Северная Индия 13 лет спустя. Путешествие в Гималаи. Часть 4. Уникальная земля Лахула
авиабилеты | визы | фото |
На девятый день из Наггара мы отправились в столицу Лахула - Килонг (Кейлонг). В Индии туристический сезон меняется 2 раза в год. Весной – из Гоа в Лех, осенью- из Леха в Гоа. В июне открываются гималайские перевалы, и вся тур-толпа едет в Лех. Килонг - город в долине Лахул, который находится по пути в Лех.
Мы выехали в 9 утра, чтобы в Манали быть в 10. Все наши соседи выезжали из Наггара в 4 утра. Им не требовался пермит, который был необходим нам, в связи с тем, что машина у нас была делийская. В Манали мы прикупили безделушек, покушали в Чопстике, наш водитель получил пермит и в 12 выехали в сторону Рохтанга. Замечу, что погода в долине Куллу была дождливой и красоты Рохтанга целиком нам так и не открылись. В июне масса туристов - индусов отправляется на север в Гималаи, а июнь это еще и время каникул.
Рохтанг встретил нас невероятными пробками. Родился афоризм: "Вы спросите, как мне крыша мира? Я отвечу - Большие пробки!". Но все же нам повезло больше, чем тем, кто выехал рано утром. Весь поток шел нам на встречу. На перевале сделали короткую остановку. Шел дождь. Мы решили не терять время и отправились вниз, в долину Лахул.
В поселении Коксар остановились для регистрации. Полицейский после моего "намастэ, Джи" стал очень приветливым. Вообще, при путешествии по Индии надо осознавать, что, несмотря на отмену кастовой системы в 1947 году, мы – иностранцы, до сих пор являемся "неприкасаемыми», то есть не имеем никакой касты, а значит, а значит стоим на низкой ступени иерархической лестницы. Особенно это чувствуется в отношении с кшатриями (полицейские и военные). Следовательно, с людьми, от которых ты хоть как то зависим, нужно обращаться более чем почтительно. С остальными учтиво и дружелюбно.
Немного о поведении на востоке (относится и к России). К старшему человеку обращение с принижением себя. С каждым взрослым человеком, с кем общаешься, обязательно надо поговорить о семье, о детях, женах, родителях, братьях и сестрах, если есть таковые))). Это знак хорошего тона. В любом случае, спросить офицера полиции, армии женат он или нет, есть ли дети, это станет для путешественника хорошим плюсом не только в карму, но и возможно помощью в проходах в те места, куда обычно не всех пускают.
После Коксара отправились по долине Лахул в Килонг (Кейлонг). Невероятно красивая дорога, ко всему прочему погода наладилась и ледники, водопады, река и сами горы предстали во всем своем великолепии. Гималаи образовались путем столкновения тектонических плит. Даже вьетнамская гряда Чонг Шон является отрогами Гималаев. И Гималаи по-прежнему растут. Здесь, в Лахуле, мы увидели историю нашей планеты, которая как картинка застыла на разломах гор в виде полос отдельных периодов. Мы живо представили, где и когда был каждый этап нашей истории. Желтая полоса, скорее всего песчаное дно моря, затем массивные лавовые потоки, затем культурный слой известняка... Здесь - где то время первых живых организмов, а в том, сероватом слое, возможно, прячутся останки динозавров. А вот, может быть слой, когда Земля только зарождалась?!.
Дорога до Килонга, несмотря на 8 часов пути, оказалась легкой и интересной. В городке мы заселились в отель Dekyid. Ребята - непальцы радушно нас встретили. Они зимой работают в Гоа, а на лето перебираются в Килонг. Было очень забавно слышать от них русские слова, с характерным акцентом нашего брата пляжного туриста, типа "пойди сюда, водка, давай-давай..." и много других "замечательных" выражений, которые резко отличают нас от цивилизованного и воспитанного путешествующего мира. Вообще русское панибратство не к лицу нам. Мы были воспитаны когда-то ( вспомнить "Бриллиантовую руку"). Но куда-то наше хорошее поведение исчезло. Может быть, благодаря американизации, где отсутствует слово "Вы", или из за сложных перестроек нашего государства?
