Праздник Ват Пурнима в Индии. Легенды и сказания
авиабилеты | визы | фото |
Ват Пурнима или Савитри - индуистский праздник, который отмечают замужние женщины в Непале, Северной Индии и в западных индийских штатах Махараштра, Гоа, Гуджарат. В день июньского полнолуния (Пурнима), который в этом году (2024) пришелся на период с 20 по 23 июня, замужние женщины молятся о долголетии своих мужей. Они обвязывают баньяны или деревья пипал (бодхи, фикус религиозный) специальными шнурками, делая пуджу. В этот день, который считается очень благоприятным, они соблюдают пост и возносят молитвы баньяну или дереву пипал о благополучии своих мужей.
Фестиваль проводится в течение трех дней в период июньского (или майского) полнолуния и посвящен супружеской паре Савитри и Сатьявану. В течение трех дней пастой из сандалового дерева и риса на полу или стене дома рисуются изображения баньяна, Савитри, Сатьявана и Ямы – бога смерти. Золотые изображения супружеской пары помещают в лоток с песком и поклоняются им, произнося мантры нараспев, и украшают листьями баньяна или пипал.
На открытом воздухе женщины также поклоняются священным деревьям – вокруг ствола обматывая нитями и принося в жертву медные монеты. Считается, что строгое соблюдение поста и традиций гарантирует мужу долгую и благополучную жизнь. Во время поста женщины приветствуют друг друга словами: «Стань Савитри». Считается, что до следующих семи родов их мужья будут жить хорошо.
Б. А. Гупте (1851 – 1925 гг) - помощник директора отдела этнографии Индии, автор книги "Индуистские праздники и церемонии" и нескольких других книг, утверждал, что мифология, стоящая за фестивалем, символизирует природные явления. Он отмечал, что это изображение ежегодного бракосочетания земли и природы, представленного Сатьяваном и Савитри. Это похоже на то, как земля умирает каждый год и обновляется силами природы.
Существует два Савитри Врат, один из которых отмечается в Амавасья-титхи (новолуние), а другой - в Пурнима-титхи (полнолуние). В Северной Индии индуистские женщины соблюдают пост в Амавасья-тити, а в Махараштре пост соблюдается в Пурнима-тити. В эти дни рассказываются истории о Савитри и Сатьяване.
Согласно индуистским священным писаниям, дерево баньян является самым почитаемым и священным деревом. Считается, что в нем обитает божественная троица (Шива, Вишну и Брахма). Баньян живет долго, и именно по этой причине замужние женщины возносят молитвы этому дереву.
В некоторых районах Индии, где нет баньяна, женщины завязывает священные шнурки на дерево пипал. Потому как Вишну обитал некоторое время в дереве. Существуют легенды, что пипал также является домом для божественной индуистской троицы - Тримурты. Брахма – находится в корнях, Вишну – в стволе, а Шива – в листьях. Пипал живет также долго и счастливо, как и баньян. В долине Кангра в Гималаях, есть дерево, которому более 800 лет. Пипал также считается обителью Ямы (бога смерти). Поэтому женщины делают подношения дереву и обращаются к нему, прося долгой жизни для своих мужей.
Индуистским женщинам также следует возносить молитвы богине Савитри (позже – Сарасвати). Существуют и легенды, связанные с богиней. Одна из них рассказывает, что жила-была молодая женщина Савитри. Ее назвали так в честь богини мудрости, знания, красоты и искусства, которая была помощницей бога Брахмы при творении Вселенной и осуществляла брак неба и земли. Земная Савитри, дочь царя Ашвапати, вышла замуж за Сатьявана. Однажды Сатьяван работал в лесу. Повелитель смерти Ямарадж, зная, что молодому человеку уготована короткая жизнь, пришел, чтобы ее забрать. Через некоторое время Савитри обнаружила своего мужа мертвым и увидела рядом с ним Яму. Она обратилась к богу с просьбой вернуть мужу жизнь, но Яма отказался и попросил молодую женщину вернуться, домой. Но Савитри не уходила и не отпускала повелителя смерти. Видя такую настойчивость Ямрадж был готов дать ей три блага, которые она попросит. И Савитри попросила вернуть зрение свекру, затем возвратить ему королевство и, наконец, стать матерью 100 сыновей. Ямрадж благословил ее всеми тремя благами, а затем ушел, взяв с собой жизнь Сатьявана. Савитри начала преследовать его. Удивленный Ямрадж спросил, что он дал все желаемые блага, но почему она снова преследует его! Савитри ответила, что, не подарив жизнь своему мужу, как она сможет стать матерью 100 сыновей? Ямрадж смирился со своим поражением и вернул Сатьявану жизнь.
