на главную
+7(495) 105-91-45
с 11-00 до 19-00 пн-пт


Новости

09.08.2023: Подвесной мост инков в Перу

Каждый год в первую неделю июня жители перуанского района Кехуэ собираются, чтобы восстановить веревочный подвесной мост, соединяющий два берега реки Апуримак. Эта многовековая традиция Анд с 2013 года внесена в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Чтобы добраться из Куско до Кехуэ, требуется около четырех часов осторожной езды по извилистым дорогам. В первую неделю июня, когда заканчивается сезон дождей, эта деревня, расположенная в южных Андах Перу, переживет совершенно особенный момент. По традиции в это время каждый год жители принимают участие в многовековом ритуале, который длится три дня: восстановлении веревочного подвесного моста Кесвачака.

Этот мост построен над ущельем Кехуэ реки Апуримак (что в переводе с языка кечуа означает «оракул горного бога»). Он соединяет общины Уин-чири, Чаупибанда и Чокайхуа, которые живут на левом берегу, с общиной Коллана-Кехуэ на правом берегу. Это последний сохранившийся в Перу мост из растительных волокон. Кесвачака считается священным символом связи между жителями и природой, их традициями и историей.

За несколько дней до начала ритуала жители срезают специальную траву, которая растет во влажных высокогорьях Анд. Затем его скручивают и вытягивают, образуя, длинный шнур. Жители деревни учатся ткать из волокон с раннего возраста. Сидя на тротуаре в деревне, женщина с удивительной ловкостью плетет одну из таких веревок. Другой взбивает траву круглым камнем, а затем замачивает ее в речной воде, чтобы сделать более податливой. Все должно быть готово к следующему дню, когда начнется реконструкция моста.

Сооружение, в котором используется техника, которой более 600 лет, является свидетельством одного из самых замечательных достижений цивилизации инков. Они построили сеть дорог чтобы соединить свои обширные территории. Этого можно было достичь, только бросив вызов суровой географии Перу, пересеченной глубокими ущельями и каньонами, образованными реками. Поскольку в стране относительно высокая сейсмическая активность, гибкость, обеспечиваемая канатными подвесными мостами, была преимуществом. Недостатком было то, что эти мосты были менее устойчивы к плохой погоде, чем каменные. В климате, где дожди идут почти каждый день в течение нескольких месяцев, канаты со временем изнашиваются, и мосты приходится периодически реконструировать. Хотя мост больше не является единственной дорогой, соединяющей два берега Апуримака, традиция продолжается из года в год.

В первый день реконструкции мужчины собираются вокруг старого моста и сплетают веревки поменьше, сплетенные женщинами, в веревки побольше. Глава каждого домохозяйства приносит травяной канат длиной около семидесяти метров. Дороги, ведущие к мосту, забиты мотоциклами, нагруженными веревками.

Традиционный церемониймейстер по имени пако преподносит подношения апу, горным духам, которые, как считается, защищают местных жителей. Рядом с мостом установлен небольшой алтарь, на который кладут зародыши лам, кукурузные початки и другие ритуальные предметы. Пожилые мужчины, выступающие в роли традиционных священников, предлагают алкоголь мужчинам, участвующим в реконструкции. В жертву приносят также овцу, а ее сердце сжигается на небольшом костре, разведенном у подножия моста. Жрецы хотят убедиться, что рабочие находятся под защитой богов и что во время реконструкции не произойдет никаких несчастных случаев.

Веревки устанавливаются на второй день, как только старый мост отсоединяется и падает в реку, где его уносит течением. Традиция диктует, что только мужчинам разрешается работать над реконструкцией моста. Женщины остаются в верхней части ущелья, плетя веревки поменьше. Основная опора моста состоит из шести больших трехслойных канатов, каждый толщиной около фута, состоящих примерно из 120 более тонких канатов. Четыре из больших канатов будут образовывать настил моста, в то время как два других будут служить поручнями. Все шесть канатов надежно прикреплены к большим якорям, сделанным из резного камня, по обе стороны каньона.

Придание этим тяжелым канатам необходимого натяжения только с помощью человеческой тяги занимает большую часть второго дня. Вытягивание производится ритмично, в соответствии с инструкциями ведущих архитекторов. Различные этапы строительства контролируются старейшинами и двумя чакаруваками, специализированными мастерами, чьи методы ткачества передаются из поколения в поколение. Эта реконструкция основана на доколумбовой традиции общественных работ, которая заключается в том, что андские фермеры выполняют важную работу, преимущества которой разделяются всем сообществом.

На третий день горстка мужчин, которые не боятся высоты, проходят по всей длине сооружения, прикрепляя небольшие веревки от перил к полу моста. Это дает возможность каждому безопасно пересечь мост. Две группы начинаются по обе стороны моста и в конце концов встречаются в его центре. Когда последняя веревка на месте и мост наконец готов, рабочие поднимают руки, вызывая громкие аплодисменты толпы.

По соображениям безопасности одновременно пересекать сооружение разрешается не более чем четырем людям. Толпа большая, и проходит много времени, прежде чем все пересекают ущелье. В течение всего процесса реконструкции моста не использовались никакие современные материалы, инструменты или машины – только веревки из травы и человеческая сила.

Ежегодный ритуал восстановления завершается празднествами, в которых принимают участие все жители. Устанавливается сцена и музыкальная группа исполняет традиционные песни этого региона. Школьники из соседних деревень принимают участие в танцевальном конкурсе. Через несколько лет именно эти мальчики и девочки возьмутся за восстановление подвесного моста Кесвачака.

Эта статья опубликована на сайте ЮНЕСКО по случаю 14-й сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия, проходившей с 9 по 14 декабря 2019 года в Боготе, Колумбия.

Фотографии - Jeff Heimsath

Оригинал новости

Наследие инков

История Великой Империи

Наследие инков и шаманы Амазонии

 



 

главная | о компании | контакты | статьи | новости сайта | отзывы

Туроператор «Кайлаш» в социальных сетях: Telegram, В контакте

Яндекс.Метрика
 

Copyright © 2002-2023 Туроператор «Кайлаш». Все права защищены
+7 (495) 105-91-45, mail@kailash.ru

Номер в едином федеральном реестре туроператоров РТО 018484