Вид из номера сказочный. Белые вершины, буддистские монастыри и отсутствие той растительности, к которой мы привыкли в Наггаре. Сразу отмечу, что проживание здесь не дешевое, в соотношении цена качество, к которым мы привыкли в Наггаре. За двадцать пять долларов нам предложили номер, за который мы в Наггаре заплатили бы не больше десяти, но и найти хорошее жилье двух - трех или более звезд сервиса в Килонге представляется невозможным.
На следующий, десятый день, мы отправились колесить по окрестностям. Побывали в трех буддистских монастырях...
Живя во Вьетнаме, безусловно, наслаждаешься видом моря, виндсерфингом, дайвингом, кухней и бытом вьетнамцев, бесконечным кругом общения соотечественников, близких по духу. Но все это рано или поздно становится обыденным. Хочется уединения и расслабления, за которыми мы, собственно и отправились в Гималаи. Также была мечта побывать на буддистской пудже. Эта мечта грела душу под жарким вьетнамским солнцем! Поэтому первым делом поехали в монастырь Шашур, который находится (пешим ходом) в трех километрах от Кейлонга. Гомпа построена в 16 веке и относится к буддийскому ордену Гелукпа. Монастырь имеет духовную связь с известным бутанским монастырем в пещере льва. Здесь жил и работал в летнее время Н.К.Рерих. На машине расстояние до Шашур гомпы увеличивается в два раза.
Путь в гору проходит по серпантину, по очень узкой дороге. Страшно ли ездить в горах? Да страшно, учитывая то, что ежегодно на этих дорогах гибнет много людей. Через несколько дней мы стали свидетелями жуткой трагедии - недалеко от Наггара сорвался в пропасть грузовик, перевозящий людей от одной деревни в другую. Горе родственников и отчаяние от происходящего, в связи с невозможностью хоть как то помочь присутствующим, явно врезалось в сердце и соучастие заставило задуматься о многих вещах, о которых раньше задумываться не приходилось.
Когда мы слышим, что где-то что то стряслось, мы не сочувствуем пострадавшим и их семьям, так как в нашем сознании это произошло где то в другом мире, в другой вселенной. Когда это происходит рядом, в душе появляются сострадание, ты понимаешь, что не только на словах, но и на деле надо быть терпеливым, великодушным, правдивым и любящим. И что применять это надо, не только к близким людям, но и к каждому живущему на этой планете.
Монастырь Шашур - самый старый в окрестностях Килонга. Он состоит из трех этажей, каждый из этих уровней, является отдельным храмом со своим алтарем и молельной площадью. Мы побывали на первом уровне и заглянули в другие храмы - там проходили пуджи и мы постеснялись заходить внутрь. Нам предложили чай и провели в ретритную комнату. Пообщавшись с молодым монахом и насладившись студенческой монашеской обстановкой, мы отправились через можжевеловый сад к главной святыне монастыря, ступе с отпечатком стопы Падмасамбхавы. Сделав прикараму вокруг ступы, поговорив с друзьями о планах, спустились обратно к монастырю и "погнали" к следующей точке нашего маршрута.
Кстати о пересечениях. В Наггаре в первый день приезда познакомились с московскими девушками - мамой Олесей и дочкой Машей, девяти лет отроду. Девчонки за день до нас уехали в Килонг и на следующий день мы их встретили по дороге к монастырю. К слову сказать в Наггаре мы попрощались друг с другом в неуверенной надежде, что когда-нибудь встретимся снова, а тут повторная встреча- предсказуемая и в то же время желанная и оттого- радостная.
