядя ушедшего ламы Гулу. При встрече мальчик бросился обнимать дядю, как будто знал его прежде. Тогда мальчика привели в монастырь Тенгбоче, и он должен был выбрать из монашеской утвари те вещи, что принадлежали ему в предыдущей жизни. Он прекрасно справился с испытанием, и его признали реинкарнацией Чатанг Чотара. После юный лама обучался в разных монастырях Тибета и Сиккима и получил посвящения, он изучал не только учения Нингмапинской традиции (монастырь Лингбу в Гьянтсе), но и Кагью (Талунг Чиб-пхунг монастырь около Лхасы) и Сакья (монастырь Тседонг Чоде около Шигатсе, учение Ларнде Чо). Тенгбоче Ринпоче Лама вернулся в монастырь к тридцати годам, после завершения всех практик и обучения, и с тех пор является настоятелем и пастырем всех шерпов. В монастыре учатся и служат шерпы-монахи, проводя ежедневные пуджи.
В этом году Тенгбоче Ринпоче лама после посещения шерпских деревень прибыл в Тенгбоче за день до землетрясения. Монастырь сильно пострадал, часть монашеских келий полностью разрушились, ламе также пришлось переселиться в ниже расположенную лоджию, которая в целом устояла.
Мы посетили долину Соло Кхумбу и монастырь спустя несколько дней после землетрясения, в начале мая. Подробнее об этом можно почитать здесь: Путевые заметки Светланы Паша из Непала в мае 2015 И посетили Ринпоче. Получили благословение и попросили о десятиминутной медитации. Это, конечно, были незабываемые 10 минут – рядом с Ринпоче да еще в Гималаях! Это было непередаваемо сильно и удивительно!
Мы спросили о возможности помочь монастырю и шерпам, чьи дома были разрушены и нам дали банковские реквизиты монастыря.
Если вы хотите пожертвовать средства на восстановление монастыря или на восстановления домов шерпов в деревнях Соло Кхумбу, то вы можете перечислить средства на счет монастыря с указанием назначения (donation) на счет, с которого только лама лично распределяет средства.
Счет монастыря
Pay To:Mashreq Bank PSC, Hong Kong
Swift Code : MSHQHKHH
Credit To:
01001KDNB00U
Kasthamandap Development Bank Ltd
Swift Code: KDBLNPKA
Beneficiary A/C No:
A/c No: 01710700045050000001
A/C Name: TENJING NURU SHERPA
Address: Galfutar Branch
Светлана Паша, май 2015
Ссылки по теме:
Путевые заметки Светланы Паша из Непала в мае 2015. Треккинг к озерам Гокио
Непал: ближайшие туры