Другая легенда восходит к эпохе древнего индийского эпоса «Махабхарата». Бездетный царь Ашвапати и его супруга Малави мечтают о сыне. Наконец, появляется богиня Савитри и сообщает, что у него скоро родится дочь. Король вне себя от радости при мысли о ребенке. Родившуюся дочь назвали Савитри в честь богини. Девушка была настолько красива и чиста, что наводила страх на всех мужчин в государстве и за его пределами, и ни один мужчина не просил ее руки. Тогда отец посоветовал дочери самой найти себе мужа. И Савитри отправилась в паломничество, где и повстречала Сатьявана, сына слепого царя по имени Дюматсена, который жил в изгнании в лесу. Когда девушка возвратилась домой, она услышала разговор отца с мудрецом Нарадой о том, что сделала плохой выбор: Сатьявану, совершенному во всех отношениях, суждено умереть через год после этого дня. Несмотря на это предупреждение Савитри вышла замуж за Сатьявана. За три дня до предполагаемой смерти мужа молодая женщина приняла обет поста и бдения. Ее свекор очень был обеспокоен таким суровым постом, но Савитри дала клятву и Дюмацена предложил свою поддержку и тоже принял пост. Утром, в день предсказанной смерти, Сатьяван колол дрова, внезапно ослабел и положил голову на колени жены, которая все время находилась рядом. Через несколько минут он умер. Жена положила его тело в тень баньяна, молясь и надеясь на воскрешение.
Здесь и появился бог смерти Яма, который пришел за душой Сатьявана. Когда Яма забрал душу Сатьявана, Савитри последовала за ним: ее долг как жены - следовать за своим мужем. Услышав эти слова, Яма, смягчившись исполнил несколько ее желаний, за исключением просьбы сохранить жизнь Сатьявану. Сначала она попросила о зрении и восстановлении царства для своего свекра, затем о ста детях для своего отца и наконец, о ста детях для себя и Сатьявана. Последнее желание создало дилемму для Ямы, поскольку косвенно даровало жизнь умершему. Однако, впечатленный преданностью и чистотой Савитри, он предложил ей еще один шанс выбрать любое благо, но на этот раз опустил фразу "за исключением жизни Сатьявана". Савитри немедленно попросила вернуть мужу жизнь. Яма даровал жизнь молодому человеку и благословил Савитри вечным счастьем.
Сатьяван проснулся, как будто от глубокого сна, и возвратился к своим родителям вместе с женой. Тем временем Дюматсена прозрел и в честь возвращения любимого сына и невестки устроил большое собрание, где присутствовали многие знаменитые аскеты. Савитри рассказала эту историю всем собравшимся. Пока они восхваляли ее, прибыли служители Дюматсены с известием о смерти его узурпатора. Радостно король и его свита возвратились в свое королевство. Хотя дерево баньян не играет существенной роли в этой истории, ему поклоняются в память о любви, описанной в легенде.
Источник легенд: https://timesofindia.indiatimes.com/religion/festivals/vat-savitri-2024-date-time-puja-rituals-story-and-significance/articleshow/110726106.cms
Фотографии и текст – Марина Филиппова и Валерий Гаркалн
Туры в Индию - https://kailash.ru/c001/619.html
Ссылки по теме:
Индия: ближайшие туры
Золотой треугольник и дворец Самод |
||
Большой тур из Мумбая в Бадами с отдыхом в Гоа
|
||
Необычный Золотой треугольник + Каджурахо |
||
Золотой треугольник + Рантамбор |