Через пару часов мы уже были в следующем монастыре, название которого я так и не узнал. Он расположен на пересечении двух дорог и двух рек Бхаги и Чандры. Монастырь молодой, но в тоже время является прекрасным примером сочетания древних традиций и современных строительных технологий.
Стены сложены из камней местного происхождения, хотя отчетливо виден железобетонный каркас здания. Монах открыл нам дверь, и мы оказались внутри храма. Посидев там несколько минут, вышли к кемпингу, где нас ожидала машина. Судя по разбитому палаточному городку и кострищу с расставленными вокруг стульями, я понял, что это место используется, как ретритный центр.
Далее поехали по другой стороне ущелья, выехали на место, находящееся напротив Килонга. Там расположено очень небольшое и харизматичное поселение. Улочка напомнила средневековые сюжеты, когда дома располагались близко друг к другу, где жили ремесленники, в окружении скотных дворов и крестьянских огородов, торговцы сновали со своими товарами. Все это предстало перед нами с некоторыми вкраплениями современных деталей. По всей долине мы нередко встречали ракитовые рощи, явно посаженные людьми. Ракиты являются безусловными помощниками местным жителям в этих нелегких климатических условиях (сразу вспомнились мои русские недели отпуска, когда помогал другу в деревне спиливать ракиту, которая мешалась ему на огороде).
По пути попадались склады дров ракиты, часто расположенные вдоль заборов и стен горских дворов. Многие же стебли ракиток были обглоданы животными, что позволило предположить пищевую ценность этих деревьев. В деревне нам показали путь к Карданг гомпе, которая находится в паре километрах вверх от деревни, мы решили поехать на машине и имели на то полное право, ибо машина у нас была.
Многие путешествуют, как мы, но и есть те, кто путешествуют на местных автобусах, а к достопримечательностям добираются на такси, рикшах или пешком, в зависимости от необходимости и бюджета. Машины в Килонге дорогие, например, в среднем день трансфера на нашей делийской машине обошелся нам в 40$. Маршрут, что мы проделали в тот день, обошелся бы нам в Килонге точно более 60$. Джип от Нагара до Килонга - 100$. Килонг - Трилугханатх - Килонг – 50$. Цены разнятся в зависимости от сезона. Индийские автобусы относительно дешевые, но предназначены для любителей острых ощущений.
По расчетам - индийский «паблик трансфер» вышел бы нам в несколько раз дешевле на троих, чем одна машина на весь период, однако свобода перемещения и комфорт, возможность останавливаться там, где хочешь, дает неоспоримые преимущества путешествия семьей или компанией от трех человек, либо при наличии маленьких детей. Наши друзья - девушки из Москвы иногда сетовали на усталость из- за пеших прогулок до некоторых храмов. Но я, порой, радовался за них, так как сам желал того же. Привязанность к машине порой мешает отстраниться от нее и прогуляться по окрестностям. Окунуться в атмосферу Индии можно, только испробовав все средства передвижения, в том числе и на слонах!
К гомпе мы подъехали в шестом часу вечера и при входе встретили выходящих оттуда милых малайских туристов и прощающегося с ними монаха. Мы попросили разрешения зайти, и монах дружелюбно пригасил нас. Он также разрешил присесть на матрасы, которые лежат на полу перпендикулярно от алтаря к выходу, образуя коридор. Невзначай монах спросил, не желаем ли мы пуджи. Я с радостью согласился! Пуджа длилась примерно один час. Я почувствовал то, ради чего отправился в столь долгий путь, получил ту дозу вибраций, которые еще долго будут дарить прекрасные воспоминания о Гималаях!
На следующее утро мы покинули Килонг (Кейлонг) и поехали в храм Трилокинатх. Одиннадцатый день застал нас дождем и холодом.
