Путевые заметки Марины Филипповой (Индия, 2013). Часть 7. По дороге к буддийским местам Ориссы
авиабилеты | визы | фото |
Прежде чем отправиться по буддийским местам Ориссы, мы решили заглянуть в местечко под названием Хирапур. Там находится уникальный храм Чаусат Йогинь что означает "храм шестидесяти четырех йогинь". Рядом - озеро. Очень тихо и безлюдно. Лишь паломники совершают омовение.
Что за культ поклонения 64 йогиням, откуда от пришел и когда растворился, точного ответа у индийских историков религии пока нет. Известен страх, который испытывали к ним деревенские жители. Они до сих пор говорят о йогинях шепотом. Тайна существования этого храма хранилась до 1953 года. Никто не знал о его существовании.
Храм очень необычный. Он построен в 9 веке нашей эры. Очень простое здание, без крыши, без алтаря, круглые стены, куда вмонтированы фигуры 64 богинь. Женские фигуры с прекрасными телами, иногда с головами животных, небольшие по размерам, находятся находятся на уровне ног. Приходится нагибаться, чтобы рассмотреть их.
Считается, что поклоняясь йогиням и проводя определенные ритуальные практики, человек приобретает мистические способности. Популярным был и остается культ превосходства Шакти, силе Великой Богини . Но самым значимым считается поклонение 64 йогиням.
"Этот благоговейный страх йогинь, существует еще с давних времен. Брахманда пурана, которая содержит известную поэму Лалита-сахасранама или "1000 имен Лалиты", заканчивается предупреждением о том, что любой лишившийся разума, кто передаст поэму непосвященному, будет проклят йогинями. Навлечь на себя проклятия йогинь, считалось страшнее смерти. Джнянарнава тантра подобным образом сообщает, что человек, передающий священное и секретное знание тому, кто не имеет посвящения, станет пищей для йогинь. Такое отношение, вероятно стало причиной по которой культ йогинь, на протяжении многих столетий, остается хорошо сокрытой тайной". (Йогини. Культ и храмы тантрической традиции Автор VidyaDehejia)
Индия. Орисса. Уникальный храм Чаусат Йогинь. Священник показывает самую сакральную фигуру йогини. Считается, что она обладает самой большой силой.
Мы ехали познавать буддийскую Ориссу. но по пути попадались интересные моменты Так, например, посетив храм Муктесвар, мы узнали об открытии фестиваля танца. Каждый вечер, когда стемнеет, начинается необыкновенное действие. Храм подсвечивается разными прожекторами, сцена плывет на фоне храма, а танцовщики и танцовщицы погружают зрителей в историю сказочного штата Орисса и искусство танца одисси.
Одисси, одна из старейших и сложнейших в мире систем индийского танца, возник в штате Орисса. Его еще называют индийским балетом. Сам танец построен на двух основных позах: трибанги (тройной изгиб тела), символизирующая женское начало, и чоука (четыре угла), символизирующая мужское начало. Танец очень нежный, грациозный. Одежда танцовщиков и танцовщиц выполнена из шелка или хлопка и украшена серебряными украшениями.
Орисса связана с именем великого царя Ашоки. Именно, завоевав Калингу и убив большое количество людей, Ашока раскаялся и принял буддизм. На месте, где происходило битва войск Ашоки с войсками Калинги находится очень интересное место. Скала-слон по преданию была создана Ашокой, а внизу находятся записи Ашоки с наставлениями.
Итак, по дороге к буддийским святыням мы наметили посетить джайнистские пещеры, который находятся на двух холмах Удайгири (Гора Восхода) и Кхандагири (Сломанная гора). Им более 2000 лет. Расположены они недалеко от Бхубанешвара. Пещеры до сих пор используются для медитаций. В период муссонов и жары сюда приходят садху. В это время мало народа посещает холмы. Зимой же сюда приезжает большое количество индийских туристов. Наряду с джайнистскими пещерами, привлекает особое внимание Пешера Ананты, украшенная фигурами двух змеев. Здесь находится также фигура богини Лакшми в бассейне с лотосом, омываемой двумя слонами.
Местный гид, рассказывая нам о пещерах Удайгири и Кхандагири, обратил внимание на первую пещеру, названную "Царицей", центральная часть которой, наряду с чисто джайнистскими символами, украшена барельефами королевской процессии, а также танцевальными и музыкальными представлениями, привлекательными фигурами танцовщиц. Эти изображения не очень совпадают с джайнистскими практиками! Мы выяснили, что эта двухэтажная пещера использовалась правителями Калинги (Ориссы) как театральная площадка. Вместе ли существовали джайны и светские увеселения? Но все пещеры примерно одного возраста.
Наконец, мы пересекли ворота, которые открывают путь к буддийским городам Ориссы, которые не так давно археологи, буквально из земли, явили на свет и на обозрение путешественников. Первый город - Ратнагири.
Автор – Марина Филиппова
Фото – Валерий Гаркалн
Путевые заметки Марины Филипповой (Индия, 2013)
Часть 1. Индия не отпускает меня!
Часть 2. Любовь не с первого взгляда
Часть 3. Вперед – по Индостану!
Часть 4. Озеро Брахмы в Пушкаре
Часть 5. Земля алмазных копей и родина Кохинора
Часть 6. От алмазных копей в англо-саксонскую дыру
Часть 8. Буддийские святыни Ориссы
Часть 9. По дороге в Хампи
Часть 10. Великолепие Карнатаки. Хампи
Часть 11. Великолепие Карнатаки. Бадами, Паттадакал, Алхола
Часть 12. Всё это – Карнатака!
Часть 13. Самые прекрасные храмы в Индии
Часть 14. Последние встречи в Карнатаке
Индия: ближайшие туры
Западная Индия: Лучшее в Гоа и Мифы Карнатаки |
|