Дорога в лахульский Удайпур (к слову, их в Индии - четыре) обвалилась и в данный момент ремонтируется. Эта оказия дала нам повод не стремиться в Удайпур, а сосредоточить свое внимание на Трилокинатхе, где находится индуистский храм, который впоследствии стал еще и буддистской святыней. Впервые в жизни я был поражен возможностью нахождения двух абсолютно разных религий в относительной дружбе не только в одной стране, но и в одном храме.
При входе в ворота храма пуджарий (священик), который шел впереди нас, снял свою обувь и вошел в залитый дождем двор храма. Пол его застилает мраморная плитка, и путь к храму становится небольшим испытанием. Я начал разуваться, а Катюша решила с Максимом подождать меня в воротах, не намочив ноги и укрывшись от дождя. Я вошел в храм и сел поодаль от входа, недалеко от святилища, старого строения храма, находящегося внутри современного строения. Древнему храму 2000 лет, по словам священника. Я вкушал аромат горящего гхи (топленое мало). Через несколько минут увидел буддистского монаха, ведущего под зонтиком мою жену и ребенка. Он пожурил индуистского пуджария за то, что тот не пускает в дом гостей, оставив их в воротах, пуджарий долго оправдывался, а монах все время улыбался. Затем монах пригласил нас внутрь святилища и усадил на пол. Дав прасад и чай, он рассказал о всех жильцах алтаря. Там находится Aвалакитешвара, соседствуя с главным индийским семейством, Шивой, Парвати и Ганешой. Также есть несколько буддистских бодхисатв и тар.
Храм оставил неизгладимое впечатление и занял мои мысли практически на всю обратную полуторачасовую дорогу до поворота на Килонг.
Оставив город слева в ущелье, мы отправились к перевалу Рохтанг. Я выбегал регулярно из машины и прокладывал путь, зачастую босиком, так как дороги размыло, а посадка машины явно была не рассчитана на такие дороги. Я не раз жалел, что не взял джип или минивэн, у которых посадка выше, и они больше предназначены для поездки в Гималаях. До перевала мы добрались за три часа с двумя короткими остановками. По дороге пробило заднее колесо, нам пришлось ремонтироваться, заодно и перекусили. На перевале пошел снег. Наш водитель радовался как ребенок, видя это нечастое для него явление. Я обучил его тактике вождения по зимней горной дороге. Тактика сводилась к правилам двух и трех "Д" – «Держи дистанцию и дай дорогу дураку»!
Каждые тридцать секунд я твердил - «кип дистанс и драйв слоули!» Уже на самом перевале Рохтанг встали в пробку. Сначала было забавно, выбежали из машины поиграть в снежки, попрыгали, пофотографировались.... Но шло время, а движение не возобновлялось. Мы уже греемся в машине, снег не прекращается, топливо кончается, сугробы уже по колено. Сразу вспомнились мумии найденные в Альпах в леднике, безусловно, прекрасно сохранившиеся и давшие так много современной археологии…. Представилось собственное превращение в такую важную находку для будущих поколений! Но все по- индийски тронулось, и через три часа пробка осталась позади. В Манали мы спустились к десяти вечера, а в одиннадцать мы были в Наггаре.
Заселились в гостиницу «Альянс» и почувствовали себя дома немного уставшими после невероятных приключений. Наш двух этажный номер наполнил запах горячего чая и рома «Олд монк». Мы с хозяином гостиницы месье Джилом поделилась впечатлениями и по прощавшись до утра, полные впечатлениями, легли спать.
Фотографии Стаса и Екатерины Федоровых
Все фотографии из путешествия
Северная Индия 13 лет спустя. Путешествие в Гималаи. Часть 1. День первый
Северная Индия 13 лет спустя. Путешествие в Гималаи. Часть 2. Хадимба и суета в Манали
Северная Индия 13 лет спустя. Путешествие в Гималаи. Часть 3. Семья Рерихов и Шива
Ссылки по теме:
Индия: ближайшие туры
Золотой треугольник и дворец Самод |
|
Западная Индия: Мумбай и пещерные храмы Аджанты и Эллоры |